Борис Павлович: "Я уеду из Кирова"
«Бизнес Новости» узнали о том, что художественный руководитель «Театра на Спасской» Борис Павлович объявил своему коллективу об уходе, буквально на следующий день. Но мы договорились с Борисом, что он сам прежде соберется с мыслями и даст развернутый ответ по пунктам, почему это произошло.
1. Семь лет в Кирове с «Театром на Спасской» - лучшее, что случилось со мной за мою профессиональную жизнь. Большое спасибо всем, кто был рядом.
2. Коллектив «Театра на Спасской» - потрясающая команда. Елена Авинова, Ирина Брежнева, Катерина Андреева, Рома Цепелев, все-все артисты, каждый по-своему - мои друзья и мои учителя.
3. Я не могу продолжать работу в Кировской области, потому что сегодня делать это невозможно. Практически всё, что мы делаем, мы делаем вопреки, а не благодаря.
4. За семь лет Киров так и не стал моим домом. В прямом смысле. Область не сочла возможным (или необходимым) выделить мне квартиру - даже служебную.
5. Зарплата молодого артиста - 8 тысяч рублей. На такую зарплату я каждый год ищу выпускников российских театральных вузов - из Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Екатеринбурга, Ярославля. В Кирове артистов не учат. Никакой программы поддержки приезжих специалистов в области нет.
6. Через некоторое время артисты уезжают. Кто-то через год, кто-то через три. «Театр на Спасской» дает замечательную возможность реализоваться молодым специалистам, но жить здесь, кормить семью практически невозможно.
7. Этой весной из театра ушли Алексей Красный и Стас Степанов. Объяснение одно: «Нам интересно в театре, но перспектив здесь мы не видим».
8. Руководство успешно не замечает этой проблемы, потому что я каждый год нахожу новых артистов, и они вводятся на роли ушедших. Каждый сезон начинается с 15-20 вводов в текущий репертуар. Мы тратим на бесконечные вводы время, которое должно было быть потрачено на создание новых спектаклей.
9. В этом году я не стал ездить и уговаривать выпускников. По собственной инициативе никто не приехал.
10. Те артисты, что остаются, делают это исключительно благодаря своему энтузиазму, фанатичной любви к искусству. Эксплуатация их преданности театру - безнравственна.
11. В Кирове всего три театра. Во всей Кировской области меньше 100 профессиональных артистов. Я не верю, что в областном бюджете нет средств на то, чтобы обеспечить их человеческое содержание.
12. «Театр на Спасской» - эффективен. Каждый год мы перевыполняем план по доходам, по количеству мероприятий, по общему числу зрителей. «Театр на Спасской» регулярно приносит Кировской области деньги в виде грантов, полученных из федерального бюджета и из зарубежных фондов. «Театр на Спасской» представляет Кировскую область на всероссийских и международных фестивалях. «Театр на Спасской» неоднократно номинируется на Высшую национальную премию «Золотая маска». «Театр на Спасской» становится лауреатом Премии Правительства РФ в области театрального искусства им. Федора Волкова. Все это никак не отражается на благосостоянии его работников.
13. «Театр на Спасской» в Кирове - культурное градообразующее предприятие. Художественный музей им. А. и В. Васнецовых работает с историческим наследием, Библиотека им. А.Герцена - с культурой современности, «Театр на Спасской» обращен к детям и молодежи, а значит, программирует будущее. Одно невозможно без другого. Не осознавать особую миссию кировского ТЮЗа - преступная халатность.
14. Я не понимаю, зачем в течение нескольких лет область тратила деньги, в том числе мои деньги налогоплательщика, на культурный центр «Аполло». Я не понимаю, что будет делать этот реорганизованный центр в Доме Витберга. Я не понимаю, почему вкладывать деньги в Рябово важнее, чем в уникальных специалистов «Театра на Спасской», которые ежедневно выдают реальный продукт для сотен кировчан.
15. В прошлом сезоне в рамках оптимизации расходования бюджетных средств мне лично снизили должностной оклад.
16. Я не понимаю критериев оценки эффективности моей работы. В каком бы объеме я ни писал заявки на гранты, положения о фестивалях, сценарии юбилеев, пресс-релизы, инсценировки, сколько бы я ни тратил время на поиск актеров и режиссеров, это укладывается в понятия «художественное руководство» и «ненормированный рабочий день». Но если я выезжаю из города на несколько дней, я каждый раз должен брать отпуск за свой счет. И без того символическая зарплата превращается просто в насмешку.
17. Три года назад я опубликовал в газете «Бизнес-Новости» открытое письмо губернатору Кировской области Н.Ю. Белых под названием «До конца энтузиазма». За три года ситуация с социальной защитой работников культуры принципиально не изменилась. Мой энтузиазм кончился.
18. Если бы семь лет назад кто-нибудь сказал мне, недавнему выпускнику питерской театральной академии, самому молодому главному режиссеру России, что я задержусь в Кирове на семь лет, что мы успеем сочинить столько удивительных вещей, я бы ни за что не поверил. Семь лет - это очень много. Никто из моих коллег сегодня не задерживается на посту руководителя больше двух-трех лет.
19. Смена художественного руководства - это возможность обновления, нового творческого импульса. Это хороший шанс для региона: осознать, что культурная работа — это, в первую очередь, не стройка, а работа с людьми. Хотя можно снова понадеяться на энтузиастов. Но их осталось не так много. Вымирающий вид.