Ямы на дорогах оттаяли и приумножились. А денег на ликвидацию осталось все столько же.

Про вторую беду

21.03.2011 1296 0

Вновь весной «ребром» встала тема дорог.

Весной оттаяла одна из главных наших бед - дороги. Водители, попав в очередную ловушку, тренируются в красноречии и фигурном вождении, а власти, оправдываясь, пересчитывают копеечки, отложенные на ямочный ремонт. Компромисс найти сложно, о дополнительных деньгах и мечтать не приходится, хотя еще совсем недавно - в прошлом году – областным правительством была принята концепция развития транспортной инфраструктуры региона с целью вложить в нее почти два наших годовых бюджета. Судя по всему, она была написана «вилами по воде».

С чистого листа

- Концепцию транспортного развития Кировской области, принятую правительством в прошлом году, уже сейчас необходимо пересматривать и переписывать, - заявляет Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.

Понадобился целый год для того, чтобы понять, что запланированные на эти цели 47 млрд рублей больше похожи на «журавля в небе», чем на «синицу в руке». Напомним, что этот проект был принят правительством области к исполнению практически год назад – 16 февраля.

Основные направления документа оказались «в меру» глобальными: развитие эффективной транспортной инфраструктуры в целях ускорения товародвижения, формирование единого транспортного пространства, повышение комплексной устойчивости и безопасности транспортной системы, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Из конкретных задач, поставленных пред областью данной программой, можно вспомнить строительство дороги, соединяющей Лузский, Опаринский и Подосиновский районы с Кировом, которая должна быть завершающим этапом в создании автодороги Киров-Котлас-Архангельск.

Планировалось, что подсобят в этом деле щедрые федеральные власти, подарив нам примерно 19 млрд рублей. Из областного же бюджета на «транспортную пятилетку» хотели направить 24 миллиарда. «Мы старались сделать реальный документ, - сказал год назад в интервью газете «Бизнес Новости» зампред Сергей Щерчков, - Да, поставленные цели высоки. Но нас и губернатор настраивает на то, чтобы мы ставили перед собой высокие планки. Не наше кредо их занижать».

Однако прыгнуть выше головы – это, видимо, уже чье-то другое кредо. Раз благодаря амбициозной стратегии не изменилось качество дорог, стоит пересмотреть саму стратегию. И, по словам Альберта Владимировича, такая ситуация сложилась во многих регионах, так как никто не знал, что станут вновь актуальными дорожные фонды, что полностью изменится базис финансирования, что прекратится субсидирование из федерального бюджета. Вот такая непредсказуемая страна Россия – никто не знает, что будет завтра.

Не в приоритете

А дороги, тем временем, целее не становятся. Если в докризисные сытные годы областная дорожная сеть получала бюджетную «подкормку» в виде почти 2 млрд рублей, то, к примеру, в этом году на содержание региональной сети выделено только 600 млн рублей. И только на содержание, поскольку главная задача департамента – сохранить имеющиеся «направления». Однако, несмотря на глобальную нехватку средств, региональные власти уже второй год подряд реализуют программу государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства.

В 2011 году дополнительные 670 млн рублей должны продлить счастье автомобилистов еще на 100 км. В планах по ремонту: мост через р. Просницу между Кировом и Кирово-Чепецком; участок в 12,5 км автодороги Киров - Слободской - Белая Холуница - Омутнинск - Афанасьево - граница Пермской области; участок протяженностью 18,5 км автодороги Киров - Малмыж - Вятские Поляны; 4 км автодороги Киров - Советск - Яранск; 7,5 км автодороги Яранск - Кикнур - граница Нижегородской области; 13,5 км автодороги Пермь - Казань. Кроме того, все также актуальной остается дорога Киров-Котлас-Архангельск, а также дорожная связь с Подосиновским и Лузским районами.

– В прошлом году мы уже работали по такой схеме – было отремонтировано примерно такое же количество дорог, - говорит Альберт Владимирович. – Суть работы: мы объявляем конкурс на привлечение частного инвестора, который мог бы самостоятельно вложиться в строительство. Из кировских подрядчиков такой объем работ может выполнить только одна организация – «Вятавтодор». Именно она и выиграла в прошлом году государственный конкурс.

Выполнив все поставленные задачи, инициатор получает обещанную властями сумму – но только в следующем году. Если он вдруг не справился с чем-то, он «попал». В 2010 году все прошло гладко. И «Вятавтодор», судя по всему, намеревается продолжить свою благородную деятельность и дальше, так как Запольских уверен, что заманить кого-то из соседних регионов для работы с кировскими дорогами просто невозможно. «Это очень рискованно, - говорит Альберт Владимирович. - А если полученный результат не удовлетворит экспертов, то деньги останутся у нас».

Но такими мерами латать дыры на дорогах осталось недолго. Уже в 2012 году система их финансирования в очередной раз должна измениться. Обещают, что к лучшему: с 1 января будут создаваться специальные дорожные фонды, которые сконцентрируют в себе средства, собираемые исключительно для развития транспортной системы.

- Куда же деваются эти деньги сейчас? По нашим подсчетам, только сборы с акцизов на горюче-смазочные материалы и транспортный налог достигают 3 млрд рублей в год», - возмущается Артем Ситников, - вице-председатель союза автомобилистов Кировской области.

Однако направление расходования этих средств и не скрывается от глаз любопытных: известно, что наш бюджет – социально-ориентированный, поэтому и деньги, как говорится, скидываются в общий котел, а затем большая их часть уходит «нуждающимся» сферам. Дороги в их число не входят. «Благодаря дорожным фондам деньги, направляющиеся туда, будут расходоваться непосредственно по своему целевому назначению, - говорит Альберт Владимирович. - Но для этого сначала необходимо пройти серьезную нормотворческую процедуру – принять новый законопроект на федеральном уровне, а зачем утвердить с помощью регионального. Поэтому пока рано говорить о сумме, которая уже в следующем году может быть направлена на дороги. Надеюсь, она будет сопоставима с той, что была в докризисные годы».

Весна обнажила правду

– Да что дадут эти дорожные фонды, говорит Александр Носов, заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии Вятского государственного университета, руководитель Вятского филиала Международного центра логистики. – Сколько их у нас уже существует (пенсионный фонд, например), вряд ли кто-то еще верит в их эффективность.

Но из любого правила есть исключения, а надежда умирает последней. Да и пока регион доживет до претворения в жизнь очередной инициативы властей, все, как показывает практика, может еще перевернуться с ног на голову. Сейчас же областной департамент «размазывает» имеющийся асфальт по ямам, и плюс к этому еще успевает выдать автолюбителям оправдания на обвинения в воровстве.

Газета «Бизнес Новости» несколько номеров назад писала о том, как Альберт Запольских в своем блоге рассказывал о невозможности украсть выделенные на  ремонт и строительство дорог деньги. «Некоторые общественные деятели заявляют, что дорожники воруют, и воруют по-крупному, мол уходит до 30% средств выделяемых на ремонт и строительство дорог. Кто бы еще рассказал, как это можно сделать. Изначально украсть столько невозможно, сметы составляются исходя из официальных справочников, в которых цены материалов четко прописаны. Эти справочники обновляются каждые 3 месяца. Если украсть 30% от выделенных средств, получится, что из километра дороги мы построим всего метров 700», - пишет Альберт Владимирович.
Кроме того, ведомство регулярно подвергается проверкам: и со стороны прокуратуры, и со стороны департамента финансов.

Как раз на днях закончили свою миссию «ревизоры» из Контрольно-счетной палаты Кировской области. По словам Запольских, никаких серьезных нарушений выявлено не было, однако результаты проверки еще не оглашены: на суд общественности они будут вынесены не раньше конца марта.

С ними или без них, но бизнес, к примеру, уже отчаялся как-либо повлиять на дорожную ситуацию в регионе. Многие сходятся в одном приятно ласкающем слух мнении: дороги, определенно, за последние годы стали лучше. На вопрос о том, что мешает еще большему их приближению к идеалу и почему асфальт так недолговечен, предприниматели, улыбаясь, отказываются отвечать: ни к чему высказывать мнение, которое по факту окажется чрезвычайно эмоциональным, но голословным.

– Дело даже не в будущих дорожных фондах, а в методике получения цены за строительные работы, - говорит Лев Лимонов, директор компании «Торговля мехами». – Почему она у нас так высока по-сравнению с Европой? Ее все время индексируют, хотя с каждым годом расходы можно оптимизировать. Так или иначе, в ценообразовании заложена коррупционная составляющая.
Искать справедливости путем проведения своей экспертизы принялся союз автомобилистов Кировской области.

По словам Артема Ситникова, как только сойдет снег, они будут исследовать качество отремонтированной в прошлом году улицы Воровского. На других дорогах, по словам водителей, уже оттаяли неприятные сюрпризы: те выбоины и ухабы, которые еще прошлой осенью были отремонтированы, вновь обнажились. Зима «съела» вложенные деньги. «У нас нет таких технологий, которые бы позволили асфальту пережить нашу зиму», - резко заявляет Запольских.

– Как это нет? – спорит Александр Носов. – Почему, когда планируется ремонт или  строительство какой-либо дороги, никто не обращается к науке. Все должно быть четко спланировано, любые траты обоснованы. А у нас что происходит – определяющим фактором является цена. Кто предложит выполнить работы за меньшие деньги, тот и строит. В итоге получается, что некачественный и дешевый ремонт приходится делать каждый год: подрядчику даже выгодно регулярно получать дивиденды за асфальтирование одной и той же ямы.

При такой «арифметике» об обновлении всей региональной дорожной сети пока вообще мечтать не приходится: на это требуется порядка 20 млрд рублей. Примерно наш годовой бюджет. По принятым нормативам каждый год областной департамент должен ремонтировать 250-300 километров дорог. То, что делается сейчас – это капля в море.

– По социальным нормам страны, например, на каждого человека должно приходиться по 18 кв.м. жилья, - но в реальности же так не происходит, - говорит Альберт Запольских. - Я уже не раз говорил о том, что наша главная задача сегодня – сохранить те дороги, которые существуют. Конечно, всем хочется ездить до деревни «Ивановка» с ветерком, как по европейскому автобану. Но это невозможно. К тому же не стоит так яро ориентироваться на Европу – дороги там подчас не лучше наших.

И ничего не попишешь. Путь к волшебному денежному лесу еще не найден. А когда к нам приедет очередной ревизор или долгожданный инвестор, мы вновь постелим на имеющиеся по пути его следования неровности «красную дорожку». Ведь как сказал губернатор Никита Белых, когда вы встречаете гостей, вы же прибираетесь дома. Таковы правила хорошего тона. Вот и живем по принципу – до следующего гостя, до следующей весны.

Елена Окатьева
okateva@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте