Строительство западного обхода Кирова позволило бы разгрузить улицу Луганскую (а также Ломоносова и Производственную) от большегрузов

Дороги на завтра

02.09.2013 00:07:00 2225 0

В рамках программы «Разворот на бизнес» на «Эхо Москвы» в Кирове состоялось обсуждение темы дорожного строительства в регионе. Ведущие Светлана Занько, Владимир Сметанин и главный редактор газеты «Бизнес Новости в Кирове» Олег Прохоренко выясняли, куда мы пойдем, закончив дорогу на север, когда построят западный обход города Кирова и сохранится ли сеть муниципальных дорог области в существующем виде. Ответ держали гости студии - глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области Альберт Запольских и депутат Заксобрания региона Багама Джамалутдинов, с 2004 по 2008 годы возглавлявший областные Дорожный комитет и управление дорожного хозяйства.

После Архангельска – на Удмуртию

Разговор начался с приятной новости – 20 августа открылся участок дороги Альмеж-Скрябино, связавший три района северо-запада региона прямым автомобильным сообщением с областным центром. Пусть пока в щебеночном покрытии, но это круглогодичная артерия. 
 
- Если бы там было асфальтовое покрытие, цена проекта выросла бы процентов на 20-25, - пояснил Альберт Запольских. - Асфальтобетон — дорогое удовольствие. С другой стороны, сегодня прогнозная интенсивность не очень высока и щебеночное покрытие вполне удовлетворяет тем потребностям, которые там есть. Мы пока не видим особой необходимости тратить бюджетные средства на то, чтобы делать там асфальтобетон.
 
По словам Запольских, как только увеличится интенсивность движения, повысится спрос на эту дорогу, - будут делать асфальт.
 
Власти не намерены останавливаться на достигнутом. К 2015 году они обещают напрямую соединить дорогой Опарино и Альмеж. На 26 километров этого участка трассы сегодня утверждена цена 1 млрд 250 млн рублей. Это средства Дорожного фонда Кировской области, уточнил Запольских.
 
Владимир Сметанин задал вопрос о других приоритетных направлениях дорожного строительства в регионе. По словам Запольских, есть госпрограмма, по которой работают власти.
 
- Если ничего кардинально не поменяется, то следующая более-менее серьезная стройка — направление на Удмуртию, - поделился планами глава департамента. - В Вятских Полянах у нас есть серьезный, дорогостоящий мост. По сути, сегодня он выполняет функции муниципального моста, но задумывался он как межрегиональный. Теперь надо строить участок, который через этот самый мост свяжет Кировскую область с Удмуртией.
 
Как выяснилось, до границы с республикой еще порядка 30 километров.
 
11 миллиардов на обход
 
Олег Прохоренко поднял тему западного обхода города Кирова:
 
- Транзитные автомобили сегодня идут прямо по улицам Кирова: Ломоносова, Луганской, - разбивают их. Не стоит забывать здесь и об экологии…Готова ли проектно-сметная документация на обход?
 
Ответ держал Альберт Запольских:
 
- Эта работа началась в то время, когда Багама Алиевич руководил дорожной отраслью Кировской области. Именно при нем делалось экономическое обоснование и техническое задание на западный обход Кирова. При мне эта работа закончилась. На сегодня проектно-сметная документация готова. Она прошла государственную экспертизу. Строительство западного обхода города Кирова обойдется в более чем 11 миллиардов рублей.
 
Не нужно быть экономистом, чтобы понять: бюджет Кировской области такую сумму не потянет. Это треть регионального бюджета. Но почему так дорого?
 
- В те годы, когда начинали проектировать обход города, существовало постановление правительства России, устанавливающее требование — обходом областного центра обязательно должна быть дорога первой категории, - раскрыл секрет Запольских. - Поэтому проект у нас получился очень дорогостоящий. Тогда предполагалась, что большую часть средств мы получим из федерального бюджета. Сегодня, к сожалению, федеральный бюджет крайне неохотно помогает регионам. Мы активно пытаемся попасть в федеральную инвестиционную программу, которая помогает такие серьезные проекты софинансировать. Мы прошли согласование в Росавтодоре, документы направлены в Минэкономразвития, ведется работа с Министерством финансов России, для того, чтобы, чтобы нас либо в 2014, либо в 2015 году включили в эту программу и мы все-таки начали строительство западного обхода города Кирова.
 
- В любом случае, разгрузить движение в Кирове необходимо, чтобы тяжеловесные «фуры» не разбивали улицы города, - подытожила Светлана Занько.
 
- А в Кировской области есть такие строительные организации, которые могли бы взяться за западный обход Кирова? Понятно, что все равно будет конкурс, но все-таки? - спросил Олег Прохоренко.
 
- Это дорога первой категории, предполагающая четыре развязки в двух уровнях, - пояснил Альберт Запольских. - К сожалению, я должен констатировать, что сегодня в Кировской области нет подрядной организации, которая способна была бы построить такой грандиозный объект самостоятельно, без привлечения субподрядчиков. 
 
- В Кировской области есть строительные организации, которые могут браться за такие объекты, - не согласился с Запольских Багама Джамалутдинов. – В том числе, «Вятавтодор». Там работают специалисты, есть необходимая техника. Возьмем такие организации, как ДЭП-43, ДЭП-2. Они тоже всегда занимались строительством дорог. Я сторонник того, чтобы подобные объекты строили кировские организации. Когда к нам приходят из других регионов, налоги уходят туда. Мощные организации Нововятская ДЭП, ДЭП-2,ДЭП-43, как я уже говорил. И они могут претендовать на такие объекты. Просто нужно иметь желание этим заниматься.
 
- А они что, не хотят? – уточнила Светлана Занько.
 
- Не совсем так, - ответил Запольских. - Я уже четыре года работаю с «Вятавтодором» и прекрасно знаю состояние их техники, у которой очень серьезный износ, и людского потенциала. Я всегда считал и считаю, что сапоги должен тачать сапожник. И когда организация хватается за любой вид деятельности, я этого, простите, не понимаю.
 
- «Вятавтодор» - это не сапожники, это дорожники. И специалисты там сильные, - остался при своем мнении Джамалутдинов.
 
- «Вятавтодор» существует с августа 2009 года, - не отступал Запольских. - До этого было 21 дорожно-эксплуатационное предприятие, самостоятельные юрлица. И у каждого из них действительно была своя специализация. Еще раз подчеркну: мы сейчас с вами говорим о дороге первой категории. Сколько, Багама Алиевич, на территории Кировской области километров дороги такого класса?
 
- Пять-шесть.
 
- Всего! Это действительно несколько километров на федеральной трассе «Вятка». А сколько у нас в регионе развязок в двух уровнях? Одна-единственная! И строила ее организация из Нижнего Новгорода. «Вятавтодор» ее лишь достраивал. Еще раз подчеркну: у нас в Кировской области нет организаций, которые умеют строить двухуровневые развязки и дороги первой категории. Я как глава департамента дорожного хозяйства первый был бы против, чтобы «Вятавтодор» участвовал в таком конкурсе. Потому что эта организация создана для другого – содержать и ремонтировать автомобильные дороги, - заключил Запольских.
 
Бедные муниципалы
 
Олег Прохоренко привел ряд цифр. В 2013 году областной бюджет потратит 397,7 млн рублей на капитальный ремонт региональных автодорог, протяженность которых почти 3 тыс. километров. Между тем, на дороги муниципальные, которые составляют около 6 тысяч километров, выделяется лишь184 миллиона. Почему такой перевес? И могут ли муниципалитеты при таких условиях содержать свои дороги в достойном виде?
 
По словам Альберта Запольских, 3 тысячи километров региональных трасс – опорная сеть дорог, без которых Кировская область функционировать не сможет.
 
- Соответственно, к ним у нас самое пристальное внимание, - подчеркнул глава департамента. - Дороги местного значения, которые де-факто и де-юре относятся к муниципалитетам, должны содержаться и ремонтироваться за счет муниципальных бюджетов. Но мы все прекрасно знаем, что сегодня бюджеты районов Кировской области на 100% дотационные. И субсидия, которая им выделяется из областного бюджета, безусловно, не является панацеей. Сегодня у нас 70% дорог регионального значения и 90% дорог местного значения находятся в ненормативном состоянии. Денег всегда не хватает. Сегодня мы по сути латаем ту сеть, которая у нас есть.
 
- Мне кажется, еще лет пять-шесть и мы потеряем муниципальные дороги при таком недофинансировании, - высказался Багама Джамалутдинов. - Мое мнение, что у нас происходит ошибка при распределении бюджетных средств на дороги. Мы сегодня строим один километр дороги, а теряем десятки, которые уже построены. Сегодня мы вкладываем до 2015 года 1 миллиард 200 миллионов рублей в северное направление. Бесспорно, это нужная дорога. Но при этом мы фактически теряем сотни километров уже построенных дорог.
 
По мнению Джамалутдинова, в первую очередь, необходимо было бы заниматься недоремонтами каркаса дорожной сети Кировской области.
 
- Когда мы говорим о строительстве дороги на север, мы говорим о том, что все жители нашего региона должны чувствовать себя жителями Кировской области, - сказал Запольских. - С другой стороны, Лузский, Подосиновский и Опаринский районы сегодня – самые неосвоенные лесные угодья Кировской области. Там работают предприятия, но они не востребованы, потому что нет дороги. И строя ее, мы даем экономический толчок северным районам региона. И еще не надо забывать, что дорога вообще-то называется «Киров-Котлас-Архангельск». Это наш стратегический выход на северо-запад России. Это эффективное вложение денег с прицелом на будущее. С точки зрения сегодняшнего дня Багама Алиевич, конечно, прав. И если не думать о будущем, эти миллиарды можно было бы направить на ремонт существующей дорожной сети. Но нельзя жить только сегодняшним днем. Завтра наступит, и в него надо смотреть уже сегодня.
 
Подготовил Александр Грислис
grislis@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте