Юрий Грибанов

За стеклом

09.09.2013 00:10:00 4643 0

С тех времен, как Кировский шинный завод перестал считаться банкротом, в нем многое изменилось: во-первых принадлежит он теперь, напомним, итальянской компании Pirelli, а во-вторых, старое советское по своим устоям предприятие пытается научиться жить по-новому — в данном случае по-европейски. Так, его новый генеральный директор Юрий Грибанов уже может похвастаться тем, что предприятие впервые за долгое время приносит прибыль.

- Юрий Михайлович, о вас мало информации в прессе, расскажите о себе. Как пришли на кировский завод, кем работали раньше?

— Я пришел по приглашению компании Pirelli: в октябре 2012 года был принят в качестве технического директора на Кировский шинный завод. В декабре 2012 прошло обновление команды, и я был назначен генеральным директором завода. Почему Pirelli пригласила именно меня? Дело в том, что я имею опыт работы в российских частных и иностранных компаниях на аналогичных позициях. Из крупных компаний, в которых я поработал, например, можно отметить американскую «3М» - там я участвовал в строительстве завода в Подмосковье. Для Pirelli важны знание языка, культуры, и европейских методов работы. Ведение бизнеса в западных компаниях сильно отличается от того, как строится работа (теперь уже строилась) на Кировском шинном заводе и на многих других крупных предприятиях, берущих свое начало в СССР.

 
- Одно из различий в подходах к бизнесу я уже вижу. Офис у вас стал совсем другой: директор теперь сидит в «прозрачном» (за стеклянными перегородками) кабинете. В чем еще принципиальные отличия?
— Вы сами ответили на свой вопрос. Эту открытость можно проецировать и на все остальные стороны нашего бизнеса: все это способствует коротким коммуникациям. Основная задача современного менеджмента — обеспечение эффективности бизнеса. Большая беда многих предприятий в нашей стране не только в том, что работать приходится со старыми и изношенными фондами, а в том, что само управление неэффективно.
 
Вы как новый управленец КШЗ можете сказать, почему вдруг итальянскую прогрессивную компанию Pirelli заинтересовал кировский завод, который на момент покупки находился не в самой простой ситуации?
— Положение, действительно, было не самым лучшим: КШЗ был на грани банкротства, люди могли потерять работу, но при этом завод работал и выпускал продукцию. И интересен он был именно тем, что являлся работающим предприятием, часть центральных процессов которого была оснащена достаточно современным оборудованием (аналогичным оборудованию заводов Pirelli в других странах).
 
- А вопрос логистики и не слишком удобное положение Кировской области не настолько значимы?
— Географическое положение в данном случае не принципиально. Тем более, что наши поставщики сырья тоже находятся в разных местах: Омске, Воронеже, Волгограде, Перми, Ярославле, Башкортостане. География достаточно широкая. Поэтому в этом смысле, что касается логистики, то мы не привязаны, например, только к портам. Волго-Вятский регион в целом промышленный. Киров — достаточно крупный город, такое размещение можно считать удачным. Кстати, наличие воздушного сообщения – большой плюс для наших иностранных коллег.
 
- Кто является сегодня покупателями продукции завода?
— Порядка 20-25% продукции идет на комплектацию иностранных и отечественных автопроизводителей, остальная продукция поставляется на вторичный рынок, в том числе 20% - на экспорт в страны СНГ, Скандинавию и даже Канаду. Это говорит о том, что шины Pirelli, которые мы производим, действительно соответствуют мировым стандартам компании.
 
- Недавно в тестовом режиме вы запустили крупный цех. Расскажите о нем.
— Это новый цех резиносмешения. Я уже говорил, что центральная часть процесса работы на заводе была оснащена технологически достаточно хорошо и соответствовала стандартам Pirelli. А часть начальная, подготовительная, там где из техуглерода, каучука и других компонентов формируется резиновая смесь, несколько отставала. По сути, процесс изготовления шин можно сравнить с процессом готовки пирога: если не можешь качественно все смешать, то на выходе получится не слоеный пирог, а непонятно что. Поэтому мы и сконцентрировались сначала на первой и базовой стадии процесса. Сейчас цех построен. В нем смонтировано две производственные линии, все работает в режиме пуска-наладки. Мы планируем уже осенью его сдать и ввести в эксплуатацию. В июне этого года во время визита губернатора мы вместе запускали линии и производили первую пробную партию. Это самый крупный проект на нашем заводе, и инвестиции в него составили порядка 22 млн евро или 915 млн рублей. В новом цехе будут работать 36 кировчан. Более того, в следующем году в этом цехе будет установлена еще одна линия, которая позволит нам закрыть потребность в производстве качественных смесей именно для производства продукции Pirelli.
 
- За все то время, что Кировский шинный завод принадлежит компании Pirelli, какое количество инвестиций в него уже вложено?
— Инвестиционная программа у нас была рассчитана на три года и общее количество средств, которое планировалось вложить, это 100 млн евро. На сегодня вложено 50%.
 
- Во что еще в дальнейшем будут вкладываться деньги?
— В то, что я уже отметил — в развитие цеха резиносмешения, кроме того, в лаборатории, в контроль качества готовой продукции, это что касается производства. Кроме того мы будем продолжать инвестировать в персонал: обучение, защиту здоровья персонала, социальные программы. Очень серьезные проекты готовятся по охране окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- А есть уже какая-то отдача от этих вложений?
— КШЗ всегда был работающим активом. Сегодня он активно работает и приносит прибыль.
 
- К запуску у вас готовится, кроме того, и производство «зеленых» шин. Что это за шины?
— Называются они так не потому, что они зеленые по цвету, а в связи с эффектом, который они оказывают на окружающую среду, как в процессе производства так и при эксплуатации и последующей утилизации. это не только применение экологически безопасных материалов, но и увеличение срока службы и энергоэффективности шины. Например, использование такого компонента, как силика, позволяет повысить износостойкость покрышки, снизить сопротивление качению и вследствие этого способствует снижению выбросов в атмосферу. А если срок службы шины увеличивается, то сокращается количество покрышек, подлежащих утилизации. Но дело в том, что эти смеси можно сделать только на принципиально другом оборудовании. На старых резиносмесителях их смешать просто невозможно. И это одна из причин, по которой мы открываем новый цех. А что касается движения вперед, то если смотреть на текущую дату, мы освоили в производстве уже 42 модели шин компании Pirelli. А наша глобальная цель - освоить до конца года - начала следующего порядка 80 позиций.
 
- Это много по сравнению с тем, что было?
— Много. Раньше на КШЗ за год осваивалось порядка шести новых моделей. То есть то, что раньше мы делали год, теперь делаем практически за месяц.
 
- Это все только результат эффективного управления или все-таки меняются какие-то количественные показатели: увеличивается, например, количество работников?
— В первую очередь это результат передачи опыта и технологий Pirelli. У нас на заводе сейчас работают сотрудники, приехавшие из Италии, Аргентины, Бразилии, Германии. То есть, весь опыт Pirelli, который наработан в мире, применяется сейчас здесь. Это наряду с инвестициями — одно из основных вложений.
 
- А количество работников все же увеличилось или наоборот, в связи с модернизацией оно сокращается?
— Сейчас у нас порядка 2300 человек. Эта цифра немного меняется. Где-то закрываем неэффективные участки, где-то увеличиваем количество персонала: численность рабочих основного производства растет, численность вспомогательного персонала — снижается.
 
- Я так полагаю, что поменялась и социальная политика предприятия.
— Безусловно. У нас, например, появилась дотация на питание в заводских столовых – 50 рублей в день. Сотрудники завода имеют возможность покупать летние и зимние шины, в том числе шины Pirelli, со значительной скидкой. Причем не только производства Кирова и Воронежа, но и зарубежных заводов компании. Эта программа позволяет работникам не только оснастить свой автомобиль современными высококачественными шинами по доступной цене, но и дает возможность оценить качество своего труда и труда своих коллег. В этом году мы впервые провели традиционный для всех заводов Pirelli праздник Family day - День семьи. В этот день на предприятие пришли более 2000 сотрудников с семьями и детьми, на территории были организованы развлекательные площадки для детей и взрослых, смонтирована сцена с большим экраном и, конечно, проводились экскурсии на производство. Все получили заряд энергии. Были и ветераны, которые оценили наши новации и порадовались тому, что все меняется к лучшему.
 
- Я слышала от тех, кто работает на заводе долгое время, что зарплата не подросла.
— Это не так. Средняя начисленная зарплата у рабочих основного производства в июле 2013 года составила 23 тысячи рублей. Это выше, чем зарплата рабочих в среднем по области. Прибавьте к этому введенную в июне дотацию на питание до 1100 рублей в месяц. Понятно, что есть организации, где зарплата выше. Если рассматривать динамику то провал по зарплате идет в 2008-2010 годах, в последующие годы происходит подъем, который связан с приходом Pirelli. Так, средненачисленная заработная плата работников основного производства в 2011 году составила 17,6 тысяч рублей, в 2012 году – 18,2 тысяч, в первом полугодии 2013 – 20,6 тысяч. Есть, конечно, исключения, когда мы не видим смысла поднимать зарплату. Например, у нас был свой печатный участок, на котором раньше печатали бланки, карточки. Причем он еще с дедовских времен. Согласно старому советскому укладу все предприятия были полностью автономными. Понятно, чем это продиктовано: завод переехал, вокруг ничего нет, нужно было создавать всю инфраструктуру с нуля. Так работали практически все советские заводы: у каждого была своя кузница, литейная, печатная и т.д. Но при современном уровне развития техники печатать что-то у себя просто бессмысленно. А наше руководство как говорит: «Мы умеем хорошо делать колеса, и мы должны максимально концентрироваться на этой деятельности – это наш профильный бизнес». А то, что не является для нас главным, надо отдавать на аутсорсинг тем, кто может этим процессом эффективно управлять.
 
- Сложно вам осуществлять переход от старого советского уклада к новому?
— Безусловно, нужно бороться, доказывать. Люди порой просто не понимают, что может быть по-другому. Приведу пример с открытым офисом: многие сотрудники, которые сюда переезжали, просто не понимали, зачем это надо. Это открытое пространство, где можно постоянно общаться друг с другом, где нет своего закутка, чайника на столе... Вначале были очень интересные случаи, когда люди, например, ходили в домашних тапочках, потому что привыкли находиться в своем кабинете одни. А здесь уже так не походишь, вместо чайника – кулер и вендинговая кофе-машина. Это вопрос в целом смены формации в стране: меняется культура, меняется уклад. Но происходит это не всегда легко.
 
- Какие работники требуются сегодня заводу?
- Сейчас мы ведем активный прием рабочих на производство. Даже квалификация не так важна. Просто нужны люди, которые хотят работать. Честные трудолюбивые люди, не страдающие вредными привычками. Безусловно, нужны специалисты: электрики, механики, сварщики. Вот в этом вопросе нам нужна поддержка. Сварщиков, например, теперь практически никто не готовит, а специальность на рынке востребована. По инженерно-техническим работникам ситуация лучше. Согласно справкам, на нашем предприятии работает 345 выпускников ВятГУ. Кроме того, университет совместно с итальянским фондом Тронкетти-Провера проводит исследовательские работы по созданию инновационной продукции. А вот если говорить о профессиональном образовании, то там по сути вакуум.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- А что происходит по-вашему: люди не хотят или людей просто нет. Или у нас загублено профессиональное образование?
— К сожалению, все, что вы сказали — правда. Профессиональное образование загублено, упущено, и по сути эффективно оно не работает. Разорвалась цепочка, которой раньше руководствовались молодые люди: я поступил в училище, я его закончил, получил образование, устроился на работу, поэтому я буду хорошо дальше жить и обеспечивать свою семью. Это проблема общероссийская. Мы будем выдвигать свои инициативы, но без поддержки государства проблему не решить.
 
- А что касается работы с ВятГУ. Общеизвестно, что кадры из нашего региона уезжают в большом количестве. Как с этой проблемой удается бороться? 
— Из всех работников КШЗ около 15% - выпускники ВятГУ. Это большая доля. И я не знаю, есть ли еще в Кирове предприятия, где работает столько же выпускников кировских вузов. Кроме того, мы сами вкладываем большие средства в развитие персонала. К примеру, у нас прошли курс обучению английскому 120 человек. Это, конечно, не значит, что они все свободно говорят и пишут на английском, но уже сейчас многие из них обсуждают проблемы с иностранными коллегами без привлечения переводчиков. Это помогло значительно ускорить коммуникации и передачу опыта компании.
 
- Pirelli является единственным официальным поставщиком шин чемпионата мира в классе «Формула-1». Какова вероятность, что на КШЗ будут выпускать шины для гонщиков?
— Не в ближайшем будущем. Но сильная сторона Pirelli - это стремительное воплощение в жизнь идей и решений, поэтому все зависит от того, насколько мы будем конкурентоспособны как завод, а Россия как страна.
 
- Это был спортивный вопрос. И теперь культурный. В августе и сентябре в Кирове открыта выставка календаря Pirelli 2013. Во время заключения договора с Pirelli, Белых шутил, что календарь скоро будет сниматься в Кирове. Есть серьезные планы на этот счет?
— Занимается этим офис Pirelli в Милане. И я просто не знаю, есть ли у них планы сместить ориентацию календаря в этническую или национальную сторону. Если такая программа будет, то шанс у нас появится. Но, честно говоря, реальных рассуждений на эту тему я не слышал.
 
- Открытие этой выставки у нас связано только с тем, что здесь есть представительство компании Pirelli или она поедет по всем регионам?
- Нет, по всей стране она точно не поедет. Она проводилась в Москве, сейчас проходит в Кирове, ее увидят в Воронеже, потому что здесь есть заводы Pirelli. Для итальянцев культура значит не меньше, чем бизнес. Выставка – в своем роде «культурная инвестиция», так же как совместные исследования с ВятГУ – инвестиция научная. Устойчивое развитие компании Pirelli основывается на взаимодействии с обществом во всех сферах.
 
- Как простые рабочие отнеслись к этому событию?
— Добровольно-обязательного похода на выставку не было. Мы раздали бесплатные пригласительные всем желающим.
 
- Скажите, а сами вы на каких шинах ездите?
— На Pirelli, потому что у меня служебный автомобиль. Личного автомобиля у меня нет, у супруги есть, но эта машина - «Фольсваген» - изначально была укомплектована не нашими шинами. Зимой переобуем ее в Pirelli «Ice Zero». Так что нам есть с чем работать, чтобы уже и «Фольсваген» выпускал автомобили с нашими шинами.
 
- Захватите скоро рынок?
— Безусловно.
 
 
Досье:
Грибанов Юрий Михайлович, генеральный директор Кировского шинного завода
Дата и место рождения: 24 марта 1965 года, город Шяуляй Литовской ССР.
Образование: в 1994 году окончил факультет энергетических установок Московского Авиационного института по специальности инженер-теплотехник.
Карьера: Свою карьеру Юрий Грибанов начинал на предприятиях пищевой промышленности. С 1997 по 2007 гг. руководил производственными и техническими службами предприятий по выпуску пищевых продуктов, осуществлял проекты по открытию новых производств. В химическую отрасль перешел в 2007 году, став главным инженером предприятия по производству антикоррозийного защитного покрытия ЗАО «3М Россия» – филиала Американской компании «3М». С августа 2010 руководил заводом по переработке и окрашиванию полимеров ООО «Габриэль-Хеми-Рус-2» – филиале Австрийской группы «Gabriel-Сhemie».В октябре 2012 года назначен на должность технического директора Кировского шинного завода, а в декабре 2012 года занял пост генерального директора предприятия.
Семейное положение: женат, есть сын.
 
Опросник Марселя Пруста:
Ваше любимое занятие? Работа.
Где бы вам хотелось жить? На острове.
Ваше любимая героиня в истории? Екатерина Великая.
Ваша идея о счастье? Остров в теплом океане. Есть минус позиции директора — иногда хочется побыть одному.
Ваше любимое изречение? Есть известная притча: две мышки упали в ведро с молоком, одна утонула, а вторая взбила молоко в масло и выбралась. Поэтому действуй и двигайся вперед, несмотря ни на что.
Ваши любимые поэты? Марина Цветаева.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте