На сопке Святого Михаила

Чукотка, или Там, где рождается день

09.09.2013 00:03:00 3786 0

«Приезжай к нам на Чукотку. Для поездки выбери лучше июль или начало августа. Иначе замерзнешь». «Ну а почему бы и нет?», - вспомнил я эти слова и прошлогоднюю встречу на Вятке с моим товарищем Валерием Николаевичем Долгоаршинных, ныне живущим в Анадыре.   

До вылета

Попасть на Чукотку не так- то просто. Путёвки в кировских турагентствах туда не продают (по крайней мере, так сказали мои знакомые менеджеры турфирм). В Москве или Питере, конечно, купить можно. Но стоимость недельного тура на Чукотку в лучшем случае, судя по прайсам столичных турагентств, составит от 180 000 рублей. 
 
Любой желающий посетить Чукотку должен заранее запастись разрешением на въезд:  побережье автономного округа является погранзоной. Для того, чтобы оформить такой документ, надо заполнить специальную анкету и отправить её по факсу в чукотское  управление ФСБ. Срок оформления пропуска – месяц. Если же удастся найти человека с местной пропиской, который захочет вас пригласить, то разрешение будет готово недели за две. Мне же повезло! С одним из самых прославленных в России косторезов Валерием Долгоаршинных я знаком более трех лет. Валерий Николаевич раньше преподавал в кировском педагогическом, работал старшим художником на кировской фабрике игрушек. А после развода с женой он решил начать жизнь с чистого листа. В начале 90-х Долгоаршинных, прочитав в «Учительской газете» объявление о том, что мастерской села Уэлен требуется преподаватель, плюнул на всё и поехал в самый восточный населенный пункт России. С тех пор там, на Чукотке, и живёт – правда из Уэлена он в 2000-х  перебрался в Анадырь. 
 
В пути
 
Главное это заполучить заветный пропуск. Его, кстати, присылают из чукотского ФСБ также по факсу. А далее путь прост: на «Вятке» до Москвы, а потом с Ярославского в Домодедово. Кстати, в купе «Вятки» на этот раз мне попаслись замечательные спутники: две молоденькие девушки и невысокий атлетичный мужчина (по внешнему виду сразу можно было предположить, что работает в органах. Но о нем чуть позже)…
 
Добраться до Чукотки можно только по воздуху. Перелет из Москвы в аэропорт «Угольный» города Анадыря занимает 8 часов. На столько же анадырское время отличается от московского. Два раза в неделю в столицу Чукотки из Москвы летает комфортабельный «Боинг 747» компании «Трансаэро». Самый дешёвый билет (туда-обратно) на сайте компании можно купить за 36 тыс. рублей (зимой, говорят, цены в 2 раза ниже). Несмотря на высокую стоимость свободных мест в самолете почти не бывает...
 
Пассажирский терминал аэропорта «Угольный» невелик, но современен и очень ухожен. В центре аэропорта – огромный баннер с надписью «Здесь рождается день» и изображением улыбающегося чукчи. В аэропорту имеется даже телетрап, на выходе из  которого стоят пограничники и проверяют разрешение на въезд. 
«Из Кирова на Чукотку в отпуск? Странные вы какие-то. Мы так в отпуске, наоборот, подальше отсюда сматываемся», - говорит, улыбаясь, сотрудница погранслужбы и отдает мне пропуск.
 
Кстати, если нет разрешения, то официально «нелегала» должны отправить на этом же самолете обратно. Хотя, как мне позже рассказал Валерий Николаевич, пограничники могут «выписать» такое разрешение на месте за 2000 рублей: «Ты думаешь наше государство захочет за твою «департацию» заплатить 20 тысяч рублей?». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анадырь
 
Два Валерия
 
Чтобы добраться из «Угольного» до Анадыря, необходимо преодолеть залив. До него за 5 минут, притом бесплатно (кстати, в Анадыре все автобусы работают бесплатно), довезёт маршрутка. А через Анадырский залив летом за 100 рублей можно перебраться на катере «Камчатка», который, говорят, в 2003 году был списан. Осенью, зимой и весной по покрытому льдом  лиману ходят воздушные подушки. В самом лимане повсюду резвятся зашедшие с моря киты-белухи, достигающие 5 метров в длину, и нерпы – арктические тюлени. Зрелище необыкновенное… Кстати, по подсчетам, дорога из Кирова до Анадыря у меня заняла ровно 36 часов.
 
С гостиницами (их четыре) или арендой жилья в столице Чукотки проблем нет. Как говорится, лишь бы были деньги. Цены с гостиницах почти одинаковые: от 4500 до 32000 рублей в сутки с человека. Комнату же можно снять за 2000 в сутки. 
 
«Не надо гостиниц. Будешь жить у меня! - настойчиво заявил при встрече Валерий Николаевич и сразу же начал готовить стол. – Сейчас я тебя еще познакомлю с моим другом. Его тоже Валерой зовут. Он тоже из Кирова. Он корефан мой. Работает здесь уже много лет одним из главных пограничников. Вот, кстати, он звонит. Иди, открой дверь!»…
 
«Привет! Я Валера! Мы с тобой, кстати, вместе из Кирова на поезде ехали на соседних полках, - говорит мне, заходя в дверь и протягивая руку, невысокий атлетичный мужчина, - а в самолете ты через ряд от меня сидел. Сейчас давай у Николаича быстренько отобедаем и сразу в путь, по Анадырю погуляем».
 
Вотчина Абрамовича
 
Так получилось, что Валерий и стал моим главным экскурсоводом во время пребывания на Чукотке. Весь Анадырь, население которого составляет чуть более 9000 человек, мы обошли вдоль и поперек часов за 6. Тем более, с погодой, что называется, подфартило. Такой аномальной жары (от +18 до +25 градусов ), по словам местных, здесь и не бывало. Удалось даже искупаться. Температура воды около берега в Тихом океане была +8 градусов.
 
Самая главная достопримечательность Анадыря – это сам город. За 10 лет при губернаторе, а потом спикере Абрамовиче (его здесь называют еще «начальник Чукотки» или же ласково «чукотский Роман», а саму Чукотку в народе прозвали «Вотчиной Абрамовича») Анадырь стал похож на западноевропейский городок. 
Олигарх построил здесь, на вечной мерзлоте, идеальные бетонные дороги, крупный колледж, центральную школу (куда поначалу хотел отдать учиться своего сына, но в итоге передумал), развлекательный центр, крытый каток, дворец культуры, где уже успели отметиться Дима Билан, Валерий Меладзе, Гарик Сукачёв, Мумий Тролль и многие другие. Также при Абрамовиче был возведен Троицкий собор (самый большой деревянный храм за Уралом) и установлен самый высокий в мире (десятиметровый) памятник Святителю Николаю Чудотворцу. А чтобы местные не испытывали депрессии Роман Аркадьевич приказал все жилые дома раскрасить во все цвета радуги. Кроме того, почти на каждом доме боковые фасады украшены огромными живописными плакатами. Причём каждое такое панно изготовлено из плёнки и подсвечено шестью галогеновыми прожекторами. Сами же плакаты посвящены национальной чукотской тематике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Василий Юмшанов и Валерий Долгоаршинных
 
 
В Тавайваам за рыбой 
 
Тавайваам - это национальное село, пригород Анадыря, излюбленное место рыбаков. Здесь живут в основном чукчи. Им, кстати, предоставляются хорошие квоты на вылов рыбы, и лицензию с них не требуют. Для всех же остальных лицензия обязательна. Ловля горбуши стоит 200 рублей в сутки, кеты – 300. За эти деньги можно унести с собой максимум 10 рыб. Проверку рыбнадзор осуществляет на берегу почти каждый час.
 
На рыбалку с Валерием мы вышли в 5 утра. Несмотря на ранний час рыбаков было около сотни. По соседству с нами, накрыв стол и забросив сети, расположились представители армянской диаспоры. В Анадыре армян очень много. Некоторые из них занимают крупные посты в администрации. 
 
Спустя 3 минуты после того, как мы установили 10-метровую сеть (длиннее не разрешается), в ней уже плескались четыре кеты и одна горбуша. Все с икрой. Горбушу, чтобы не нарушать закон, пришлось отдать чайкам. Набрав 5-литровую банку красной икры, через час рыбалку мы решили завершить. У армян, к тому времени, стояло уже более двадцати таких же 5-литровых полных банок.
 
«У них есть договоренность со стюардессами и пилотами, - объяснил Валерий. – Икру они отправляют в Москву, и там реализуют где-то. А мы сами сейчас свою икру приготовим и уху из кеты сварим».
 
Еда
 
Уха и красная икра в этот день действительно получились отменные. Кстати, красную рыбу, икру, оленину, мантак (мясо кита) здесь можно купить везде и по дешевке. А вот остальные продукты намного дороже, чем в Кирове. Например, килограмм пошехонского сыра стоит 495 рублей, 300 грамм сметаны — 240, литр молока — 280, килограмм помидор — 595. Туристы, заходя в магазин и видя ценники, как правило сразу же достают фотоаппараты.
 
Чукотка затягивает
 
В окрестностях Анадыря возвышаются вершины гор святого Дионисия и Михаила, именуемых в народе сопками. Горы невысокие (около 600 метров), но крутые. Добраться до них можно за несколько часов пешком или за 40 минут на такси за 1000 рублей. Но это, поверьте, того стоит. Пространство с верхушки гор воодушевляет и окрыляет. Словами передать увиденное просто невозможно… На Чукотке, имея даже самую простую фотокамеру и не будучи профессиональным фотографом, можно получить снимки, которым позавидуют признанные мастера. Кстати, для экстремалов здесь, в Анадыре, организуют фотоохоту на белых медведей. Мне же в предпоследний день пребывания  удалось поймать в объектив лису и евражку...
 
«Чукотка затягивает, согласен? – спрашивают в аэропорту перед моим отлетом два Валерия. – Но ты давай, там без нас не скучай. Мы в Киров в октябре приедем. В село Тюм Тюм съездим, на рыбалку сходим. Так что готовься!».
 
Василий Юмшанов
vasyum@mail.ru
 
Подписи к фото (где Вася на горе): На сопке Святого Михаила. 
(Аэропорт): Аэропорт «Угольный» в пригороде Анадыря.
(Анадырь): Улица Отке. Разноцветные дома с тематическими плакатами. 
С Долгоаршинных: Его на Чукотке знают все. С одним из самых прославленных в России косторезов Валерием Николаевичем Долгоаршинных.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте