Олег Чичибабин

Куда катимся?

30.09.2013 00:07:00 1762 0

В Кирове с 1 октября вырастет плата за проезд в автобусах на городских маршрутах. За билетик пассажиру придется выложить 16 рублей. К слову, в троллейбусах стоимость проезда осталась прежней, несмотря на рост тарифов на электроэнергию. Между тем, сами перевозчики настаивают на повышении платы за проезд до 18 рублей. Добавляя, что с установленным РСТ тарифом они «долго не протянут». Какое будущее ждет кировский общественный транспорт и перевозчиков, обсудили гости программы «Разворот на бизнес» в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове».

Метод методу рознь

Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:

- Региональная служба по тарифам утвердила новый тариф для автобусов. С 1 октября плата за проезд в них повышается с 15 до 16 рублей. Смогут ли автоперевозчики за счет этого повышения покрыть свои затраты и получить мало-мальскую прибыль?

 

Алексей Жаравин, директор «Автотранспортного предприятия»:

- Скорее всего, речь здесь пойдет не о повышении прибыли, а о том, сколько мы еще протянем. РСТ, когда утверждала тариф, использовала недавно утвержденную Минтрансом методику, которая носит рекомендательный характер. Минтранс ориентирован в основном на межсубъектовые перевозки, то есть эта методика «заточена» под перевозки, в которых пассажир платит за километр. На городские же перевозки она не очень ориентирована. Тем не менее РСТ просчитала наши нормативные затраты и поставила тариф 16 рублей. Со своей стороны мы тоже провели подсчеты по этой методике. И поняли, что по такому тарифу мы не то что в прибыль, а даже «в ноль» сработать не сможем.

 

Олег Прохоренко:

- А каким должен быть тариф по вашим расчетам?

 

Алексей Жаравин:

- Порядка 18 рублей.

 

Олег Прохоренко:

- Значит ли это, что убытки, которые терпит муниципальное «Автотранспортное предприятие», берет на себя бюджет города Кирова?

 

Алексей Жаравин:

- Нет. Это в чистом виде убытки предприятия. И нашего, и коллег-конкурентов, частных перевозчиков.

 

Олег Прохоренко:

- Каковы перспективы развития ситуации? Что делать дальше: повышать тариф, искать способы снизить затраты? На дискуссионном клубе «Вечерний» обсудили эту тему и предметно разобрали, где перевозчики смогли бы сэкономить. Но для этого нужны инвестиции и политическая воля. В частности, обсуждались переход на другие виды топлива, отказ от кондукторов и полная автоматизация системы оплаты за проезд. Олег Юрьевич, на ваш взгляд, что должна предпринять городская власть, чтобы у нас остался и нормально функционировал общественный транспорт?

 

Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города Кирова:

- Я полностью согласен с Алексеем Викторовичем, что методика носит рекомендательный характер. Но коли мы ее применяем, значит, мы просто-напросто узаконили то, что рекомендовано Минтрансом. И я так понимаю, что и в последующие годы РСТ будет пользоваться этой методикой. Говоря по-простому, это формула, в которую подставляются те или иные данные (средняя наполняемость транспортного средства, величина средней поездки и т.д.). В том числе, там есть нормативные и фактические затраты перевозчика. Мы можем констатировать сегодня, что у нас затраты перевозчиков не достигают до нормативных. Транспортные средства не всегда проходят ту профилактику, которую должны пройти. А вопросом этим занимаются тогда, когда автобус становится к забору. Говорят, что нужно искать внутренние резервы. Но они не могут быть бесконечными. Буквально в последние выходные дизельное топливо, на котором ездит практически весь автобусный парк города Кирова, снова подорожало. Это факт, которым, соответственно, пользуются перевозчики. Вопрос экономии, оптимизации, сокращения расходов не задается. И в том числе попытки перейти на бескондукторную систему оплаты проезда. Не всегда очевидные вещи могут прижиться сразу и вдруг. Пилотный проект по переводу на бескондукторное обслуживание двух маршрутов, 20-го и 26-го, не оправдал себя. Мало того, что его не приняло население. Это связано с увеличением времени нахождения в пути — водитель был вынужден обилечивать пассажиров. Некоторые граждане отказывались передавать деньги водителю через весь салон автобуса, ссылаясь на недоверие попутчикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Жаравин

 

 

Цифры с потолка?

 

Ян Чеботарев, юрист:

- У меня вопрос к господину Жаравину. Чем вы для себя можете обосновать, почему региональная служба по тарифам не согласилась с расчетами перевозчиков? И не планируют ли перевозчики обратиться в суд, чтобы это решение оспорить?

 

Светлана Занько, главный редактор «Эхо Москвы в Кирове»:

- Ян Евгеньевич, а вы считаете, что перевозчики должны обратиться в судебные органы?

 

Ян Чеботарев:

- Если в расчеты РСТ вкралась ошибка, либо они не обращают внимания на что-то важное, то единственным способом защиты прав перевозчиков и граждан, которые пользуются общественным транспортом, является суд.

 

Алексей Жаравин:

- В расчетах РСТ есть одна интересная цифра, которая касается нашего предприятия. Это количество перевозимых пассажиров. Чем их больше едет единоразово в автобусе, тем меньше себестоимость провоза одного пассажира. Так вот, согласно расчетам РСТ, которые подведены к 16 рублям, наше предприятие должно за год перевезти 67 миллионов человек. Де факто у нас за 2012 год перевезено 38 миллионов пассажиров. То есть, чтобы ездить по утвержденному тарифу нам в городе 30-40 процентов автобусов надо просто убрать. Тогда наполняемость резко повысится и перевозки будут окупаемы. Но вы представляете, что будет, если 40 процентов автобусов убрать с маршрутов?

 

Олег Прохоренко:

- Это будет ужасно. Знаете, московская стратегическая программа развития общественного транспорта в отличие от нашей вообще ориентирована на пассажиров. Один из ее критериев — снижать не затраты на перевозку, а наполняемость общественного транспорта на 15 процентов.

 

 

Олег Чичибабин:

- Программа, которая принята в городе Кирове, и московская программа — это две больших разницы. Настолько разные, как бюджеты Москвы и Кирова. Программа развития общественного транспорта на территории города Кирова на 2011-2014 годы готовилась в 2010-м году. На тот момент ставились задачи обновить подвижный состав и оснастить его системой «ГЛОНАСС». Тогда износ транспортного парка составлял 80 процентов. К декабрю 2011 года весь общественный транспорт в городе Кирове оснащен системой «ГЛОНАСС». В дальнейшем, с продлением действия этой программы, у нее обязательно будут расширенные задачи. И одна из приоритетных задач — качество обслуживания пассажиров, в том числе снижение наполняемости подвижного состава. Этого можно добиться двумя путями. Либо увеличением транспорта, работающего на линии, либо увеличением подвижного состава большой и особо большой пассажировместимости. Это задача, которая будет стоять перед программой и в конкурсе. Чем пассажировместимость транспорта выше, тем, соответственно, и конкурсный балл перевозчик получит выше.


Светлана Занько:

- Все-таки давайте расставим все точки над «i». Почему с этой формулой получилось такое расхождение по количеству перевозимых пассажиров у РСТ и у «Автотранспортного предприятия»?

 

Олег Чичибабин

- Сейчас мы проводим исследование с привлечением наших кировских вузов. И оно должно дать результаты, которые ни у кого не вызовут сомнения и которые мы сможем использовать в расчетах, в том числе и РСТ. До этого тарифа методика, которую применяла РСТ, была совершенно другая, с другими критериями. И вузы исследуют три четверти общественного транспорта города Кирова. Будут счетчики, анкетирование, изучение пассажиропотока не только на вход в транспортное средство, но и на выход.

 

Светлана Занько

- Справятся ли наши вузы с этими расчетами, или, может быть, стоит привлечь профессиональную стороннюю организацию?

 

Олег Чичибабин:

- Эта работа не будет идти «под покровом ночи», ее участники определятся через электронный аукцион с техзаданием.

 

Светлана Занько:

- Получается, что без всяких исследований РСТ повышала или не повышала тарифы, пользуясь той или иной формулой, совершенно безосновательно?

 

Олег Чичибабин:

- Это не так. Методика Минтранса была утверждена этой весной, до того существовала другая методика... Никто не брал цифры с потолка.

 

Олег Прохоренко

- Вы сказали об аукционе на проведение исследований. Есть уже сроки его проведения? И после проведения исследований будет ли перерасчет тарифов?

 

Олег Чичибабин:

- У нас в 2014 году заканчиваются контракты, которые были заключены с перевозчиками на пять лет. И логично, что на новые конкурсы мы должны выйти уже с данными проведенных исследований.

 

 

Частник против муниципала

 

Светлана Занько

- Сегодня ситуация в пассажирских перевозках такова, что частные перевозчики практически ушли с рынка, остались только муниципальные, которые еле-еле выживают.

 

Олег Прохоренко

- Если в начале 2000-х в Кирове было два десятка перевозчиков, то сегодня их шесть. И «муниципалы» занимают, наверное, три четверти всех маршрутов. Частники уходят с рынка, потому что не видят перспектив? Или все же это была политическое решение: пассажирскими перевозками в городе должны заниматься муниципальные предприятия?

 

Олег Чичибабин:

- Вы говорите о двух десятках перевозчиков, но некоторые из них имели по два-три автобуса. И говорить о том, что они занимают какую-то долю рынка... Мы вполне сознательно пошли по пути укрупнения лотов, транспортных организаций, которые будут в своем штате иметь всю необходимую инфраструктуру. В том числе и ту, от которой зависит безопасность: медиков, техосмотр. Автобусы, выходящие от подъезда в котором живет водитель, и ездят столько, сколько он захочет, - остались в лихих 90-х.

 

Олег Прохоренко

- Но в Нижнем Новгороде эта схема еще работает.

 

Олег Чичибабин:

- Да, в Нижнем Новгороде,Омске — работает. В Омске ежедневно выходят на маршруты около 10 тысяч «Газелей». И что с ними делать, не знают. Сегодня те перевозчики, которые победили в конкурсе и работают, практически создали некоторый пул в городе Кирове. Жизнь показала, что это правильно. Любой желающий может поучаствовать в открытом конкурсе и зайти на этот рынок. К сожалению, желающих не так много. Пассажирские перевозки — это бизнес. Но это бизнес социальный. В нем невозможно сразу же заработать много денег. Этот бизнес предполагает некую долгосрочность. И у тех частников, которые ушли с рынка, наверное, что-то не получилось. Сегодня в городе Кирове частные и муниципальные перевозчики представлены примерно 50 на 50 процентов. И недооценивать роль частников было бы неправильно.

 

Сергей Третьяков, заместитель директора Кирово-Чепецкого пассажирского транспортного предприятия:

- Наше предприятие — частное. Мы прекрасно понимаем, что занимаемся социально значимым бизнесом. 16 рублей за проезд для пассажиров, наверное, дорого, но для нашего предприятия новый тариф, по большому счету, погоды не сделает. Мы сводим концы с концами, не более того.

 

Олег Прохоренко

- У вас получается обновлять подвижный состав? Кировские перевозчики, например, не могут выкупить автобусы, которые стоят и ждут их у дилера.

 

Сергей Третьяков:

- К счастью, у нас сложились неплохие отношения с банками, потому мы обновляем подвижной состав за счет кредитов. У нас самые старые автобусы 2008 года выпуска.

 

Светлана Занько:

- Я так понимаю в Кирово-Чепецке конкуренция на рынке перевозок небольшая?

 

Сергей Третьяков:

- Конкуренция есть, как в любом бизнесе. У нас в городе работают шесть перевозчиков и все они частники. Муниципального транспортного предприятия в Кирово-Чепецке нет.

 

 

Серьезно подумать

 

Алексей Жаравин:

- Фактические затраты нашего предприятия по 2012 году все ниже, чем нормативные. Чуть выше нормативных затраты на ремонт подвижного состава, который, к сожалению, старый. Он обновляется, но есть автобусы, которым 10 лет. А средний срок их эксплуатации - семь лет. Другие затраты, которые выше нормативных — на смазочные материалы. Старый транспорт начинает масло, извините, «жрать». И несмотря на то, что наши затраты ниже нормативных, тариф все-таки утверждается такой, что мы будем работать с убытком.

 

Светлана Занько:

- Вам Ян Чеботарев советовал в суд идти...

 

Алексей Жаравин:

- Подумаем. По октябрю и ноябрю мы проанализируем ситуацию, увидим, на какие убытки выходим и будем серьезно думать.

 

 

 

Подготовил Александр Грислис

grislis@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте