Выпускники 1916 года

Духовность и революция

30.09.2013 00:05:00 1861 0

В прошлом номере газеты мы писали о девочках — воспитанницах вятского епархиального женского училища. Сегодня расскажем о мальчиках. Они постигали науки в Вятском духовном училище и семинарии. Последняя, кстати, стала настоящим «рассадником» революционных настроений.

Семинария на даче

Еще в 1720-е годы при Архиерейском доме в Вятке появилась первая школа для детей духовенства, обучала она в традициях домашнего образования. Однако, как пишет историк Е. Кустова, подобная система не соответствовала указам Петра I о духовном образовании. Поэтому в 1735 году архиерей Лаврентий Горка основал в Хлынове славяно-латинскую школу. В первых четырех классах подробно изучали латинский язык, занимались переводами. В старших — учились поэзии и риторике, писали стихи, сочинения на русском и латыни, а также учились составлять проповеди. При школе имелось общежитие, библиотека (книги на разных языках Лаврентий Горка пожертвовал из собственного собрания). Архиерей пригласил учителей из Киевской духовной академии - Михаила Финицкого и Василия Лещинского, добился обеспечения школы со стороны вятских монастырей. Школьники из бедных семей находились на полном содержании: им выдавались пища, одежда, книги, канцелярские принадлежности. Располагалась школа в помещениях при Архиерейском доме.

 

Хлыновцы школу невзлюбили. Дело в том, что в основе преподавания лежала латынь, которая невольно связывалась с католичеством. При этом предметы, необходимые духовным пастырям, в школе долгое время не преподавались. Возмущение росло, и в 1736 году недовольные горожане разгромили здание школы. Учителя и ученики разбежались, а Лаврентий Горка сильно заболел и через год скончался.

 

В 1739 году прибывший в Вятку епископ Вениамин собрал новый учительский коллектив и возродил школу. В 1744 году она переместилась в Успенский Трифонов монастырь. Через восемь лет страшный пожар прервал учебный процесс, но школа вновь восстала из пепла в 1758 году уже в виде духовной семинарии. Специально для семинарской библиотеки из заграницы были выписаны лучшие церковные и классические писатели. Впрочем, трудностей у школы не убавилось — по прежнему не хватало преподавателей, средств, учебных программ. Собственное помещение семинария обрела только в 1795 году: вятский владыка Лаврентий (Баранович) пожертвовал для нее свою Филимоновскую загородную дачу (до наших дней не сохранилась).

 

Для семинарии выстроили два каменных корпуса, помимо учебных классов здесь также располагалась церковь (архитектурный ансамбль сохранился до наших дней, в советское время здесь размещался филиал Сызранского авиационного училища). На период переезда на новое место в семинарии обучалось около 700 человек.

 

Всеми делами в семинарии ведало семинарское правление в составе ректора (до 1868 года ими являлись архимандриты Успенского Трифонова монастыря), префекта, отвечавшего за финансовые, хозяйственные вопросы и дисциплину, и его помощника - суперинтенданта. Впоследствии помощниками ректора стали инспектор и эконом.

 

Предметы в низших классах преподавались по учебникам народных училищ, а на старших курсах - по учебникам Троицкой семинарии, Московской и Казанской Духовных академий. Некоторые преподаватели составляли свои учебные пособия. Например, "Руководство к Оратории Российской" Авраамия Серебренникова было принято для преподавания во всех семинариях России.

 

Полный шестилетний курс семинарии состоял из трех двухгодичных курсов: риторики, философии, богословия. Здесь преподавались словесность, история Церкви, христианская археология, светская история, география, математика, физика, философия, Священное Писание, герменевтика, догматическое, нравственное и пастырское богословие, пасхалия. Изучение латинского, греческого и древнееврейского языков было обязательным, немецкого и французского - факультативным.

 

В 1818 году в результате реформы духовного образования низшие четыре класса семинарии преобразовали в Вятское духовное училище.

Церковное пение и «голодный стол»

 

Учебный план уездных духовных училищ включал следующие дисциплины: грамматику, арифметику, подробный катехизис, историю и географию в сжатом изложении, церковный устав, начатки классических языков и церковное пение. В приходских школах, готовивших учеников в уездные училища, учили чтению, письму, каллиграфии, четырем арифметическим действиям, началам русской грамматики, краткому катехизису и церковному пению.

С 1867 года в Вятское духовное училище стали принимать желающих всех сословий. К моменту поступления ребенок должен был уметь писать, читать, считать, знать основные молитвы, основы Закона Божьего. Для выявления знаний проводились вступительные экзамены. Во главе училища стоял смотритель, у которого на тот момент было 300 подопечных. За поведением следили надзиратели, выпускники вятской семинарии — они докладывали о тех, кого следовало наказать.

 

Ученики вставали в 7 утра, шли на молитву, завтракали, потом до 14.00 были занятия. После обеда до 16.00 - свободное время, в 16.00 - чай, с 16.30 до 20.00 - вечерние занятия - подготовка к урокам в присутствии надзирателя. В 21.00 - вечерняя молитва. В день проводилось по 4 занятия, каждое продолжалось час с четвертью. Из 88 уроков в месяц 22 составляла латынь, 18 - греческий.

 

В качестве наказаний использовали снижение балла по поведению, "голодный стол", редко - карцер. "Голодный стол" заключался в том, что ученика садили за стол, на котором лежал кусок хлеба и стакан воды. "Карцер" находился в коморке, где хранились керосиновые лампы. «Перевоспитывали» провинившихся обычно по нескольку часов.

 

«Рассадник» революционеров

 

Юноши 14 лет, окончив духовное училище, поступали в семинарию, чтобы постигать науки еще 6 лет. В семинарию принимали и ребят, получивших домашнее образование, но только при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Программа 6 классов включала токование св. Писания, общую и русскую церковную историю, догматику, этику, практическое богословие, гомилетику, литургику, русскую литературу и историю литературы, светскую историю, математику, физику и основы космографии, философию, куда входила и педагогика, языки (латынь, греческий, французский, немецкий), церковное пение.

По окончании семинарии трое лучших учеников направлялись в Казанскую духовную академию. Остальные студенты, желающие принять сан, должны были жениться. Их супругами обычно становились выпускницы епархиального женского училища. После женитьбы студенты рукополагались в диаконов, а позднее в священников.

 

В январе 1819 года в семинарии случился пожар, уничтоживший южный корпус. Постепенно здания были восстановлены. В 1827 году выстроили западный корпус семинарии, в котором расположились семинарская поварня и столовая.

 

В 1867 году был принят новый устав семинарий. Из программы исключались медицина, сельскохозяйственные науки. Численность учеников в классе ограничивалась 50-55 человеками. Был введен запрет на телесные наказания, стояние на ногах во время урока, земные поклоны, стояние на коленях во время утреннего и вечернего правила. Выпускникам семинарии разрешалось поступать в светские учебные заведения.

 

Впрочем, уже в 1884 году очередной новый устав семинарий. Он, в частности,  предполагал отмену автономии семинарий, выборность ректора и инспектора, вводил должность духовника, сокращал предметы общего плана (математика, философия) и восстанавливал усиленное изучение древних языков. Но главное - Устав запрещал семинаристам после семинарии поступать в светские высшие учебные заведения. Ученики, привыкшие самостоятельно избирать свой дальнейший жизненный путь, разумеется, восприняли нововведение как ограничение их личных свобод и лишение прав. Появились критически настроенные семинаристы. Бунтовские настроения достигли особого размаха в 1887 году, когда планировалось провести демонстрацию антиправительственного характера. Однако тогда учениками вплотную занялась полиция. В годы Первой русской революции многие семинаристы оказались вовлечены в революционное движение.

 

С тем же рвением стремились семинаристы служить Отечеству.

 

"Здравствуйте…! Сообщаю вам новость: я - доброволец и не сегодня-завтра одену шинель. А потом недели через 2-3 на театр военных действий, - писал семинарист Константин Евдокимов о начале Первой мировой войны». - Причины: все, так или иначе, принимают участие в мировой войне - кто материально, кто личным трудом. Денег не много у меня, чтобы моя жертва была достаточна. Вот и решил я принять личное участие… Товарищи отказались от завтрака на все время войны и решили деньги за первый месяц употребить на обмундировку нас добровольцев… Купят для нас теплую и непромокаемую одежду. Воодушевление среди семинаристов большое: жертвуют всем, чем могут - бельем, верхней одеждой, чаем, сахаром, книгами".

 

Вскоре после написания этих строк Евдокимов погибнет.

 

В 1918 году семинария, наряду с другими духовными заведениями Вятской епархии, была закрыта. Возродилась вятская духовная школа только в марте 1991 г. Среди выпускников училища и семинарии значатся известные фамилии - прот. Александр Дернов, бывший духовником некоторых членов Императорской семьи, юрист К.А. Неволин, этнограф А.Г. Бессонов, геолог П.И. Кротов, ученый-медик К.И. Щепин, академик медицины Н.В. Вершинин, Е.И. Костров, первый переводчик на русский язык Гомера, братья-художники В.М. и А.М. Васнецовы.

 

Подготовила

Мария Петухова

petuhova.mv@gmail.com

По материалам к.и.н., преподавателя Вятского духовного училища Е.В. Кустовой

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте