Большевики-подпольщики в Вятке

Записки журналиста. «Левая» Вятка

21.10.2013 00:04:00 3207 0

Как в Вятку попадала запрещенная литература, как гимназисты изучали марксизм и как «левел» губернский город накануне первой русской революции? Вятский журналист С. Наумов видел все это своими глазами и сохранил для потомков своих заметках, записанных в 1958 году. С этими записями, опубликованными краеведом Александром Рашковским, мы уже знакомили читателей в прошлом номере газеты. Сегодня — продолжение.

***

«Последние два десятилетия XIX века и первые два десятилетия XX века были славным сорокалетием в развитии свободной мысли в Вятке. Из Вятки выходили интереснейшие мысли и идеи, которые как искры взрывали застоявшуюся пустоту царизма и тупость царского строя. ... В течение этого 40-летия в Вятке широко изучался марксизм. В Вятке и губернии было много знающих и изучающих марксизм, в основном «Капитал». Ухитрялись заниматься марксизмом и в средней школе, например в реальном училище. Я поступил в Вятскую мужскую гимназию в 1898 году и уже в 1902 году, в домике моего товарища по гимназии Володи Морозова, изучал марксизм под руководством студента Николая Ивановича Дубова. Дом Морозовых находился в яме на Раздерихинской улице. Один из братьев Морозовых, Александр Кириллович, окончил медицинский институт и работал в Вятке детским врачом. Их сестра, Александра Морозова, была боевой революционеркой и много помогала распространению марксизма».
 
***
 
«Особенно много запрещенной и полузапрещенной литературы проходило через женские учебные заведения. В Вятке этим отличалась фельдшерско-акушерская школа, которая у начальства слыла, как «красный очаг». «Очагами» революции были Яранская Комиссаровская и Орловская Татьянинская женские гимназии».
 
***
 
«Я помню одного рабочего из Вятских железнодорожных мастерских за Загородным садом, который имел переписку с зарубежными социал-демократами, в том числе с Лениным. Этого человека я встречал в доме Дмитрия Измайловича Долгушина на Раздерихинской улице... Долгушин откуда-то получал заграничную газету П.Б. Струве «Освобождение». Так вот к Долгушину часто приходил рабочий высокого роста, всегда какой-то задумчивый и серьезный. Уже через много лет, я узнал от своих вятских земляков, что это был большевик, имевший связь с Лениным».
 
***
 
«Нельзя не отметить, что ссыльные привозили в отсталую вятскую деревню культурный и технический опыт Запада и пользовались у крестьян любовью и авторитетом. Ссыльный латыш Пыхякас научил баб из села Сметанино варить молочные сыры и этим увеличить доходность своих хозяйств. Женщины его очень любили и уважали. В большом ходу в вятской деревне была книга Флорентия Федоровича Павленкова «Вятская незабудка».
 
***
 
«Известная, впоследствии, популярная московская издательница Ольга Николаевна Попова часто жила в Вятке. Она собирала материалы о Герцене. Ее спутником в Вятке был критик Чешихин. Через О.Н. Попову и Чешихина в Вятку попадали многие революционные издания. По книжной торговле Ольга Николаевна имела деловые отношения с Вятским губернским земством, которое, не без ее участия, занялось книготорговлей и книгоиздательством. Когда «Капитал» Маркса в переводе П.Б. Струве был выпущен в Петербурге, в Вятку попало всего несколько экземпляров. Книжный склад Вятского губернского земства добыл еще около 200 экземпляров. Они разошлись буквально за 2-3 дня. В кружках началось усиленное изучение этой книги»
 
***
 
«Простой мужичок Константин Иванович Громозов служил на скромной должности заведующего кустарным складом Вятского губернского земства, который помещался на углу Московской и Казанской улиц. В складе было всегда много всякого товара, при этом самого дешевого. Товар был дешевым потому, что был сделан руками вятских кустарей...
 
Константин Иванович хотел дать детям образование... Дочери его учились в гимназии. Сын Борис учился в реальном училище. Все они были революционерами.
В доме Громозовых по вечерам собиралось много ссыльных, некоторые из которых служили в земской статистике...
Большую роль в развитии революционной мысли Вятки сыграла библиотека в доме Громозовых. Здесь, и только здесь, всегда можно было получить новую интересную книгу. Через библиотеку Громозовых я впервые прочел сочинения Писарева, Чернышевского, Добролюбова, Михайловского, многие рассказы М. Горького. Попадались маленькие брошюры со статьями Ленина. На них был большой спрос. Дом Громозовых находился в конце Стефановской улицы, недалеко от всполья и неподалеку от строившегося в те годы большого здания Вятского технического училища. Ия Константиновна Громозова принимала в комнате ссыльных Алексея Ивановича Рыкова и Ф.Э Дзержинского».
 
***
 
«Я знал в Вятке несколько Рязанцевых из купеческого рода. Иван Владимирович Рязанцев по прозвищу «пингвин» был совладельцем Косинской бумажной фабрики в Глазовском уезде... Другой брат, Владимир Владимирович Рязанцев, тоже был совладельцем Косинской бумажной фабрики. Дома В.В. Рязанцева были расположены на Спасской улице, неподалеку от Владимирской улицы... Его дети Николай и Викторин Владимировичи были близки к искусству. Николай построил кинотеатр «Колизей». Викторин был артистом театра. ... Дом Рязанцевых был центром многих культурных начинаний. В доме у Викторина были свои обширные комнаты, называемые «подвалы». В комнатах собирались ссыльные, музыканты, молодые купцы. Часто бывал И.П. Лашкевич. Бывали архирейские певчие и регенты. «Подвал» издавал рукописный журнал «Разное». Он представлял собой толстую канцелярскую книгу. В него разрешалось писать все и всем что угодно. Журнал был органом критики и остроумия. По моим подсчетам вышло около 10 томов. В журнале принимали участие – Евгений Чириков, Александр Грин, вятский фельетонист «Берлога» (Виктор Захватаев) и многие другие (Ред. - Александр Рашковский уточняет, что Захватаева звали Иван Викторович).
Наряду с этим в Вятке был театральный подвал музыканта Михаила Аполлоновича Чащина, прекрасного пианиста, руководителя оркестров в вятских кинотеатрах. Театральный подвал был в его доме на Московской улице...»
 
 
***
 
«Крестьяне, превращавшиеся из аграрников в рабочих, все меньше и меньше возлагали надежд на крошечные участки «кровной землицы». Крестьянские богатеи, заседавшие в губернском земском собрании под именем гласных, то есть имеющих право голоса, под влиянием рабочих революционных настроений тоже становились либеральнее. Это, хотя и слабое «полевение», передавалось в уездные земские управы и другие земские органы. Левели даже чиновники и их семьи».
 
В следующем номере газеты читайте воспоминания Наумова о черносотенном погроме 22 октября (4 ноября) в Вятке. 
 
Подготовила 
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам Александра Рашковского,  https://blogs.7iskusstv.com
Фото: https://tornado-84.livejournal.com
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте