«Россия – страна непредсказуемая», - говорят иностранцы. И речь уже совсем не про медведей, морозы и матрешек, а про то, что экономические и политические реалии нашей страны, как выясняется, тоже не всегда можно «умом понять»...

Все смешалось… в деле «Уржумского»

25.10.2013 14:37:00 1906 0

«Россия – страна непредсказуемая», - говорят иностранцы. И речь уже совсем не про медведей, морозы и матрешек, а про то, что экономические и политические реалии нашей страны, как выясняется, тоже не всегда можно «умом понять». А уж что касается Вятки, то здесь мы однозначно впереди России всей. 

Много чего произошло у нас в последнее время – то памятники и детсады открывают, то парки спасают, а то… известных бизнесменов сажают. И все это на фоне неизбежного принятия нового «еще более экономичного» регионального бюджета и грозящего регионам со стороны федерального центра усиления собственных полномочий. 

Тема «посадок» и арестов разного ранга руководителей и начальников за последний год стала чуть ли не ключевой, а сами известия уже не столь ошеломляют, сколько порождают вопрос «Кто следующий?».

 

Только, как говорится, в каждой булке свой изюм. И в деле с акциями Уржумского спиртзавода, по которому пятеро в СИЗО, один в бегах, и пол-области в недоумении, такой изюм попадается, что только диву даешься!

 

Казалось бы, на тропу священной войны с коррупцией и расхитителями собственности, растратчиками бюджета и прочими вышли не кто попало, а светлые силы аж из самой Москвы. Только вот чудом долетающие из далекой столицы редкие новости многих неприятно удивляют, а знающих - возмущают.

Что имеем? Пятеро кировчан 900 дней на всех сидят в московских СИЗО. Один - в бегах. И - тишина…

 

Ведь вроде бы уж с января месяца допросить всех задержанных можно по сотне раз, сопоставить и выяснить все детали, да и… А вот с «да и…» - закавыка. Потому как если было за что, то уже бы и разобрались. А пока – одни вопросы. Причем как у московской команды следователей, так и у нас на Вятке.

 

Вятское село под угрозой

 

Уржум в переживаниях - не ровен час, заводу совсем поплохеет, и официально признанный таковым моногород придет в состояние полного дефолта. А ведь Уржумский район – один из немногих, кому удалось выйти из разряда дотируемых региональным бюджетом в самостоятельные именно благодаря развитию производства на УСВЗ. В области тоже разговоры – а ну как развалят приезжие сетевики «Систему Глобус», и все, вятского творога да картошки на прилавке не будет, будем пить молоко порошковое привозное да есть хлеб с присадками. А кто будет покупать у вятских крестьян нечерноземно-выращенное, кто знает…

 

- Арест Березина нанес болезненный удар по аграрному сектору экономики нашей области, - прямо говорит Николай Киселев, председатель комитета по аграрным вопросам Законодательного собрания области. – Выстроенная система поддержки местных товаропроизводителей может дать сбой.

Позиция президента Вятской торгово-промышленной палаты (ВТПП), академика РАЕН Николая Липатникова основана на четком знании региональной специфики: Наш президент В.В.  Путин дал сигнал на всемерную поддержку бизнеса, и иного пути нет. А «Глобус» - основной рынок сбыта для небольших предприятий Кировской области, это аксиома. И если «Глобус» закроется, это станет для пищевиков настоящей трагедией. Я не вижу возможного аналога «Системе Глобус» для наших пищевых предприятий.  Скажу больше – если вдруг «Глобус» закроется, мы можем обрушить малый бизнес и сельское хозяйство. 

Владимир Бердинских, директор мясоперерабатывающего предприятия «Бизон» из Слободского района уверен: Если магазинов «Глобус» не станет, для нашего предприятия, для всей отрасли переработки сельхозпродукции встанет вопрос выживания. Такое же настроение и у многих моих коллег. Небольшие производства - как наше - поставляют свою продукцию в «Глобус». Если выстроенная схема рухнет, нас просто не станет. Федеральным торговым сетям мы не нужны. А ведь только за мной – сотня работников, их семьи. Мы платим налоги и тем самым серьезно пополняем бюджет поселка.

 

Такая вот цепочка получается. И если ее разорвать – все посыплется как домино. Но пока комбинация из костяшек домино не складывается в самом «деле о продаже акций». 

 

Открыто и публично: проверено не раз

 

Посудите сами: прокурорская проверка еще в начале возникновения вопроса о продаже 25,5-%-го пакета акций Уржумского спиртзавода подтвердила абсолютную законность проведения аукциона.

 

Вспомним, как принималось решение: многочисленные заседания Правительства, заседания Законодательного собрания, обсуждения, согласования, принятие Постановлений, обнародование в СМИ, привлечение экспертов – все не только публично, но и с оценкой законности со стороны ФАС, Управления юстиции, прокуратуры. В результате – поручение Правительства о проведении аукциона, что и было исполнено директором департамента госсобственности в меру своих полномочий, а отнюдь не единолично. Более того – все решения и проекты изменений в бюджет прошли проверку прокуратуры, Управления юстиции, ФАС на уровне региона. Данные проверок были подтверждены еще раз и после возбуждения дела – аукцион абсолютно законный и по процедуре, и по итогам. Тогда в чем вопрос? Неужели все структуры, эксперты, депутаты были в сговоре? Попахивает бредом даже для Вятки, где порядки, конечно, свои, но в рамках федерального законодательства и актуальных экономических условий. Так что попытка Москвы «поверить вятскую экономику уголовным кодексом» пока приводит лишь к недопониманию как во власти, так и в обществе.

 

Сейчас в регионах активно обсуждается и приветствуется предложение первого вице-премьера России Игоря Шувалова, высказанное 20 октября на Всемирном экономическом форуме: нужно передать от федерального центра больше полномочий в регионы. Больше того – достаточные полномочия должны получить и муниципалитеты.

 

Президент «Столыпинского центра регионального развития» Николай Случевский считает  этот путь хорошим стимулом для развития: «Люди на местах зачастую лучше понимают, каким они хотят видеть свое будущее, как им управлять тем, что у них есть. Если в результате преобразований они смогут в большей мере отвечать за формирование собственной налоговой базы и составление бюджетов, при общественном и федеральном контроле за расходованием средств, это станет очень важным шагом».

 

Но новые полномочия - это всегда новая ответственность. История же с уржумскими акциями, когда выверенные и публичные региональные решения о стабилизации бюджета пытаются преподнести как злоупотребление имеющимися полномочиями, явно всем не прибавляет решимости и оптимизма...

Что почем?

 

Что касается претензий к цене – это вопрос чистой экономики. Ведь что такое аукцион – стартовая цена и торговля до максимально возможной цены покупки. Все процедуры прописаны в законе и проводятся коллегиально, регламенты документов существуют на каждую цифру и запятую. Вопрос же итоговой суммы сделки – вопрос востребованности самого аукционного товара.

 

Надо ли вспоминать, как нужны были эти немалые средства для стабилизации регионального бюджета в посткризисное время. Социальная политика, расходы на поддержку малообеспеченных граждан, возможность решить многочисленные проблемы – все это действительно стоило избавления от однозначно непрофильного актива в виде неконтрольного пакета в 25,5 % акций предприятия, которое в 2010 году вполне могло повторить судьбу остальных трех спиртоводочных предприятий, в настоящее время закрытых. По экспертным оценкам, лишь грамотная инвестиционная политика и четкая организация регионального сбыта позволили менеджменту Уржумского спиртзавода пережить сложные годы и выйти на достойный уровень на высококонкурентном алкогольном рынке.

 

«За прошлый год, - говорит генеральный директор УСВЗ Юрий Терешков, - мы выплатили в областной бюджет более 600 миллионов налогов, а бюджет района более чем на 50 % зависит от налоговых выплат предприятия. За этими цифрами – семьи людей, бюджетников, содержание учреждений. Всего же во все уровни бюджета предприятием в прошлом году перечислено порядка 2 миллиардов рублей налогов. Вся шумиха вокруг предприятия сейчас, конечно, сказывается на нашей работе, переживают поставщики, смежники. Кроме налогов, на нас еще и довольно серьезная социальная нагрузка – так, через нашу котельную отапливаются здания и жилой фонд Уржума, в Лазарево, где расположено подразделение предприятия – та же история».

 

Председатель Кировского регионального отделения «Опоры России» Андрей Маури резонно отмечает: Аукцион бесспорен и проведен с соблюдением всех норм. И если спустя годы на ровном месте, что называется, идет пересмотр его итогов, то все заявления о развитии бизнеса через продажи неликвидного госимущества – пустой звук. Откровенно сказать, этот небольшой пакет акций ничего не решал и никому особо не был нужен. Итоги аукциона подтвердили – никто не готов выложить на порядок больше заявленной цены, планку чудом смогли поднять на три миллиона. А по словам крупных кировских бизнесменов, особого желания да и возможности купить предлагаемые акции дороже или даже по сложившейся цене ни у кого из них не было. 

 

Цену диктует рынок

 

Сравнив показатели по российскому «алкогольному сектору», можно убедиться в правоте слов вятского предпринимателя: 49 % акций (почти половина) Ярославского ЛВЗ, мощности которого намного превышают наш родной Уржумский, были проданы в 2012 году всего за 82,34 миллиона рублей, а 100 % акций мощнейшего завода в Туле не дотянули при продаже до 300 миллионов. Сравните – у нас продали 25,5 % аж за 98,37 миллионов. Особенно если учесть, что федеральными марками в Уржуме и не пахнет, а пахнет исключительно родной «Уржумкой», которая в регионе же и реализуется. Так-то, даже дороговаты получились акции!

 

Но следствие пытается добиться иной картины, обосновывая свои претензии данными заключения другого оценщика. Но тут, как говорится, у каждого свой рецепт борща. Если бы акции стоили дороже, их бы дороже и купили.

 

Оценочная деятельность – один из элементов рыночной экономики, и по мнению специалистов, рынок благодаря ей развивается по принципам экономической целесообразности. Татьяна Колесникова, топ-менеджер ЗАО «КБ ДельтаКредит», уверена, что именно профессионализм независимых оценочных компаний позволяет получать объективную информацию об объекте оценки.

 

Попытки же вмешательства судебных органов в вопросы оценки эксперты считают не всегда обоснованными, особо указывая на негативное влияние подобных «экспериментов» на инвестиционную привлекательность российских территорий. Рассматривая вопрос роли оценщика в судебной экспертизе, представитель ВТБ24 (ЗАО) Павел Русаков, считает необходимым внедрение контрольных механизмов в отношении судебных экспертов, аналогичных существующим в рамках СРО оценщиков. И «уржумское дело» дает подтверждение этой необходимости.

 

Неэкономный эксперт

 

Удивительное – рядом. Московское следствие, по данным адвокатов, назначило финансово-экономическую судебную экспертизу, где пыталось сравнить две несравнимые оценки. Несравнимые, ибо закон запрещает сравнение отчета оценщика и экспертного заключения в силу того, что проведены они по взаимоисключающим методикам, это следует даже из названий документов. Больше того, в гонке за доказательствами эксперт нарушил и другие нормы, четко оговоренные законом. Закон позволяет в экспертизе ответить лишь на вопросы: верно ли проведена оценка, такова ли цена. Но некий эксперт К. Петров идет дальше – начинает проводить новую оценку, что выходит за рамки его законных полномочий. Сама оценка исключительна: в состав имущества включены объекты и оборудование, даже не существовавшие в 2010 году, или, например, необъяснимым образом вдвое уменьшена общепринятая скидка на миноритарный пакет акций. И таких рассогласований - как фактических, так и логических – в деле множество.

 

Скажете, откуда уголовному следствию знать эти экономические тонкости? Так почему же ситуация не рассматривается, как ей полагается, в арбитражном суде? Ответ прост: нет повода для обращения в арбитраж. Правительство региона претензий к покупателям пакета акций не имеет, покупатели к Правительству – тоже. Нет предмета для суда!

 

Возможно, еще и поэтому идет нарушение прав подследственных: им не предоставляются своевременно тексты экспертиз, постановлений и отчетов на ознакомление, не принимаются доказательства, представленные кировчанами.

 

Пятеро сидящих вместе отсидели уже порядка 900 дней – за все время менее десяти допросов. Аргументы финансово-экономической судебной экспертизы не то, что «рассыпаются», а вообще не имеют права на существование, ибо экспертиза проведена с нарушением закона. Данные независимых оценщиков в отношении цены акций – не приняты во внимание.

 

Странная история, согласитесь. Особенно если учесть, что методы применены самые жесткие – заключение под стражу, многочисленные обыски. 

 

Николай Бусыгин, депутат Законодательного собрания Кировской области, возмущен: «Для меня арест Олега Юрьевича был настоящим шоком. Березин – пахарь. Человек, который побеждает на всех фронтах – и в бизнесе, и в политике – не за счет силы, а за счет своей гигантской работоспособности и качеств лидера».

 

Действительно, все смешалось в деле об Уржумском СВЗ. Но нет ответа из Москвы… И на Вятке – одни вопросы…

 

Марат Камалов

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте