Чистый перфекционизм

Однажды трое молодых людей из Баку, Лабытнанги и немного Улан-Уде решили вместе перестроить кировский рынок рекламы. Они назвали свою компанию «Отлично» и утверждают, что с тех пор работают под флагом «чистого перфекционизма», отрицая малейшие намеки на «хорошо» и «нормально». Надолго ли хватит «отличникам» молодецкого задора и при чем тут женщины?

09.06.2014

«Отличные» факты
 
- Ну, спрашивай. - Сергей Юферов, Евгений Ткачук и Ярослав Заломов рассредоточились по опустевшей в конце рабочего дня редакции газеты «Бизнес новости» и выжидательно на меня смотрят.
 
Что спрашивать? Я, кажется, и так все про них знаю. Знаю, что Сережа — отличный фотограф, Ярослав, видимо, родился уже с видеокамерой, а в голливудскую улыбку Жени влюбилась добрая половина девчонок-участниц проекта «Право на творчество».
 
Последние пару месяцев ребята из «Отлично» всегда появлялись, когда их помощь была особенно нужна. Научить детей из детских домов фотографировать - не вопрос, подготовить фотовыставку для детского праздника в «Аполло», нарисовать грамоты, снять видео о проекте, отвезти в Вятские Поляны раритетную фототехнику для музея — с удовольствием. Я привыкла к «отличникам», как к неиссякаемому источнику оптимизма и творчества. А теперь должна спрашивать их про бизнес...
 
- Сухие факты, - облегчает мне задачу Ярослав. Ярослав — гендиректор и «стержень» всей «отличной» конструкции. - Мы - компания, которая создает продвигающие продукты — видео, корпоративный дизайн, фото, прикладной дизайн и так далее. Под названием «Отлично» существуем 1,5 года, а вообще работаем вместе лет 5 (а с Сережей и еще раньше). На больших проектах у нас бывает задействовано до 8 человек и больше, так что по необходимости нанимаем фрилансеров. Но костяк команды — это я, Сережа и Женя. Я занимаюсь управлением, руководством, видеосегментом (съемка и монтаж). Сережа - товарищ творческий, его поле ответственности — это фотография, дизайн и творческие проекты.
 
- А Женя так, «с бочкУ»... - перебивает Ярослава Евгений. Он вообще любит перебивать Ярослава.
 
- Женя до сих пор не знает, кто он. Мы ему должностную инструкцию написать нормально не можем. Он под ней не расписывается, - то ли в шутку, то ли всерьез говорит Ярослав. - Так что занимается всем - видеосъемкой, фотографией, пишет сценарии, общается с клиентами, с менеджерами.
 
С любовью из Лабытнанги
 
Евгений, Ярослав и Сергей пришли в «Отлично» разными путями и из разных мест — Женя из города Лабытнанги (ЯНАО), Сережа из Баку, а Ярослав из Улан-Уде.
 
- Но я только родился в Бурятии, а корни у меня вятские, - поправляет меня Ярослав. - Мне было 8 месяцев, когда я прилетел в Киров на вертолете...
 
- И сказал: «Это мой город, я буду здесь жить!» - заканчивает мысль Женя, демонстрируя голливудскую улыбку.
 
Пока Ярослав прилежно учился на психолога, штурмовал аспирантуру (его исследование в области «переживания одиночества» готовы издать в МГУ) и экспериментировал с сочетанием психологического образования и видеосъемки, Сергей усиленно «искал себя». Из Баку, где он родился, семья маленького Сережи переехала в Ульяновск, потом в Киров, где Сергей сменил две школы и не доучился в «политехе». Его отчислили с 5 курса, так что карьера архитектора не задалась. Отслужил в ракетных войсках, какое-то время работал строителем, но решив, что «это не его», устроился работать к фотографу Александру Воробьеву. А еще через полтора года открыл с товарищем свое дело — сначала «фото на документы», а затем «фотостудию».
 
- Но и это оказалось «не мое», - улыбается Сергей. - В итоге я ушел из студии и стал снимать так, как снимал, когда только взял в руки фотоаппарат: не постановочные кадры, а людей, живые эмоции. Я вернулся к себе самому. И это дает результаты. Я развиваюсь, расту, все очень круто.
 
Однажды Ярослав и Сергей встретились на дороге (один другого подвез), стали общаться и решили объединить фото и видеоусилия. В компанию к «отличникам» Женю занесло случайно. Он пришел к Сереже на практику. К тому времени он, «дитя тундры», уже жил в Кирове и учился на специалиста по рекламе (хотя во 2-м классе мечтал быть полицейским, в 9-м — переводчиком, а потом дизайнером). Так вся компания собралась вместе.
 
- У нас в команде еще была Полина, дизайнер, - добавляет Сергей. - Это она, кстати, была инициатором и создателем фирменного стиля и логотипа. Мы долго мучились, думали, как назваться. И как-то в переписке в ВКонтакте я Ярославу ответил на какой-то из вопрсоов: «Отлично». Возникла пауза. Мы друг друга поняли — это будет наше название. Тут же с радостными воплями позвонили Полине, она в ту же минуту сфотографировала свою руку, нарисовала и отправила нам логотип. Это было очень круто. А теперь, мне кажется, название нас направляет в нужное русло.
 
- Вообще у нас есть миссия — повысить уровень кировской культуры в области рекламы, да и культуры вообще, - говорит Женя.
 
- Мы пытаемся сформировать у людей потребность в хорошей, кинематографичной рекламе, - объясняет Ярослав. - То есть, мы не говорим — купи воду, мы пытаемся создать образ воды, чтобы человек сам захотел ее купить. Грубо говоря, пытаемся продать не товары, а образ жизни, бренд. И в Кирове есть клиенты, которые готовы платить за такую рекламу. Остальных мы пытаемся воспитывать, обучать новым продуктам. В этом плане перед нами - непаханное поле. Знаете анекдот? Приезжают два менеджера в Африку обувь продавать, через день отзваниваются руководству. Один говорит: «Слушай, тут никто в обуви не ходит, ни хрена не продать». Второй говорит: «Тут у людей обуви вообще нет, тут такие обороты можно сделать, вызывайте мне специалистов!»
 
Каждая проблема — это всего лишь задача, на которую нужно посмотреть под правильным углом.
 
«Девочковая» история и перфекционизм
 
«Ролик для компании «Столяр» (Ред. - производит мебель), направленный на женскую целевую аудиторию с детьми», - гласит аннотация к одному из видео в группе «Отлично» в Вконтакте. В кадре - маленькая девочка. Она готовит маме подарок — жарит яичницу. Осторожно ступает миниатюрными ножками по кухне, неуклюже взбалтывает венчиком яйца, режет огромным ножом сочный красный перец. Соль, сковородка, плита... Спокойные тона, яркие акценты, крупные планы, красивая мебель, - эта «девочковая» история имеет все шансы на успех среди «женской целевой аудитории».
В копилке «отличников» - ролик для «Джулиа Новарс», «Инфолайфа», «Данара» (весь фирменный стиль «Данара» - это разработка Сергея Юферова), имиджевый клип для «Уралхима» Пермского края (его показывали на дне химика в Перми), съемка концерта группы «Торба-на Круче», съемка для «1 канала», пять роликов о Кирове по заказу Центра культуры и туризма (ролики уже появились на ТВ)...
 
- А для PanEco мы снимали ролик про производство стеновых панелей. Заказчику нужно было презентационное видео для показа на выставке в Германии. Так вот у нас в ролике досочки своей жизнью жили, - рассказывает Женя с азартом. -Сами из леса выезжали, сами распиливались, шлифовались...
 
- Вы не боитесь, что ваши прекрасные начинания однажды разобьются о непробиваемую клиентскую стену? Где набрать столько заказчиков, которые с пониманием отнесутся к «досочкам, которые живут своей жизнью»?
 
- Единственный способ привнести на рынок что-то новое — сначала давать это бесплатно, потом обучать, показывать, что новые технологии приносят прибыль, и формировать потребность в этих новых технологиях, - методично отвечает на мой вопрос Ярослав.
 
- Так что мы сейчас долбим эту «стену», - резюмирует Сережа. - И каждый раз  стараемся работать на максимум — планируем такие кадры, способы съемки, которые в реальности бывает сложно осуществить. Но в этом-то и прикол. Чтобы все всегда было на «отлично», понимаешь?
 
- А иначе придется переименоваться в «нормально», - добавляют ребята. И сами же про себя говорят: Перфекционизм в чистом виде. Но надо сказать, это работает. У нас появляются клиенты, проекты, мы находим единомышленников.
 
Киров — отличный город
 
- Вам самим из того, что вы сделали, какая работа больше всего нравится?
 
- Для меня лично проект по Кирову - самый крутой. Пока мы снимали эти ролики, я полюбил город, начал по-другому на него смотреть, - говорит Женя.
- Но реакция на эти ролики очень неоднозначная, - отмечает Ярослав. - Не в плане качества съемки, а в плане отношения к городу. Кировчане и вятчане город свой не любят. Это видно по комментариям. Наши интервьюеры рассуждали о городе как пространстве для развития себя и городе-провинциальной дыре. Пока, к сожалению, наш вятский тяжелый менталитет раскрывается во всей красе в комментариях к ролику.
- И это удивительно. Говорят, что любой кулик хвалит сове болото. У нас же получается, что кировчане считают Киров болотом, - снова перехватывает нить повествования Женя.- Между людьми очень тонкая грань: человек или действительно любит Вятку, или относится к городу скептически-отчужденно. Но я убежден, что в жизни работает правило: если тебе чего-то не хватает, сделай это. Все мы в силах что-то поменять. Нужно стремиться преображать все вокруг себя. Взять те же урны... Они везде стоят, но люди почему-то не могут в них попасть, а потом говорят, что в Кирове грязно и засрано.
 
- А я советую тем, кто так говорит, забраться на крыши домов и посмотреть на Киров сверху. Киров — очень красивый город, - безапелляционно заявляет Сергей. - Мне нравится, что он полон истории, людей, хранящих традиции, знания. Многие выходцы из Кирова были великими людьми. Однажды в Италии в доме коренных итальянцев я очень удивился, когда они достали коробку с папиросами. На коробке были нарисованы три богатыря. Наши три богатыря!
 
Ярослав подытоживает:
 
- Киров по сравнению со многими городами — отличный город. Мне есть с чем сравнить. В связи с научной деятельностью и шилом в попе мне довелось побывать в очень многих городах России, а также в Европе, Африке. И после всего увиденного у меня язык не поворачивается назвать Киров провинцией.
 
- Знаете, что интересно, герои рубрики Next, как правило, любят Киров и видят здесь перспективы. Со старшим поколением все сложнее — недовольство властью, сетования на законы, проверки, отсутствие перспектив и продуманной госполитики и т.д.
 
- Мы не будем такими. Это вопрос ценностей и воспитания, - утверждают ребята, не раздумывая.
 
Все дело в женщинах
 
А пока Женя, Сережа и Ярослав творят. Причем не только на поприще рекламы. Популярный в городе проект «Акустика», где у свободного микрафона могут выступить все желающие в любых жанрах — тоже их детище.
 
- Как-то мы с Яриком хотели попеть песни и поиграть на гитаре, - рассказывает Женя. - И что-то меня дернуло создать встречу в ВКонтакте и позвать всех друзей. Набралось человек 20. Мы пошли в студию (в то время у нас была студия на Карла Маркса)... Кто хотел — принес печенюшки, мы пили чай («Акустика» - безалкогольный проект). Потом собрались еще раз.
 
…И еще несколько раз, пока не стало ясно, что 50 кв. метров студии больше не способны вмещать количество желающих «попеть песни». Потом к Жене с Ярославом присоединились Миша и Рома и стали развивать проект вместе. На последней «Акустике» в «Галерее Прогресса» было около 600 человек. В ближайшее время проект переедет в «Театр на Спасской» - там просторнее. А 29 июня на опэн-эйр-фестивале на набережной организаторы планируют объединить у микрофона 2500 человек.
 
- Из некоего междусобойчика  у нас получился образовательно-культурный проект, который может формировать ценности молодого поколения, - говорит Ярослав. - Сейчас это уже не столько наш проект, сколько проект города, проект общественный.
 
- Мы создаем пространство для развития, самовыражения. Можно сказать, мы выполняем работу правительства в этой сфере, - добавляет Евгений.
 
- А с командой проекта «Право на творчество» мы планируем сейчас новый, очень крутой проект. Но что это будет - пока секрет, - улыбается Сергей и неожиданно добавляет: - Но знаете, в чем дело? Все дело в женщинах. С нами по жизни идут женщины, которые нам помогают быть самими собой, вдохновляют и поддерживают. Надо сказать им спасибо.
 
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com