Автопроезд в Зуевке: позиция предпринимателя

«Я приехал не оправдываться!» – такими словами начался наш разговор с предпринимателем Анатолием Лесковым, который более 10 лет назад решил создать в Зуевке первый в Кировской области частный автопроезд под ж/д путями. Предприниматель утверждает, что проезд – один из первых в России.

26.12.2016

Придумал и «выносил» идею, детально продумал проект по благоустройству всей окружающей территории, решил бюрократические проблемы. Взял кредит в 19 млн рублей и за 7 лет построил автопроезд, задавшись целью сделать максимум полезного для города, в котором живет.
В 2013 году, когда объект открылся, жители Зуевки ликовали: наконец-то решена «больная» проблема прохода под путями и проезда через ж/д дорогу, где теряли столько времени перед закрытым шлагбаумом. Наконец-то исчезли постоянные грязь, слякоть, лужи, мусорные свалки. Местные власти благодарили инвестора за такой щедрый для города подарок, клятвенно обещая исполнить взятые на себя обязательства. Железнодорожники радовались: их головную боль наконец-то кто-то решил.
...В начале декабря ситуация вокруг автопроезда стала одной из тем, которую обсудили на совещании у врио губернатора Игоря Васильева. Из озвученных главе региона докладов (со стороны регионального минтранса, представителей «РЖД» и транспортной прокуратуры) следует, что «объект не сдан, как того требует законодательство, в эксплуатацию», что нет договора субаренды с железной дорогой. И даже поднимался вопрос об его закрытии.
– У нас все документы в порядке. Я вам все принес. Информация освещается и доводится односторонне. Еще раз говорю: вся документация имеется. Собака вовсе не там зарыта, где ее хотят видеть, – сказал Анатолий Владимирович.

Ни копейки из бюджета

Краткий экскурс в историю. Несколько лет назад на месте, где сейчас организован автопроезд, была – будем говорить прямо – помойка. Каждую весну территория затап­ливалась, на месте автопроезда и почти на полкилометра от него текла речка. «Мой сын там в детстве сапоги утопил», – говорит многозначительную фразу предприниматель. После окончания строительства территория преобразилась: за свой счет предприниматель построил почти полукилометровую дорогу до детского сада, создав целую систему подземных коммуникаций для осушения местности. От прошлой грязи и луж – ни следа. На территории автопроезда – идеальная чистота, трудится профессиональный персонал (трудоустроено 15 человек), работает снегоочистительная техника, установлены ограждения, ограничители для безопаснос­ти, круглые сутки работают видеокамеры, для пешеходов обустроены отдельные дорожки (раньше об этом в Зуевке и не мечтали), есть автомойка, чтобы грязные машины не заезжали на территорию города.
– Почему, к примеру, никто не говорит, что я за свой счет сделал все подъездные пути, асфальт положил, дорогу длиной 470 мет­ров, по которой вся Зуевка ездит? Проект по строительству автопроезда называется «Капитальный ремонт моста на 1061 км ПКЗ Зуевка – Коса», все остальные работы к проекту не относятся, все, что сделано кругом – моя инициатива. Отдельно разрабатывал для этого свой проект. Еще кто-то говорит, что асфальт кругом и дорога выложены за счет бюджета. Ни копейки денег из бюджета я для этого не получил! – рассказывает предприниматель.
Да, проезд платный (на что также указывалось в докладах на совещании у главы региона). Месячный абонемент стоит 1500 рублей, разовый проезд – 40 рублей. И на цену никто не жалуется: это точно лучше, чем стоять в ожидании на ж/д переезде, находящимся неподалеку. Его никто не отменял: он как был – так и работает. Бесплатно.
– Я уже говорю: ну, отдам я вам дорогу… Да у вас ее хватит до первого снега! Я сегодня в половине пятого утра проезжал – у меня там уже снег убирали люди. Спецтехника постоянно ездит, дворники есть. Подсчитал – примерно 350 тысяч рублей уходит на содержание проезда. Сомневаюсь, что бюджет найдет такие деньги, – уверен Лесков.

Из переписок и отписок

Смотрим документы. Их у собеседника целая папка – копии разрешительных документов, переписки с чиновниками и их отписки, есть копия трехстороннего соглашения «О строительстве автопроезда...», заключенного между ОАО «РЖД», ИП Лесков и администрацией Зуевского района, где четко прописаны обязанности сторон: железнодорожники согласовывают документы, предприниматель строит, а администрация обязуется закрыть «западный» переезд. Это еще один из зуевских переездов, которым мало кто пользуется. Закрыть не потому, что это надо Лескову (как раз фуры, которые ездят по «западному» переезду, по автопроезду не ходят). В этом прямой интерес железнодорожников, и обязанность закрыть этот самый злополучный переезд взяли на себя местные власти. Об этом чуть позднее…
Еще есть письма от властей района, где те обещают поддержать проект, оказать помощь предпринимателю, проконтролировать ситуацию с закрытием «западного» переезда. Правда, все они подписаны чиновниками, уже не работающими в администрации. Все нынешние представители местной власти от решения проблем отнекиваются, ссылаясь на «тех, кто был раньше». Предприниматель уже не раз обивал пороги чиновничьих кабинетов, ходил на заседания Зуевской думы – просил депутатов помочь разрешить ситуацию, писал в вышестоящие инстанции. К примеру, в ответе от Полпреда президента в ПФО говорится о нецелесообразности закрытия автопроезда.

Замкнутый круг

В более позднем письме от РЖД на запрос предпринимателя указывается на две вещи, которые якобы не сделаны (эти факты изложены и в сообщении транспортной прокуратуры, опубликованном через несколько дней после совещания у главы региона).
– Ссылаются на два пункта: нет акта ввода объекта и нет договора на субаренду участка с «РЖД». Отвечаю на вопросы. По первому: в соглашении прописано, что «по окончании работ по строительству и организации автопроезда ОАО «РЖД» и предприниматель оформляют двухсторонний акт контроля выполненных работ произвольной формы с целью проверки технического состояния моста». Мы это сделали: после первого осмотра были обнаружены недоделки, которые мы устранили. В акте осмотра объекта с подписью мастера участка говорится: «недостатки устранены, объект готов к эксплуатации». Как нет акта выполненных работ? – недоумевает предприниматель и в качестве дополнительного доказательства прикладывает к стопке документов копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданную 25 декабря 2013 года администрацией Зуевского района как раз на основании этого самого акта контроля.
Что касается второй претензии – отсутствия договора субподряда – он есть, предпринимателем подписан, но нет подписи со стороны «РЖД», говорит Анатолий Лесков. Более того, предприниматель заплатил за 10 лет железнодорожникам арендную плату, есть бумаги. Сумма, которую рассчитала и прислала «РЖД» для оплаты, смешная: 38 рублей 70 копеек за 10 лет! Чуть больше 3 рублей за год… Тем не менее, деньги официально уплачены, а подписанного договора субаренды как не было, так и нет.
В письме от 6 апреля 2015 года от РЖД сообщают причины. Одна из них – опять же, отсутствие акта контроля выполненных работ и тот факт, что движение Лесков открыл «до момента согласования «РЖД» с муниципалитетом закрытия переезда («западного» – прим. БН). Вторая причина (внимание!) – «со стороны муниципалитета не выполнены соглашения в части согласования закрытия охраняемого переезда, который на сегодняшний день функционирует». «Заключение договора субаренды… возможно только пос­ле полного выполнения всех обязательств сторонами…», – говорится в документе.
Анатолий Лесков уверен, что договор со стороны «РЖД» не подписывается, чтобы предприниматель каким-либо образом повлиял на администрацию и помог закрыть «западный» переезд, содержать который железнодорожникам экономически невыгодно. Во-первых, машинопоток через него маленький и есть другой проезд. Во-вторых, там работают люди, которым надо платить зарплату. В-третьих, нужно содержать переезд, а это лишние траты.
– Другого объяснения придумать не могу. А как я смогу подействовать на администрацию? – говорит предприниматель.



Недаром задумал

На сторону инициативного предпринимателя встали все, кроме чиновников и монополистов: жители города, активисты, бизнес-сообщество, представители социальной сферы. Таксисты поговаривают: «Если переезд закроют – не видим смысла продолжать работать и терять свои деньги, простаивая на «верхнем» переезде».
Одно из документальных доказательств поддержки – письмо из КОГБУЗ «Зуевская центральная районная больница» за подписью главврача М.С. Рогозина, где подтверждается, что больница «безвозмездно пользуется услугами подземного проезда с 2013 года.
– За данный период машины «скорой помощи» воспользовались переездом 7900 раз, машины участковых терапевтов и педиатров – 7500 раз. По сравнению с предыдущими годами значительно сократилось время доезда по пациента», – сообщается в письме.
– За время работы через переезд проехало более 15 тысяч «скорых». Я знаю точно, что троих человек удалось спасти. Да пусть даже бы и одного кого-то автопроезд помог «вытащить» с того света, это уже победа. Значит, недаром я все это задумал, – искренне говорит предприниматель. И еще раз дополняет: «Я не оправдываться пришел. Я свою позицию изложить пришел. Нельзя ставить на кон человеческую жизнь в обмен на 3 рубля аренды в год за землю РДЖ».


Заложник ситуации

Анатолий Владимирович искренне убежден: он прав и все сделано по закону.
– Я думаю, что причина – в административной машине, которая давит не глядя. В районных властях, которые отстранились от всей ситуации и даже не попытались объяснить областным чиновникам реальную ситуацию. Которые так и не выполнили взятые на себя и официально прописанные в соглашении обязательства по закрытию «западного» переезда. Еще причина – в политике «РЖД», которая под надуманным предлогом, стараясь через меня «продавить» свое, всеми правдами и неправдами затягивает подписание злополучного договора, – говорит Анатолий Лесков.
Впрочем, уверен инициатор и инвестор проекта, основная причина даже не в этом. Она – в проблемах, которые пытаются для себя решить власти района и «РЖД», втягивая в процесс бизнес. Досадно, что заложником и «крайним» в этой ситуации оказался инвестор, который реализовал такой нужный для города проект.

…Долгие годы Анатолий Лесков вынашивал еще одну идею – построить в городе полноценный 25-метровый бассейн. Сейчас, после всей этой ситуации, засомневался, готов ли на такой подвиг.

Что делать?

Оптимальных, честных и справедливых решений сложившейся ситуации может быть только два.
Первое. «РЖД» и администрация Зуевского района находят компромиссное решение о закрытии либо незакрытии «западного» переезда. Тянуть с его принятием и «перекладыванием» больше нельзя. Нужно конкретно сказать «да» или «нет». В любом случае, администрации района необходимо выполнить взятые на себя и прописанные в соглашении обязательства.
Второе. «РЖД» попытаться решить свои проблемы каким-то иным способом. Не размениваться из-за 3 рублей 70 копеек в год, и подписать договор субаренды с предпринимателем. Тем более, что со стороны последнего все условия для этого выполнены.

МНЕНИЯ
«Это спасение для города!»

Ирина Яковлева, жительница Зуевки:

– Открытие автопроезда – это спасение для всего города! На работу стало добираться намного быстрее. Раньше, когда ездили через переезд, стояли и по утрам, и по вечерам. Надо в школу, детский сад, на работу… В больницу если едешь по записи, встал на переезде – точно опоздаешь. А еще с маленьким ребенком на руках ждешь, когда пройдет поезд. И так полчаса можешь простоять.
Лично я считаю, что это жизненно необходимый объект. Особенно в ситуациях, когда куда-то спешишь. Мы доставкой цветов занимаемся. Часто просят букет к определенному времени привезти. Раньше нередко возникали ситуации: переезд закрылся – выходишь из машины, бежишь с букетом через проход под железной дорогой, на другой стороне такси ловишь и едешь. А больше никак!.. И наконец-то нашелся человек, который избавил нас от этих мучений!

Сергей Кислухин, предприниматель из Зуевки:
– В создании автопроезда вижу только «плюсы». Самый главный – удобство и экономия времени. В бизнесе время – это деньги. Мне приходится часто выезжать по работе, автопроезд не одну тысячу раз уже выручил. Тем более, что он ни к чему не обязывает других автовладельцев. Рядом есть бесплатный переезд, ездите на здоровье. Лично я готов платить деньги, тем более, что сумма вполне адекватная. Они моментом окупаются за счет сэкономленных времени и нервов. Еще считаю, что нужно набраться много смелости, чтобы вложиться в такой проект. Суть его не столько в коммерческой, сколько в социальной составляющей.

Юлия Усинская
Фото Сергей Куклин