Киров и эпоха

Так называется выставка о Сергее Мироновиче Кирове, которая открылась в конце декабря в Вятском художественном музее им. Васнецовых по случаю 80-летия образования Кировской области. «Бизнес Новости» узнали, чем она богата, какие тропинки в толще времени она освещает, а какие придется «протаптывать» зрителю.

08.01.2017

Произведения советских мастеров — Исаака Бродского, Михаила Платунова, Александра Дейнеки и других, живопись и графика вятских художников — Колчанова, Рылова, Веприкова, Сенникова, картины о человеке и его времени — всего 150 объектов искусства, включая и скульптуру, в том числе редкий экспонат — посмертную маску Сергея Мироновича... Организаторы проекта — Вятский художественный музей и петербургская Музей-квартира С.М. Кирова — постарались создать образ человека своей эпохи при помощи средств искусства. Насколько это получилось — скорее всего, во многом зависит от самого зрителя, его готовности посмотреть на другое время и известную личность и найти в этом что-то для себя.
На открытии же нам удалось пообщаться с профессионалом в сфере культуры — Эмилией Новрузовой, директором Нижегородской галереи современного искусства FUTURO, которая случайно оказалась в Кирове как раз в этот день. Пообещав поделиться впечатлениями, она долго не могла оторваться от работ — и, наконец, оживленно начала:
— Это богатейшая экспозиция, невероятно разнообразный, насыщенный контент. Сам здешний музей отличается своей собственной политикой, своим собственным статусом — это и его постоянная серьезная экспозиция, и наследие, которое есть в запасниках. Поэтому было бы странно, если вышло бы по-другому. Но я бы не сказала, что чувствую какую-то кураторскую работу здесь. Видно, что фундаментом является общая тема, а вот навигации по этой теме я не наблюдаю, к сожалению.

По мнению искусствоведа, выставка является этакой «сборной солянкой». То есть сделана в формате, когда нет эффекта того, что хотели сказать организаторы, а есть некое пространство, организованное согласно внутренней логике создателей проекта. Возможно, речь просто шла о том, что удастся или не удастся привезти, заметила женщина. Но уровень работ при этом, их количество и разнообразие выстраивают интересный, важный и дружелюбный по отношению к аудитории проект:
—Затронут не только временной пласт. Здесь, прежде всего, представлены очень разные имена. Та графика, которую я здесь увидела, или артефакты наподобие коммунистических «икон» со Сталиным в образе героя-победителя с околохристианскими канонами, или шедевры Дейнеки — это, действительно, дорогого стоит. Насчет живописи я бы сказала, что это скорее типовые сюжеты и техники, типовые для того времени трактовки художников. Но что касается графики — по-моему, это невообразимо! Передан дух платоновских историй — с одной стороны, строительство нового, с другой — неотвратимость и колоссальная ответственность строителей коммунизма, этакая глобальная махина. Здесь это можно очень хорошо почувствовать.
— Интересно, что именно этой выставкой закончился год, что она открылась в конце декабря, - заключила Эмилия. - И мне очень интересно, какой будет реакция жителей города, смогут ли они оценить ее и понять какие-то новые для себя контексты, тропинки к которым им придется прокладывать самим.

Анна Демчук
demchyk.ann@yandex.ru