"Просела середина"

Переизбыток торговой недвижимости вызван не столько большим объемом предложения, сколько ситуативным отсутствием спроса. Такое мнение в интервью «Бизнес Новостям» высказал исполнительный директор фитнес-центра Fitts, экс-директор торгового центра «Европейский» Александр Добрушкес.

10.02.2019

- Недавно в ВятГУ было проведено исследование торговой системы города. Оказалось, что у нас переизбыток стационарных торговых площадей. Вы с этим согласны? 
 
– Рассуждать о количестве торговых площадей, на мой взгляд, не совсем верно, потому что к коммерческой недвижимости сейчас предъявляются совсем другие требования, чем несколько лет назад. К примеру, в Кирове нет ни одного центра регионального значения. А полумиллионному городу – такому, как наш – необходим хотя бы один такой объект. Я имею в виду центр на 100 тысяч квадратных метров.
 
Почему, например, к нам не приходит Zara? Одна из причин – компания Inditex заходит сразу пятью магазинами. У нас для таких масштабных проектов просто нет места. Кроме того, многие наши площадки морально устарели: в торговых центрах должна быть создана комфортная среда, прежде всего для посетителей. У нас же подобного размера центр можно разместить разве что за городом. Однако ментальность кировчан такова, что у людей нет привычки ехать в загородный торговый центр на целый день. Пока нам комфортно проводить время в небольших центрах с удобным месторасположением, а многие вообще идут за покупками в магазины у дома. Когда спрашиваю, почему это происходит, люди отвечают: «Так я денег меньше потрачу».
 
Если раньше шопинг был для человека отдушиной, развлечением, то сейчас он, придя домой и разбирая покупки, расстраивается, что потратил слишком много денег. Поэтому переизбыток торговой недвижимости вызван не столько большим объемом предложения, сколько ситуативным отсутствием спроса. 
 
-  Кризис повлиял? 
 
– Отчасти да. Люди стали относиться к покупкам более взвешенно. Но при этом часто они выбирают более качественные товары. В связи с этим в торговле, как и во всех остальных сферах, сильно просела середина. К примеру, люди покупают или дешевые джинсы, или те, которые стоят тысяч десять, а на ассортимент за 4–5 тысяч рублей былого спроса уже нет. Человек экономит свои деньги и хочет получить от своих кровно заработанных максимум пользы. 
 
Полную версию интервью читайте в свежем номере газеты «Бизнес Новости» и на портале Bnkirov.ru.