Защищая местных

Нужно ли производителям местных продуктов региональное лобби? Этим вопросом задались ведущие очередного выпуска программы «Разворот на бизнес».

16.03.2019

Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+);

Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+);

Илья Курагин, председатель совета директоров АО «Вятич»;

Юрий Исупов, старший вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты;

Андрей Березин, президент группы предприятий «Система Глобус»;

Ринат Акчурин, председатель пивоваренной ассоциации Татарстана.

Олег Прохоренко:

- Если посмотреть ретроспективу лоббирования товаров местного производства, то в этом плане довольно жестко критикуется Татарстан - за препятствование продвижению товаров из соседних регионов на своей территории. Местные пивовары там объединились в ассоциацию, которая лоббирует введение минимальной розничной цены на пиво, чтобы устранить так называемое «серое» пиво с полок магазинов.

Светлана Занько:

- Да, Татарстан серьезно продвинулся в этом вопросе и подготовленный их предпринимателями документ уже рассматривается на федеральном уровне. Насколько наши производители считают подобные методы актуальными для кировского региона?

Илья Курагин:

- Это не протекционизм и не лоббирование, а элементарная защита прав потребителей: они должны получать качественные продукты. Актуальность этого вопроса обсуждается в течение всего последнего года. Для нас, как для легального бизнеса, никаких опасений в этом случае нет. Дело в том, что за последние годы участились случаи попадания сомнительных продуктов на полки магазинов и стал более ощутимым демпинг со стороны крупных компаний. Поэтому минимальная цена на пиво — это скорее благо, чем ограничительная мера.

Юрий Исупов:

- Минимальное ограничение розничных цен обсуждается довольно часто. Речь идет, конечно, о защите прав потребителей, а также о наполнении бюджетов (и региональных, и федеральных) налогами.

Андрей Березин:

- Я сформулирую свой ответ как председатель совета директоров Уржумского СВЗ: введение минимальной розничной цены на крепкий алкоголь позволило в свое время честным производителям быть конкурентоспособными. Дело в том, что цена на алкоголь формируется в большей мере за счет налогов и акцизов. И у тех, кто не платит налоги, она может быть раза в 2-3 ниже, поэтому честные производители изначально проигрывают. На пивном рынке подобная мера также даст эффект, это поможет почистить рынок.

Ринат Акчурин:

- На пивном рынке ситуация массового демпинга спровоцирована обилием сетей по разливу пива, а также крупными сетями-алкомаркетами. Ритейлерам приходится «обрушать» цены, так как потребитель привык, что пиво — дисконтный продукт. В итоге складывается ситуация, что региональные пивоварни и предприятия, уплачивающие налоги и акцизы, вкладывающие средства в качество сырья и модернизацию оборудования, становятся не востребованными. Потребителя интересует только цена. Полки захватывают крупные компании с международным капиталом, либо производители напитков сомнительного происхождения. акое состояние дел грозит разорением средним и малым предприятиям, потерям в региональных бюджетах, и в итоге может привести к рискам для потребителей. В связи с этим в Татарстане и была создана ассоциация, а основные игроки пивного рынка договорились о том, что необходимо ввести минимальную цену на пиво. Мы вышли со своим предложением на УФАС, на федеральное правительство. Надеемся, что в ноябре оно будет подписано.

Олег Прохоренко:

- Как от этого выиграет производитель пивной продукции?

Ринат Акчурин:

- Установление минимальной розничной цены даст производителям возможность выдержать конкуренцию Сейчас много магазинов предлагает продукцию по цене 20 рублей за бутылку. Это уже наталкивает на мысль о том, что продается либо некачественный продукт, либо его производитель не заплатил налоги. А увеличение цены на бутылку пива до 38 рублей даст возможность крупным компаниям быть конкурентоспособными.

Светлана Занько:

- Вы рекомендовали вашим торговым точкам установить подобную минимальную цену. Какова была реакция?

Ринат Акчурин:

- Наша просьба носила рекомендательный характер. Но самые крупные сети пошли на это, пусть и не сразу.

Светлана Занько:

- Однако любой магазин — это бизнес. Почему он должен продавать товары местных производителей? Ведь все решает конкуренция.

Ринат Акчурин:

- Понимаю. Но мы не вмешиваемся в вопросы бизнеса, в то, как и какой производитель представляет себя на полках. Мы рекомендуем: если вы находитесь на территории нашей республики, работайте и с нашими производителями тоже. В каких объемах - это уже решает каждый сам.

Светлана Занько:

- Многое удалось изменить с введением такой меры?

Ринат Акчурин:

- Увеличить продажи пива получилось. В бюджет тоже начали поступать деньги. Результат есть. Кроме того, мы выявили несколько подпольных заводов, производящих нелегальное пиво и мешающих работать другим производителям. Какие-то из них уже закрыты, другие поставлены на учет. Было изъято более 2,5 ы незаконной пивной продукции.

Олег Прохоренко:

- У нас работала подобная программа - «Покупай вятское». Она распространялась почти на всех производителей местных продуктов. Как вы оцениваете ее итоги сейчас?

Илья Курагин:

- Это была прекрасная программа, хотя объективных оценок ее эффективности, конечно, нет. Могу сказать только о собственных исследованиях. Мы изучили уровень потребления нашей продукции за 2011 год и 2018. И если в 2011 году по области и городу потребление было примерно одинаковым, то в 2018 году в связи с ограничением доступа нашей продукции в торговые сети в районах области по факту потребление снизилось на 5% (это связано, прежде всего, с естественной миграцией населения), а в Кирове сократилось примерно в три раза. То есть здесь нам создали искусственный барьер. И сделали это федеральные сети, которые не берут нашу продукцию к себе на полки.

Юрий Исупов:

- Положительно то, что в 2013 году у нас была активная поддержка со стороны правительства. Когда сети пришли к нам в 2009 году, мы посмотрели динамику развития нашей промышленности и увидели: произошло падение производства молочных продуктов — например, по маслу, майонезу. Сети ставили препоны нашим предприятиям. И хорошо, что тогда был сделан такой шаг, как программа «Покупай вятское». В то же время мое отношение к мероприятиям, призывающим покупать вятское, нижегородское или какое-то другое, противоречиво. Россия — это единое экономическое пространство, и не нужно культивировать самолюбование. Сам тезис «Покупай вятское» был не очень актуальным. У наших потребителей не было упадка интереса к собственным производителям. У них просто не было возможности купить эти продукты в нужном объеме, потому что сети резко сократили ассортимент. Бороться нужно было не за лояльность потребителей, а за справедливое отношение сетей к поставщикам.

Андрей Березин:

- В большей степени эффективность этой программы определялась субсидиями для малоимущих на продукцию местного производства. Давать деньги — всегда эффективно. Если же брать ее маркетинговую составляющую, то этим должны заниматься сами производители. Им в принципе много не нужно. Дайте возможность показать свой продукт, а продукту появиться на полке. И тогда начнется конкуренция, где главную роль будут играть вопросы цены, качества, маркетинга. И винить уже будет некого. Покупатель сам выберет то, что захочет. Но сейчас многие производители просто не могут попасть на полки федеральных сетей. К чему это приведет, очевидно: наши предприятия рано или поздно закроются.

Светлана Занько:

- Что можно сделать и каким образом на эту ситуацию может повлиять наше правительство?

Илья Курагин:

- После прихода в Кировскую область известной сети алкомаркетов мы написали туда около 450 писем по вопросу реализации нашей продукции. Ответов получили ноль. Сейчас пишем в министерство промышленности. Мы не просим лоббировать наши интересы, а хотим только организовать встречу. Нам никто не отвечает, это разве правильный подход?

Олег Прохоренко:

- Нужно ли в итоге лобби наших производителей?

Андрей Березин:

- Программы типа «Покупай вятское» не работают абсолютно. Нужно выбивать места для производителей на полках магазинов.

Илья Курагин:

- Согласен: не будет мест на полках - можно забыть про все остальное. Нам нужна возможность быть доступными для потребителей.

Юрий Исупов:

- Для этого необходимо координировать работу, которая касается наращивания диалога с сетями, в том числе заниматься формированием общественного мнения.

Подготовила Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru