Дресс-код для Ленина

Дизайн-код для улицы Ленина планируют внедрить с августа 2020 года.

25.08.2019

В минувший четверг в «Галерее Прогресса» авторы представили свои наработки бизнесу. Чиновники и дизайнеры заявляют, что регламентация размещения информации повысит доходность предпринимателей. Собственники объектов на «пилотной» улице говорят о дополнительных расходах, неудобствах и заверяют, что смена вывесок погоды не сделает.

Визуальная чистка

- Перед началом работы мы проанализировали существующую нормативную базу — Правила благоустройства и паспорта наружной отделки фасадов, подготовленные для улицы Ленина. Ни предпринимателями, ни изготовителями вывесок они не применяются. Возможно, из-за недостатка конкретики, разрозненности, - прокомментировала зам. начальника управления градостроительства и архитектуры Татьяна Говорова.

И провела небольшой ликбез. Дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций по вопросам размещения средств наружной информации. Он позволит упорядочить визуальный облик улицы, разрешить споры о размерах размещения средств наружной информации и облегчит контроль со стороны властей за соблюдением правил благоустройства.

В настоящее время рабочая группа создает альбом размещения информвывесок для улицы Ленина (участка от Милицейской до Профсоюзной), которую выбрали для «пилота». Улицу уже поделили на красные и синие зоны — в зависимости от типа здания. К первой отнесли объекты культурного наследия (их 25) и являющиеся предметом охраны исторического поселения (их 22). Размещение на них информации уже прописано в паспортах внешней отделки. Для оставшихся зданий проработаны общие требования, но с учетом всех составляющих, начиная от вида конструкции и заканчивая цветом и шрифтом букв.

Запрещенные и разрешенные

Рабочая группа предложила и перечни запрещенных и разрешенных средств наружной информации. Первых оказалось больше. Как пояснила сотрудник МКУ «Архитектура» Оксана Феоктистова, цель — заменить конструкции на более понятные, легкие, простые, читабельные, визуально гармоничные. Все это пропишут в рекомендациях.

В число запрещенных для улицы Ленина средств наружной информации отнесли вывески с подложкой (нарушают исторический облик улицы) и дублирующие. Сюда же попали вертикальные конструкции (тяжело воспринимать расположение информации), крышные конструкции, неоновую подсветку и бегущую строку (мешает и раздражает). В списке также выносные светильники и лайтбоксы, вывески на балконах, рекламные растяжки, уличные  светодиодные экраны, буквы с наружными лампами накаливая в стиле ретро, вертикальные и прилегающие вплотную к стене панель-кронштейны полностью закрытые окна.

В списке разрешенных — привычные информсредства, но с рядом требований к ним. К примеру, разрешены вывески без подложки, с максимальной высотой букв 50 см. Буквы могут быть как объемные, так и плоские, при креплении вторых необходимо соблюсти расстояние от фасада. Размеры прописали и для панель-кронштейнов — не более 50 см, предпочтительнее кованые. Максимальная высота постоянных вывесок для оформления окон не должна превышать в высоту 40 см, а в целом площадь размещение вывески не должна занимать более 30% площади окна.

- Есть требования к шрифту, но они не распространяются на предприятия, чьи логотипы зарегистрированы в Роспатенте, - добавила Оксана Феоктистова.

 Экономические тонкости

Красивый город способствует развитию бизнеса, уверен дизайнер, арт-директор компании «Novado» Максим Микитенко. И поделился своими соображениями.

- Предприниматели хотят сделать вывеску как можно больше, думая, что такая привлекает внимание. На исторических улицах города это правило не работает. Оно работает там, где большой скоростной поток и отдельно стоящие здания вдоль трассы. На городских исторических улицах основные клиенты - пешеходы, пассажиры общественного транспорта, велосипедисты. Скорость трафика у них меньше, и выгоднее подстраиваться под них, сделать так, чтобы им было приятнее, - говорит Максим Микитенко.

Красивая улица притягивает людей, и бизнес может этим пользоваться. Это увеличивает поток случайных покупателей, которые делают спонтанные покупки.

- Это можно конвертировать в рекламу в соцсетях. Люди любят фотографироваться на фоне красивых зданий, красивых входных групп, ресторанов, кафе и выкладывать снимки в соцсетях. Это бесплатная реклама, бесплатное продвижение, - предложил дизайнер. 

Есть немало распространенных вывесок, которые не работают. К примеру, размещенные высоко, на крыше здания: пешеходы их не замечают. Выделяющаяся размером вывеска на фоне других, более маленьких, вовсе напоминает принцип недобросовестной конкуренции.

- Возьмем бизнес, у которого есть возможность занять больше пространства своей вывеской. В результате внешний облик нарушается, это негативно влияет на экономику. Вывески других становятся незаметными, а владелец большой вывески диктует свои условия. Потребитель не может разобраться и не получает услугу. Страдают все, - прокомментировал дизайнер.

Об экономическим эффекте от внедрения дизайн-кода рассказал и дизайнер-архитектор Александр Головизнин. Он привел в пример объект в Тюмени. После приведения ранее хаотичных вывесок к единообразию вырос поток посетителей, а прибыль арендаторов (из которых сейчас очередь) увеличилась вдвое.

Для убедительности привел результаты исследования, говорящие о бессмысленности хаотичного размещения информации:

- По данным первого в России исследования рекламного шума, проведенного экспертами коммуникационной группы Granat(Санкт петербург), ежедневно среднестатистический житель крупных городов видит около 400 рекламных сообщений, но 99% из них остаются незамеченными. Это так называемая «баннерная слепота». С учетом этого вывода, в первом полугодии 2017 года более 20 млрд рублей инвестиций на рекламу категории были потрачены без отклика потребителя.

В некоторых городах — Москве, Ижевске, Челябинске, Нижнем Новгороде, Саратове, Воронеже, Иваново, Тобольске — дресс-код уже действует. В марте разработчики намерены выйти на Кировскую гордуму с инициативой внесения изменений в Правила благоустройства. Если депутаты одобрят, до 30 июля 2020 года будет введен переходный период для замены вывесок, а с 1 августа 2020 года дизайн-код вступит в силу. За нарушение правил благоустройства предусмотрен штраф. Для юрлиц он составляет от 50 до 200 тысяч рублей. На первых этапах власти обещали ограничиться предписаниями.

«Надо начинать не с вывесок»

У бизнеса своя позиция. И в радужные перспективы предприниматели не верят, зато опасаются излишних затрат.

- Все хорошо, только все стоит денег. Да и не поможет. Там же все фасады сыплются. Начинать надо с них, а не с вывесок, - высказал свое мнение представитель собственника здания на Ленина.

- Поддерживаю. И при разработке дизайн-кода необходимо прописать ход работ. Не должно быть так, что сначала вешаем картину, потом клеим обои и после — делаем розетки, - прозвучало еще одно из мнений.

Татьяна Говорова напомнила, что к 650-летию города здания на исторической части улицы Ленина планируется привести в порядок.

Прошлись предприниматели и по конкретике. Многих возмутил запрет на подложки.

- Мы убираем подложки. Не понятно, на какой срок заложен этот дизайн-код. Рекламные технологии все время развиваются. Не исключено, что через 2-3 года появятся интересные эффективные грамотные технологии, а в дизайн-коде мы их не прописали. Или в них будут применяться подложки, которые мы сегодня убираем, - прозвучало еще одно мнение. - Все-таки подложки имеют свои плюсы — прячут конструктив, закрывают не отремонтированный фасад.

- Вы ко всему нарисовали требования в миллиметрах, можно было и для подложек их прописать. Подложка может быть элементом дизайна, - считает представитель магазина «Ив Роше» на Ленина 88/7.

- Мы изучили и не нашли на улице Ленина гармонично вписанных подложек, - парировала Татьяна Говорова. - Когда дизайн-код будет разрабатываться для всего города, может, подложки и будут допустимы. Но для улицы Ленина, в промежутке от Милицейской до Профсоюзной, мы позволим себе утвердить дизайн-код без подложек.

- Давайте, прежде чем принимать какие-то решения, общаться с собственниками. Собственник вкладывает деньги. Исторические здания содержать очень дорого, - поднял еще одну тему представитель стороны собственников.

Для этого предпринимателей и собрали на площадке — чтобы послушать их позицию, заверили представители администрации. Еще ранее, в апреле, наработки презентовали во время «Дизан-выходных». Более широко тему обсудят на специальной секции в рамках II урбанистического форума в Кирове. Буквально с пятницы, подчеркнули представители мэрии, чиновники городского управления градостроительства и архитектуры готовы консультировать и собственников, и арендаторов.

МНЕНИЯ

Ольга Тырыкина, предприниматель, представитель МКД на Ленина,102:

- Ремонт дома на Ленина, 102 в лучшем случае будет сделан в 2022 году. Мы проголосовали на общем собрании за перенос на более ранний срок, но не факт, что это произойдет. Сейчас, чтобы привести вывеску на первом этаже в порядок, нужно снять цветовые короба, за свой счет доработать фасад.

Если мы говорим в целом об обновлении, нужно и фасады, и вывески приводить в порядок одновременно по всему зданию. Если я сниму свою вывеску, там будет дыра. Когда в 2022 году мне проведут капремонт фасада, я повешу свою вывеску, нет проблем, только сейчас помещение будет выглядеть «дыряво»

Параллельно с темой внесения изменений в Правила внешнего благоустройства, касающиеся дизайн-кода, давайте продвигать тему ремонта фасадов на этой улице. Если собственники изменят вывески, улицу в целом это вряд ли сильно поменяет.

Илья Редькин, предприниматель:

- Два года назад для нашего здания на Ленина, 73 (ред.: СПК) были разработаны паспорта. Мы собирались с администрацией, нас убедительно просили следовать этим паспортам, что мы и сделали. Вложили деньги, это раз. Второе: в предлагаемом дизайн-коде запрещены объемные световые конструкции, короба, вывеска с буквами.

Вы показали исторический снимок нашего здания на Ленина,73. Там есть и короб, закрывающий архитектурные элементы, и крышная конструкция. Объясните, каким образом современное предложение дизайн-кода соответствует восстановлению исторической ценности нашего здания?

Мы готовы на 100 процентов все это воссоздать. Верхнюю часть уже восстановили, в следующем году планируем навесы над окнами сделать и подобную вывеску.