Схема недопонимания

На минувшей неделе московский разработчик - Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта - представил депутатам новую транспортную схему Кирова.

01.09.2019

Перспективы транспортной перезагрузки, по прогнозам института, самые радужные — на дорогах исчезнут гонки, пассажирам будет удобнее, быстрее и комфортнее добираться до любой точки, а  у перевозчиков появится возможность обновлять автопарк. Народные избранники наработку не оценили.

Что не так

Как пояснил необходимость изменений начальник департамента городского хозяйства Сергей Леонтьев, сегодняшняя маршрутная сеть имеет массу недостатков. Многие маршруты экономически неэффективные — только 16 из действующих прибыльные, остальные требуют ежегодного субсидирования. Есть ряд дублирующихся, из-за конкуренции на которых водители устраивают гонки за пассажирами. Имеет место высокий интервал движения, несоблюдение графика расписания и другие особенности, влияющие на привлекательность общественного транспорта.

- Ежегодно поток на общественном транспорте снижается на 5-7%, что говорит о низком уровне доверия к нему. Проблемной точкой также является устаревший подвижной состав, который возможно изменить только при повышении экономической эффективности работы маршрутов, - пояснил Сергей Леонтьев. - Таким образом перед нами стоит задача повысить привлекательность общественного транспорта для жителей города. Это можно сделать за счет обеспечения стабильности работы маршрутов, интервалов движения, чтобы не ждать подходящий маршрут по 20-30 минут, а в пересесть в течение 5-7 минут, обеспечив при этом скорость движения без пробок и гонок водителей.

Эти и другие задачи и должна решить предложенная маршрутная схема. По  замыслу заказчика, она должна стать более гибкой и подстраивающейся под нужды пассажира. Если автобусы будут ходить чаще, не будет давки в транспорте.

- За счет более коротких интервалов автобусы будут ходить чаще. Не будет создаваться давка в транспорте, когда из-за сбоев в расписании, нечетких интервалов движения люди вынуждены ездить, как сельди в бочке. Наоборот, мы сформируем систему, работающую, как часы, в те моменты, когда того требует спрос со стороны пассажиров, - продолжил Леонтьев. - Это возможно сделать, лишь сократив количество дублирующих маршрутов, распределив трассировки по улицам, которые сейчас задействованы в меньшей степени, и направить высвободившийся подвижной состав от измененных маршрутов на соблюдение укороченных интервалов новых маршрутов.

Планируется изменить движение большинства городских маршрутов, за исключением автобусных №67, 52, 20 и 19, а также троллейбусного №14. Проходящие по городу останутся без изменений — кроме №129, 143, 146: чтобы разгрузить путепровод на ул. Московской они пойдут по ул. Воровского и Горького.

При этом доступность отдаленных районов не пострадает, заверил Сергей Леонтьев. Напротив, схема включает в себя новые строящиеся районы (Подозерье, Розинцы, Колпаки, Власовы, Чистые Пруды, Кокуй, Леваши), которые были удалены от остановок.

- Маршруты опираются на данные Центральной диспетчерской службы о реальном пассажиропотоке. Мы жестко смотрим, чтобы до мест притяжения обеспечивался доступ не более чем с одной пересадкой. Средняя продолжительность рейса снизится с 57 до 43 минут, средний интервал движения с 13 до 9 минут. Это значит, можно будет быстрее добраться до места назначения, а не ждать автобуса, который зачастую не соблюдает расписание, из-за чего приезжает позже и переполненным, - добавил выступающий.

Среди других радужных перспектив — продление времени работы транспорта  - с с 5-30 до 23-30 9 (а отдельные маршруты планируется сделать ночными), удобные транспортно-пересадочные узлы, организация выделенных полос для повышения скорости и привлекательности общественного транспорта.

Еще одно важное предлагаемое нововведение — новая схема мотивации водителей. Она будет основана на транспортной работе, а не количестве пассажиров. В договорах с перевозчиками планируется прописать более жесткую ответственность за несоблюдение расписания.

Претензии депутатов

Депутаты практически в полном составе выступили против. Многим народным избранникам непонятной осталась и логика предложений. Зампред гордумы Алексей Рябов указал разработчикам на то, что автобусы, которые они направляют в новые микрорайоны, судя по схеме, должны будут ездить по грунтовым дорогам. Депутаты посчитали, что сеть не ориентирована на доступность социальных объектов и что необходимость пересадок пассажирам навязывают. Многие подчеркивали: в данный момент кировчане жалуются в основном не на существующую маршрутную сеть, а на то, как она обслуживается: на хамство кондукторов, на опоздания автобусов, на невыход вечерних рейсов.

Все эти проблемы, по словам заведующей научно-исследовательским сектором ОАО «НИИАТ» Татьяны Михеевой, которая защищала проект перед депутатами, как раз и призвана решить новая схема.

- Нельзя просто дисциплинировать водителей, не меняя основы. Это как изменить законы физики и начать всем летать, - заявила она, добавив, что разработчики «не изверги и не заставят кировчан по 20 минут ждать пересадки».

Все маршруты, по ее словам, хотят синхронизировать. Также в дальнейшем, но уже после утверждения новой схемы, будет разрабатываться проект по выделению полос для общественного транспорта.

По мнению депутата Дениса Ерохина, схема больше подходит для московского метро, а не для Кирова. Такие высказывания разработчица назвала популистскими и заверила: все конструктивные предложения и замечания и депутатов, и горожан, а их и в мэрию и в думу поступают сотни, будут учтены.

Зампред Гордумы Алексей Рябов считает, что пересадки будут невыгодными для иногородних пассажиров, так как для того, чтобы воспользоваться бесплатным пересадочным тарифом, нужно иметь транспортную карту. Также, с его точки зрения, новая схема будет невыгодной для перевозчиков, так как пересадка для пассажиров бесплатна. 

Много вопросов вызвал у депутатов и срок работы над схемой — две недели. За это время, по словам разработчиков, они изучили не только наработки рязанцев, но и данные, предоставленные кировским Управлением дорожной и парковой инфраструктуры, городским отделом транспорта, а также «Центральной диспетчерской службой». Участки, данные по которым были не полными, специалисты обследовали, выехав на место.

- Очень талантливый НИИ, который сделал за 2 недели то, что мы не могли год до этого получить от рязанской компании, - заявил Денис Ерохин. - Сегодня мы услышали, что у нас, оказывается, есть проблемы с соблюдением расписания, хотя нам предыдущее и нынешнее руководство ЦДС говорило, что у нас все хорошо, и перевозчиков штрафуют за несоблюдение расписания. А теперь это называют целью создания новой схемы. На устаревший подвижной состав маршрутная сеть, думаю, никак не повлияет. На гонки водителей тоже. Если говорить о борьбе с пробками, то я ни разу не видел ее из автобусов. В таком виде за такие деньги нам эта схема точно не нужна.

Он напомнил, что разработка новой маршрутной сети (вместе с другими документами - комплексной схемой организации дорожного движения, программой комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемой организации транспортного обслуживания населения) обойдется городскому бюджету в сумму около 15 млн рублей. Мэрия Кирова обратилась в арбитраж с требованием взыскать с рязанского подрядчика 1,3 млн рублей за нарушение сроков разработки комплексной схемы организации дорожного движения. В минувшую пятницу прокуратура области внесла в адрес администрации представление из-за нарушения сроков исполнения муниципального контракта.

Разговор продолжится

По итогам депутатских слушаний решено провести публичные слушания с участием всех желающих. Они пройдут в администрации города 11 сентября в 17-30. Сити-менеджер Илья Шульгин заявил, что все замечания, озвученные депутатами, будут учтены при дальнейшей работе над маршрутной сетью.Глава города Елена Ковалева предложила депутатам обсудить новую схему в своих избирательных округах, а администрации города – организовать обсуждение вопроса в теруправлениях.

Мнения

Наталья Катаева, член Общественной палаты Кировской области:

Я очень уважаю науку, сама кандидат наук, но к разработчикам вопрос. Внауке есть три составляющие. Это исследование - нужно было провести опрос, узнать общественное мнение, посмотреть, чем живет город Киров. Вы совершенно его не знаете. Второе - адаптация. Нужно было запустить тестовые режимы, и только тогда выдавать научный проект. Третье - не подставляйте власть, СМИ, депутатов. Сегодня люди предъявляют претензии не к разработчикам, а к депутатам и к администрации города. У меня в руках масса гневные писем в Общественную палату. Это говорит о том, что люди не доверяют власти, они ищут поддержки у нас. Но вы-то - народные избранники. Предлагаю следующее в депутатам — до публичных слушаний провести  заседания общественных советов, разъяснить людям все «за» и «против», собрать их предложения. У нас то «Марадыковский», то пенсионная реформа, то мусорная, то теперь транспортная. Одно реформирование кругом! Не надо нам брать никакого примера с другого региона. Изучите данный регион, а потом начинайте рисовать красивые схемы.

Денис Пырлог, генеральный директор «КировПассажирАвтотранс»:

Маршрутная сеть, которая была предложена разработчиками, как и ожидалось, не устраивает большинство жителей города Кирова. Она больше подходит для мегаполисов с широко развитой системой общественного транспорта (где есть автобусы, троллейбусы, метро, трамваи) исуществует возможность осуществить пересадку на нужный транспорт и маршрут. В таких городах, как Киров, схема полностью нерабочая.

Сейчас с пересадками передвигается меньшее количество пассажиров, при внедрении данной маршрутной сети было бы наоборот. При этом не создана необходимая инфраструктура: нет транспортно-пересадочных узлов, мест для разворота и т.д.

Считаю, что депутаты приняли правильное решение, не приняв схему. Необходимо немного доработать действующую маршрутную сеть и на этом остановиться. На самом деле мы ещев марте этого года начали бить тревогу о нарушении всех сроков подрядчиком по разработке. Кто конкретно виноват из администрации - сказать не могу. Но очевидно , что профильный департамент как минимум.

Юлия Усинская

mail@bnkirov.ru