Контроль [от, для] бизнеса

В пятницу, 29 мая,  на заседании оперштаба по распространению коронавируса сняли с рассмотрения два планируемых вопроса — о потенциальных сроках открытия общепита и торговых центров. Ключевой аргумент — ухудшение эпидситуации и несоблюдение бизнесом, которому дали возможность открыться, предъявляемых требований. У предпринимательского сообщества своя точка зрения и конкретные предложения, как повлиять не ситуацию. 

02.06.2020

Накануне, 1 июня, от лица Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) они направлены в адрес губернатора Игоря Васильева и главы Роспотребнадзора по региону Елизаветы Белоусовой. В случае одобрения схем предложено тиражировать на другие отрасли.
 

«Уважаемый Игорь Владимирович! Уважаемая Елизавета Аркадьевна! В вашем обращении на штабе 29 мая прозвучало несколько предложений (призывов) к бизнесу по контролю за выполнением требований Роспотребнадзора среди своих коллег. На основании этого мы подготовили решение озвученных проблем. Предлагаем вам предоставить нам возможность и полномочия по контролю выполнения рекомендаций (требований) Роспотребнадзора предприятиями индустрии красоты города Кирова», - говорится в обращении (копия есть в редакции онлайн-газеты) за подписью руководителя АПИК по г. Кирову Дмитрия Кочева.

Нелегальные, ответственные и безответственные
 
Далее коротко описывается проблематика. В обращении отмечается, что бьюти-индустрия разделена на две части — легальную и нелегальную (об этом мы подробнее писали в материалах онлайн-газеты «Нам нужно начинать работать» 22 апреля и «Легальный бизнес умирает» 29 апреля).
 

«Нелегальная часть не выполняла и не будет выполнять никаких требований Роспотребнадзора, поскольку ее никто не контролирует и не проверяет, на нее уже давно закрыли глаза», - подчеркивается в письме. Отмечается, что нелегальные участники рынка работали в период ограничений, и АПИК, основываясь на опыте других регионов, готов предложить решение этой проблемы после улучшения эпидситуации (основываясь на опыте других регионов). «Если вы поддержите, это решит проблему и приведет к «легализации надомников» и увеличению поступления налогов в бюджет», - отмечается в обращении.

 
К легальному бизнесу. Глава ассоциации считает, что он представлен «ответственными предпринимателями» и «безответственными» (из-за их действий страдают первые). Первых - большинство (и в обращении приводятся примеры работы салонов, которые прислушались ко всем рекомендациям Роспотребнадзора).
 
 
 
Чтобы вторые перешли в ранг первых, необходимо предпринять ряд шагов, среди которых:
 
официально распространить информацию по всем предприятиям и объяснить важность выполнения требований Роспотребнадзора;
* применить административные меры (штрафы, временное ограничение деятельности) к предприятиям, которые после информирования продолжат игнорировать требования Роспотребнадзора.
 
Глава АПИК акцентировал внимание на загруженности Роспотребнадзора в текущий период для полноценного контроля всех отраслей, в том числе и индустрии красоты.

«Только зарегистрированных «парикмахерских» в городе более 400, поэтому полноценно проинформировать и проверить все парикмахерские сотрудники Роспотребнадзора физически не могут при всем желании (недостаточно людей, времени)», - аргументируется в письме.

 
Схемы взаимодействия
 
В сложившейся ситуации Ассоциация готова «подключиться к вопросу и взять на себя функцию информирования и «первичного» контроля (без выписывания протоколов) за выполнение требований безопасности от COVID19, чтобы все участники рынка стали «ответственными».
 
Возможных схем взаимодействия предлагает несколько.
 
Схема первая. Роспотребнадзор совместно с АПИК информируют и проверяют всю бьюти-индустрию.
 
Суть: 
 
*Роспотребнадзор выделяет от 1 до 4 человек, обладающих компетенциями и возможностью осуществлять проверки.
 
*АПИК находит и выделяет необходимое количество транспортных средств с водителем, чтобы возить сотрудников Роспотребнадзора. Информирует (по почте, телефону, в соцсетях) всех владельцев салонов красоты города Кирова о проверках и высылает требования Роспотребнадзора в письменном виде+запись его семинара Роспотребнадзора. 
 
*Информирует коллег через СМИ, затем формирует отчет о проделанной работе и результатах.

«Для реализации данной схемы от вас, Игорь Владимирович, требуется лишь «указание» руководству Роспотребнадзору «работать по схеме с АПИК», - отмечается в обращении.

Схема вторая. АПИК проверяет, данные передает в Роспотребнадзор для дальнейших действий.
 
Суть: 
 
*АПИК формирует от 2 до 4 бригад (водитель - проверяющий АПИК), проверяющие проходят аккредитацию в Роспотребнадзоре.
 
* Формирует график проверок, проводит фотофиксацию и разъяснительные работы, информирует руководителей предприятий индустрии красоты.
 
*Формирует отчет о проделанной работе и результатах.

«Для реализации этой схемы АПИК требуется временное предоставление формальных полномочий: проводить проверки предприятий с фотофиксацией, разъяснительные работы. Безусловно, без возможности выписывания протоколов», - говорится в комментариях к предложенной схеме.  

«Без предоставления полномочий недобросовестные участники рынка просто проигнорируют (как это уже произошло) все наши призывы работать с выполнением норм безопасности», - аргументируется в обращении.
 
* Завершающее звено работы — формирование отчета, в котором указаны количество уведомленных организаций, предприятия с выявленными нарушениями на момент проверки с фото исправленных нарушений (есть будут предоставлены), формирование списка предприятий, «не готовых выполнять требования Роспотребнадзора» для дальнейшего проведения полноценных проверок самим Роспотребнадзором, частично выявленные незарегистрированные организации. 

«В Кирове более 400 парикмахерских. В среднем за день можно проверить порядка 10 предприятий, поэтому для уведомления всех за 10 дней требуется около 4 бригад, - подсчитали в Ассоциации. И подчеркнули: АПИК «готова участвовать в любых других схемах взаимодействия, которые вы сочтете возможными и правильными».
«Все действия АПИК будут профинансированы из собственных средств и не потребуют каких-либо ресурсов правительства. Взаимодействовать готовы на регулярной основе», - акцентируется в обращении.

Факт и комментарий
 
Чтобы напомнить суть призывов к бизнесу, прозвучавших на пятничном заседании операштаба (по сути и ставшими основанием для написания обращения), в АПИК «разобрали по полочкам» высказывания и аргументировали каждое со своей позиции акцентировав, чем конкретно могут стать полезными. Ниже приведены высказывания, взятые из письма-обращения и дополненные редакцией онлайн-газеты с записи оперштаба.
 
«До людей не доходит» - «Информированность недостаточная»
 

Губернатор Игорь Васильев:
 
«... в условиях нынешней истории, мне кажется, что до людей не очень доходит, что есть уголовная ответственность за заражение, в том числе людей коронавирусной инфекцией».
 
Глава Управления Роспотребнадзора по Кировской области Елизавета Белоусова:
«... они [ предприниматели] должны еще и понимать: если (ред.: выявляется хотя бы один больной в их учреждении, организации, магазине — и мы закрываем полностью на карантин весь объект».
 
АПИК
«Информированность предпринимателей недостаточная. Мы предложили и готовы реализовать любую одобренную вами схему дополнительного уведомления предпринимателей индустрии красоты в кратчайшие сроки. Предложенную схему предлагаем тиражировать на другие сферы бизнеса — общепит и розничную торговлю (поскольку именно в ней на текущий момент наиболее халатное отношение к рекомендациям)». Ред.: к обращению предложены фото нарушения требований в объектах торговли.
 
Пример фото реальной ситуации в сетевом магазине 31 мая 2020 года (из обращения).
 
«Произносили клятвенные речи» - «Готовы контролировать за свой счет»
 
Губернатор: 
«... было разрешено работать. И сидя вот здесь, за столом, они [ предприниматели] произносили примерно такие же клятвенные речи, а дальше вдруг оказалось, что ни соблюдения режима, ни того, о чем говорили - ничего это и в помине нет».
 
АПИК:
«В нелегальном секторе <...> ничего не выполняется, как и было ранее. В легальном большинство компаний выполняют все необходимые требования Роспотребнадзора, но есть те, кто отнесся посредственно <...> Чтобы это исправить, мы готовы всех проинформировать и помочь осуществить контроль своими силами и за свой счет. Для того, чтобы это сработало на 100%, просим вас разрешить нам это сделать и предоставить формальное право (полномочия)».
 
 
К обращению приложены "живые" примеры работы парикмахерских, которые беспрекословно следовали (и следуют) требованиям Роспотребнадзора. Это часть ответственного бизнеса.
 
 
 
«Обсуждаем последний бастион» - «Просим рассмотреть наше предложение»
 
Губернатор: 
«Мы с вами обсуждаем последний бастион открытия уже общепита, все остальное работает... От нас с вами зависит: как только этот коэффициент установится ниже единицы, давайте обсуждать правила Роспотребнадзора, обсуждать ваши [предложенные бизнесом] правила, которые более жесткие».
 

Елизавета Белоусова:
 
«У нас этот коэффициент — с очагами и со вспышками со снятием ограничительных мероприятий резко упал до 2,6. Ну как сказать? Уважаемые все [ предприниматели], всех мы очень уважаем и всех мы очень любим. Но давайте все вместе  [ действовать], мы только совместными усилиями можем вернуться на тот, скажем, начальный путь [ более низкую заболеваемость]».
 
Губернатор: 
«... Дело за нами всеми, просто за исполнением элементарных требований тем, кто сейчас работает. Даже без всяких проверок, без ничего. Мы с вами просто находимся в той ситуации, когда несоблюдение вот этих самых элементарных мер, наплевательское отношение к тем решениям, которые мы принимали, за которые в том числе подписывались предприниматели».
 
АПИК
«Мы держим слово и готовы действовать Повторно предлагаем и просим рассмотреть наше предложение. В случае, если оно не уместно, просим сообщить нам, как конкретно нам действовать, чтобы повлиять на ситуацию и помочь».
 
«Зависит от вас» - «возьмемся полноценно контролировать»
 
Губернатор:
«Дальше я вам хочу сказать: уже от вас, коллеги, во многом зависит [ дальнейшее снятие ограничений]. От вас, людей, предпринимателей, которые рядом с вами работают, живут, создают сейчас недобросовестную конкуренцию, не исполняя элементарные нормы безопасности, приводят к распространению инфекции и гибели людей и невозможности перехода к следующему этапу и открытию практически последних бастионов. Беретесь неделю выполнять? Контролировать своих же коллег? Все получится?»
 
АПИК: 
«Мы взялись и выполняем все требования Роспотребнадзора, проинформировали коллег. Но, как видим, этого недостаточно. Чтобы получить результат на 100%, нам необходимы формальные санкции от вас, и мы возьмемся полноценно контролировать индустрию красоты города Кирова до улучшения эпидемиологической ситуации собственными силами, согласно предложенным схемам».
 
По факту власти предложили совместно работать. Бизнес свои предложения внес. Онлайн-газета "Бизнес новости" в Кирове следит за развитием событий.
Юлия Усинская