В авральном режиме

Въезжать на территорию промпарка в Вятских Полянах депутатам Заксобрания области пришлось на джипах и микроавтобусах повышенной проходимости марки УАЗ. Другому транспорту въезд на стройплощадку, расположенную на окраине райцентра в эту осеннюю пору заказан. Дожди расквасили дороги, а мороз пока так и не схватил их.

28.10.2013

Мы едем в одной «буханке»с председателем комитета по экономическому развитию, промышленности, торговли и предпринимательства Валерием Туруло. Он, как и многие здесь, не верит, что реально за оставшиеся до конца года 2,5 месяца выстроить с нуля шесть промышленных корпусов со всей инфраструктурой:

«В лучшем случае к марту, я вам сразу говорю, и то если чрезвычайную ситуацию объявим. В лучшем. Поверьте опыту военного строительства, - говорит он, перекрикивая гул мотора, и объясняет, почему нужно спешить со строительством. - Федеральный бюджет выделил нам деньги. Очень важно, чтобы состоялись здания в установленные сроки. Чтобы дальше сюда пошли резиденты. Вторая часть сегодняшнего мероприятия будет по «Молоту». По ликвидации предприятия. Куда будут людей девать? Вот о чем речь. И у нас опять смещение сроков. Кажется, мы все делаем для этого, чтобы состоялся социальный взрыв.».

На огромной в несколько десятков гектаров площадке промпарка, обнесенной бетонным забором, пока пустовато. Пара коробочек-зданий техназначения, раскисшая грунтовка, да в одном конце зачатки будущего грандиозного строительства. Это рабочие кировской компании «Стромит» варят и заливают бетоном основания для будущего пожарного резервуара. Молодой, но весьма энергичный гендиректор «Стромита» Владимир Калужских объясняет открывшуюся глазу картину: «Здесь должны быть скважины пробурены, но буровиков нет. Не знаю, заключены ли контракты. С того места - стартовой точки - у нас проложено полтора километра питьевого водопровода. Сейчас мы начали тянуть противопожарный, проложили 200 метров. Для прокладки всех сетей водопровода нам понадобится еще примерно месяц. В данный момент идет армирование резервуаров, несмотря на отсутствие электричества. Мы затащили туда генераторы, поэтому на сварку хватает...»
В подтверждение его слов рядом с будущим резервуаром урчит маленький электрогенератор.
 
- Дороги нет, технику по полям сюда затаскивать приходится бульдозерами, - продолжает перечислять неурядицы Калужских. - Я имею в виду, чтобы доехать до места, чтобы довезти трубу.
 
- Мы вам дороги не обещали, чтобы вы их давили, - вставляет свое слово зампред правительства области Георгий Мачехин. - Так что работайте, работайте.
 
- Я понимаю, что дороги не обещали, но подъездные пути должны быть обеспечены. А их нет.
 
Ответственный человек
 
Временно исполняющий обязанности руководителя Корпорации развития области Иван Гайдук не спешит разделить пессимизм ряда депутатов и строителей. И на вопрос нахмуренного губернатора, что будет сделано к концу года, рапортует: «До конца года здесь будут подведены все коммуникации полностью, мы построим здесь шесть производственных корпусов. У нас смещение идет на полтора месяца».
 
- То есть, вы лично отвечаете за то, что до конца года здесь полностью будет промплощадка готова и будут стоять шесть корпусов?
 
- Я еще раз повторю, что все коммуникации, которые были у нас в плане - водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, часть дорог не в асфальтовом исполнении, шесть производственных корпусов и газовая котельная - все это будет находиться на площадке до конца года. Пуск в эксплуатацию объектов в связи с поздним выходом проектной документации у нас произойдет в начале февраля.
 
- У нас обязательства, которые мы брали перед московской комиссией? - ловит его на слове Белых.
 
- 4-й квартал.
 
- Ну а февраль - это у нас какой квартал?
 
На помощь приходит Георгий Мачехин, объясняя, что в нынешнем году «будут освоены» основные деньги. И лишь последние платежи перейдут на начало будущего года.
 
- Вот график, - наступает на Гайдука с бумажкой депутат Заксобрания Владимир Ошурков. - И ни одной автомобильной дороги нет. Где автомобильные дороги?
 
- Проектное решение по дорогам, которые мы должны были построить, мы получили в сентябре, - спокойно отвечает тот. - Сегодня строить дороги, когда по ним будет ходить тяжелая техника, пока нецелесообразно. Дороги в щебне будут построены где-то в декабре месяце, асфальт мы зальем в мае. Давайте без передергиваний и сарказма. Вчера шел ливень здесь, и все размыло. А позавчера было нормально все.
 
Ошурков не отступает и снова задает вопросы по графику, последнему, который есть на руках у депутатов и который не исполняется. Никита Белых дает поручения передать депутатам откорректированные графики.
 
- Если вы сорвете графики строительства промпарка до конца декабря - не будет зданий, подъездных путей, коммуникаций, кто за это будет отвечать? - напоследок спрашивает депутат Ошурков.
 
- Я уже сказал, что отвечать будет генеральный директор “Корпорации развития Кировской области”, - говорит врио гендиректора Гайдук. - О чем говорить? Есть конкретный человек, которому поручено.
 
Только начало
 
Потом уже в чистом и теплом зале Бизнес-центра Вятских Полян в присутствии прессы и общественности Иван Гайдук и Георгий Мачехин показывают эскизы и карты того, что будет построено в промпарках «Вятские Поляны» и «Слободино». Знакомят с названиями фирм-резидентов, цифрами инвестиций и количеством будущих трудоустроенных. Выступают и сами резиденты...
 
Довольно резко среди этого монотонного повествования звучит реплика вице-спикера Заксобрания от ЛДПР Владислава Гукасова: «Пока мы видим только чистое поле, смещенные сроки и, я не знаю, мне кажется, какая-то уже ведется практика - никакие штрафные санкции по тем или иным объектам не предусмотрены. Я думаю, надо ее прекращать. Мне кажется, Никита Юрьевич, что вашим волевым решением вообще может быть принято решение, чтобы остановить этот проект. Потому что мы видим, что это закапывание денег. И ни к чему реальному он пока не приведет...»
 
- Такой пессимистический взгляд на вещи я бы не стал оценивать и принимать по ряду причин, - тут же парировал выпад депутата Иван Гайдук. - Мы полностью открыто и доступно доводили на всех комитетах о том состоянии дел, которое у нас имеется. В том числе и на рабочих группах. Сегодня получается так, что выступающие депутаты говорят: где-то находились, сидели в засаде, сейчас вышли и говорят: А что у вас здесь? Почему у вас так? Я могу ответить тем, что на сегодняшний момент у нас с вами освоение денежных средств идет в том графике, в котором мы запланировали... Если вас смущают сроки, то они меня не смущают. Меня не смущает ни погода, ни строительство, ни холода, которые будут - мы будем строить объекты и будем их сдавать.
 
Позже, уже в закрытом от прессы режиме губернатор Никита Белых расскажет депутатам о том, почему на самом деле сорваны сроки строительства. Тут и несогласованность действий Минэкономики, Министерства регионального развития и Главгосэкспертизы по согласованию проекта. И просчеты проектировщика. И то, что если «тупо идти с соблюдением конкурсных процедур», в этом году завершить объект точно не успеть. Но так как успеть надо (иначе под угрозой федеральное софинансирование промпарка «Слободино») приходится договариваться и с антимонопольной службой, и с прокуратурой, и со всеми контролирующими организациями по поиску «некоего согласованного пути».
 
Губернатор признался, что сам не меньше депутатов обеспокоен ситуацией в промпарке Вятских Полян. Он сказал корректно, что « Георгию Николаевичу (Мачехину — ред.) сегодня об этом подробно рассказал». И в то же время призвал депутатов не огульно критиковать реализацию проекта, а активно включаться в работу, входить в рабочую группу и содействовать.
 
Это тем более важно, что к уже разрекламированным Вятским Полянам, Слободино и «Игрограду» в ближайшей перспективе могут подключиться промпарки в Белой Холунице, Кирсе и Лузе Это те проекты, которые имеют шанс в 2014 году получить федеральную поддержку по линии моногородов, даже несмотря на урезание федеральных программ.
 
Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com