Быть патриотом

Программа «покупай Вятское!» претерпела изменения. Теперь (не без помощи маркетологов) ее целевая аудитория - это патриотичные покупательницы, заботящиеся о семье и детях и поэтому внимательно читающие состав и сроки годности покупаемых продуктов. Какие еще бонусы принесла правительственная программа местным товаропроизводителям, обсуждали эксперты в эфире «Эхо Москвы».

18.11.2013

С результатом

Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
 
- Программа «Покупай Вятское!» уже довольно давно является предметом обсуждения. Однако, на самом деле, тема гораздо шире, чем просто покупать или нет вятские продукты. Ее истоки в принципе понятны: с приходом федеральных сетей нужно было как-то защитить наших товаропроизводителей. Но хотелось бы понять к концу программы, на сколько она оказалась эффективна. Особенно в плане выделенных бюджетных средств.
 
Светлана Занько, главный редактор «Эхо Москвы в Кирове»:
- Мы действительно активно обсуждаем эту тему с июля прошлого года, когда было реально страшно, что местные продукты, вообще, исчезнут с кировских прилавков. Были даже некие панические настроения, был оперативно создан региональный координационный совет…
 
Павел Ануфриев, глава департамента развития предпринимательства и торговли:
- Да, туда вошли представители ведущих пищевых отраслей (хлебной, кондитерской, мясной, молочной) кировской экономики. В рамках этой коллегии мы и обсуждаем те проблемы, которые есть.
 
Светлана Занько:
- А где вот тот объединяющий центр, который решает проблему местных товаропроизводителей?
 
Олег Прохоренко:
- Такое ощущение в последнее время, что инициативы больше от органов власти, нежели непосредственно от бизнеса. Александр Михайлович, вам так не кажется? Эта коллегия, созданная по вашей инициативе... как она появилась и зачем?
 
Александр Краснов, президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров:
- Коллегия появилась в соответствии с законом 381-ФЗ (так называемый закон «О торговле»). Основной вид деятельности у коллегии — это делать анализ некоторого продукта на прилавках региона, а цель — чтобы продукты местных товаропроизводителей были на прилавках всех сетей. Я считаю, что на сегодняшний день цель достигнута, так как все пять заседаний коллегии были небезрезультатны. Так, на последнем заседании супервайзер «Пятерочки» заявил, что да, мы за два года поняли, что местные производители должны преобладать на полках кировских магазинов.
 
Олег Прохоренко:
- И, все-таки, хотелось бы понять, кто инициатор данной программы и как она отработала в прошлом году?
 
Павел Ануфриев:
- Действительно, начало 2012 года ознаменовалось активным приходом на территорию региона федеральных сетей. На сегодняшний день в Кировской области работают 120 магазинов, принадлежащих «федералам». В следующем году откроется еще порядка 40 магазинов.
 
Федеральные сети привели с собой, разумеется, федеральных поставщиков и плюс они начали продавать продукцию под собственной торговой маркой. Поэтому доля полочного пространства для местного товаропроизводителя сократилась, и многие остались без возможности продавать свою продукцию. А мы все прекрасно понимаем, что производство не может существовать без сбыта. Разумеется, в адрес регионального правительства стали поступать многочисленные обращения с просьбой как-то повлиять на ситуацию и чем-то помочь. К сожалению, каких-то конкретных предложений мы не услышали. Были предложения из разряда «а давайте административным ресурсом надавим на федеральные сети». Но мы все прекрасно понимаем, что невозможно рыночные отношения постоянно регулировать административным ресурсом. Это путь в никуда.
 
Поэтому мы решили пойти другим путем. Мы решили экономически побудить федеральные сети сотрудничать с местными товаропроизводителями. А как это можно сделать? Только стимулированием спроса на местную продукцию. Вот так вот и родился проект «Покупай Вятское»!
На реализацию проекта мы направили порядка 2,5 млн рублей. Для того, чтобы оценить эффективность вложений, мы в начале 2013 года провели социологическое исследование.
 
Опросили 400 потребителей в различных торговых сетях. Вопросы были довольно разнообразные в том числе «повлияла ли на вас реклама «покупай Вятское»? Стали ли вы больше покупать местных продуктов?». 17% респондентов ответили утвердительно. Мы считаем, что это довольно неплохой результат.
 
Светлана Занько:
- Однако рекламные ролики программы вызвали много споров. Это ладно, на вкус и цвет товарищей нет... Но должны были быть еще закупочные сессии у местных товаропроизводителей и образовательные мероприятия, направленные на повышение компетенции, квалификации специалистов региональных компаний, производящих пищевую продукцию. То есть, все производители должны были собираться на некие семинары (а они были), где должны были обучать, как продавать собственную продукцию, как договариваться с «федералами». Насколько успешно прошло то, что декларировалось?
 
Александр Краснов:
- Знаете, моя позиция неизменна, и она заключается в том, что я во главу угла ставлю общение — с партнерами, с коллегами, - и поэтому считаю, что подобные сессии должны быть. Есть от этого эффект или нет? Он будет. Мы друг друга услышим. За год на полках добавился один производитель хлебной продукции. Пока один, но это начало.
 
Павел Ануфриев:
- В нынешнем году закупочных сессий не было (а всего их было три). Если в прошлом году инициатива проведения торгово-закупочных сессий исходила от самих производителей - им нужно было повстречаться с федералами и мы отреагировали на просьбу и пригласили на встречу руководство федеральных сетей, а также губернатора - то в этом году пока инициативы не было...
 
Светлана Занько:
- Давайте дадим слово Владимиру Степановичу. Вы участвовали в закупочных сессиях?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Краснов, президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров.
 
Владимир Бердинских, директор компании «Бизон-Т»:
- Я участвовал во всех проведенных торгово-закупочных сессиях, но результаты для нашего предприятия они не дали. Выходили якобы на договор, но по тем или иным причинам он так и не были заключен: либо они выставляют нам немыслимые ценники, либо оставляют телефоны, по которым невозможно дозвониться. Возможно из-за того, что я представитель малого предприятия, со мной не так идут на контакт, как с более крупными предприятиями.
 
Александр Краснов:
- Здесь нет тупиковой ситуации. Есть определенные условия со стороны федеральных сетей. В принципе, они все приемлемые и выполнимые. Но дело в том, что ритейл хочет зарабатывать еще и на так называемых бонусах. Предоставить эти самые бонусы небольшим предприятиям очень сложно. То предприятие, которое сможет договориться без оплаты дополнительных услуг, оно будет на полке, а если нет, то нет. В этом вся причина.
 
Побудить к действию
 
Олег Прохоренко:
- Алексей Аркадьевич, был на «Неделе рекламы», слушал ваше выступление, но мне хотелось бы, чтобы слушатели тоже поняли, почему потребовалось переформатировать программу «Покупай Вятское!» и почему она будет в новом формате более действенной.
 
Алексей Обжерин, руководитель клуба маркетологов Кировской области:
- Дело в том, что мы решили пойти по следующему пути. Посмотрели на другие регионы, там везде пишут «покупайте пермское», «покупайте нижегородское» и т. д. Все призывают покупать. Но один призыв в нашей жизни он, к сожалению, не побуждает к действию. Людям всегда надо обосновывать, почему это надо делать. Поэтому мы попыталась проанализировать и объяснить людям, почему надо покупать вятское. Изучили и увидели, что у многих продуктов хороший состав, короткие сроки годности, и основной акцент сделали на этом. Чтобы люди не просто покупали вятское, а смотрели на состав и сроки. Мы сделали ставку в большей мере на покупательниц (как ядро потребителей), которые, в первую очередь, заботятся о здоровье своих детей и семьи в целом.
Кампания должна закончится в январе. Затем мы сделаем замеры продаж местных товаропроизводителей по объемам и снова спросим людей — поменялось ли их отношение.
 
Светлана Занько:
- На самом деле, очень много вопросов к рекламе, которая поддерживает программу «покупай Вятское!». И барыня на плакате, и некая агрессивность рекламы... к вам поступали какие-то претензии уже?
 
Павел Ануфриев:
- Нет. Смотрите, мы никого ни в чем не обвиняем. Если посмотреть на рекламную кампанию, то она построена на том, чтобы люди задумались, что они покупают? Не просто реагировать на яркую, красивую упаковку, а заставить людей читать и понимать, что мы покупаем.
 
Александр Краснов:
- В данной кампании, в данном проекте выигрывают все, в том числе весь регион. Ведь не сказано же «покупайте только вятское». Это всего лишь просьба отдавать приоритет местным производителям, быть своего рода патриотом. Когда есть солидарность, всегда будет и победа.
 
Светлана Занько:
- Это все хорошо. Но вот перед нами сидит человек, Владимир Степанович, который никак не может попасть на полки федеральных сетей.
 
Владимир Бердинских: 
- Но попытки правительства помочь нам были и мы действительно с ними встречались. Нас выслушивали, но результата нет, это правда. Однако, считаю, что сама программа необходима. Возможно, стоит добавить лозунг «не ругай чужое». И мы, как производители, следуем этому правилу. Мы стараемся дружить со всеми, вместе ездить на выставки, представлять свои районы и свою область.
 
Олег Прохоренко:
- Кстати, мы совсем забыли про борьбу с нестационарными торговыми объектами, где местные товаропроизводители тоже продают свою продукцию. Что сейчас происходит в этом направлении? Александр Михайлович, у вас же есть несколько торговых павильонов?
 
Александр Краснов:
- Да, данный формат также предусмотрен законом «О торговле». В принципе, это магазин у дома, который может расширить ассортимент по просьбам покупателей и за счет других товаров. Поэтому, подобные магазины имеют право на жизнь. Да, была борьба с так называемыми НТО, но благоразумие, к счастью, восторжествовало и в 2014 году будут заключаться договоры (или контракты) с муниципалитетом. И думаю, что в этом направлении мы, все-таки, будем находить взаимопонимание с городской властью.
 
Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru