Роли для актеров не новы, но от этого их игра не потеряла харизмы. Все же Булгаков вечен.

«Квартира» все та же

11.04.2011 14:47:00 2386 0
«Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил», - это изречение почти столетней давности известного писателя Михаила Булгакова все еще популярно. 4 апреля в Москве состоялся показ фильма «Мастер и Маргарита», снятого еще в 1994 году и пылившегося долгое время на кинополках. 8-9 апреля – в Кировском драмтеатре – прошла премьера булгаковской пьесы «Зойкина квартира». Только для нашего зрителя она совсем не нова - ставится уже второй раз.

120 лет со дня рождения Булгакова – это, конечно, повод для театральных постановок и киновозрождений, однако куда более важно то, что зритель, по мнению режиссера Драмтеатра Евгения Степанцева, до сих пор видит себя в  героях писателя. А сколько же таких «зойкиных» квартир сегодня в каждом городе!

В начале 1920-х годов главная героиня действа 35-летняя вдова Зоя Денисовна Пельц с помощью типичных женских уловок и дачи взяток нужным людям открывает в шести комнатах своей квартиры швейную мастерскую. Однако, помимо того, что в ней создаются и продаются прекрасные туалеты и деньги вроде бы текут рекой, квадратные метры «ненароком» превращаются в публичный дом.

Манекенщицы принимаются на работу вовсе не для того, чтобы демонстрировать гостям модные новинки, китаец Херувим каждый день из прачечной приносит не только выстиранное белье, но еще и морфий, без которого не может жить Зоин любовник, бывший граф - Павел Обольянинов, а администратор ателье Александр Аметистов – настоящий шулер и аферист, готовый в любую минуту «продаться» за деньги.

Беззаботное веселье в квартире продолжается до тех пор, пока хитроумный китаец, казавшийся своим хозяевам тихим и послушным слугой, вдруг не убивает постоянного клиента «дома» - Гуся - Ремонтного (нэпмана, коммерческого директора треста тугоплавких металлов). «Прощай моя квартира», - с этими словами Зоя Денисовна с гордо поднятой головой терпит фиаско и отдается в руки полицейским.

И все это, что и характерно для многих булгаковских задумок, – дико смешно и одновременно чрезвычайно грустно. Спектакль выдержан в этом русле. Тем более опыт у Степанцева уже есть - он ставил «Зойкину квартиру» в 1997 году. Тогда спектакль пользовался у зрителя большой популярностью. Видимо, оставив поиски новых идей, Евгений Кузьмич решил (по выражению одного из кировских блогеров) дважды войти в одну реку.

Или Булгакова решили чаще проверять временем? Тем не менее, были сшиты шикарные костюмы, не подкачали декорации, актриса Наталья Исаева, вновь сыгравшая Зою Денисовну,  получила заслуженные овации. Живой и колоритной оказалась игра Ирины Стародубцевой, специально приглашенной к нам из театра в Тверской области для исполнения роли Манюшки, горничной Зои. Своей харизмой она добавила в спектакль «изюма». Не хватило музыкальных «реплик» - подходящих для них пауз оказалось немало, и, видимо, решив в этот раз удивить зрителя хореографическими вставками, режиссер немного не рассчитал – «танцоры» мастерством не блистали.

Тем не менее, классика своего зрителя уже нашла и ее нынешняя постановка вполне отвечает определению жанра пьесы самим писателем: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпмановского пошиба в наши дни в Москве», - говорил о «Зойкиной квартире» Булгаков. С тех «наших дней» прошли годы, но что удивительно: все с такой же экспрессией актеры и режиссеры отдаются пьесе, и все так же зритель заливается смехом, узнавая в развратной квартире окружающую действительность. Интересно, изменится ли что-нибудь в «Зойкиной квартире» еще через 100 лет?

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте