Депутаты считают: думать о безопасности должны не только правоохранители, но и само общество.

Безопасность за свой счет

09.05.2011 06:59:00 1413 0
Новый «антитеррористический» законопроект государство собирается реализовать на средства предпринимателей.

Одно из двух: или государству надоело в одиночку думать о своих беспечных гражданах, или не так хороши «дела в Датском королевстве», раз общественность заговорила сразу о двух антитеррористических законопроектах. Один из них, касающихся уровней террористической угрозы, подписан накануне президентом; второй, где бизнесу предложено взять расходы по общественной безопасности на себя, предложен на днях. Общественность встретила и первое, и второе с традиционным равнодушием.

Повседневность
Народные избранники, видя сомнительную эффективность принимаемых мер, впервые предложили привлечь к общественной безопасности саму общественность. Точнее, ее самую активную часть, - бизнес. Соответствующий законопроект уже готов к внесению в Госдуму. Инициаторы нововведений предлагают дать право правительству устанавливать обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищенности объектов – зданий, строений, сооружений. Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели будут обеспечивать меры безопасности на объектах, находящихся в их собственности или используемых на правах аренды. За свой счет, разумеется.

В этом есть свое рациональное зерно. Во-первых, всем известную истину о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, никто не отменял. А здесь она, как нельзя, кстати.  Во-вторых, по мнению Алексея Розувана, одного из инициаторов законопроекта, «сегодня многие бизнесмены горазды стричь деньги, делить прибыль, а вопросы безопасности переложить на государственные структуры».

Данный законопроект призван восстановить справедливость и заставить людей хоть немного думать о собственной безопасности. «Никто не должен быть безучастен к борьбе с терроризмом», - говорят депутаты.

Насчет «безучастности» - вопрос отдельный. Похоже, даже очередная необходимость вкладывать средства уже не может впечатлить предпринимателей. Весь запал вышел на протестах против повышения страховых взносов. «Надо, значит надо», - пожалуй, так кратко можно охарактеризовать сегодняшнее мнение бизнес-сообщества. Впрочем, это не мешает ему прогнозировать рост цен на товары и услуги при очередных незапланированных расходах.

Равнодушие предпринимателей вполне объяснимо, - говорит вице-президент ВТПП Андрей Усенко. - В целом они вынуждены относиться к государству подобным образом. Но попытка перекладывания обязанности государства на бизнес, по большому счету, ни к чему хорошему не приведет.

По мнению Андрея Леонидовича, равнодушие к депутатским идеям вызвано еще и тем, что нет конкретики. Проще говоря, пока неизвестно, чего бояться. В свою очередь, представители силовых структур не считают, что усиление мер безопасности - это тема для дискуссионного обсуждения.

Данная инициатива оправдана с точки зрения обеспечения безопасности граждан, а также закрепления меры ответственности руководителей предприятий различных форм собственности, - говорит Игорь Ежов, руководитель аппарата оперативного штаба УФСБ в Кировской области. - Подобные требования уже существуют (пример - противопожарная безопасность) и не вызывают никаких споров, а также принимаются и исполняются властью и обществом как безусловно необходимые.

Не согласны в ФСБ и с пассивностью граждан. По мнению специалистов Федеральной службы безопасности, сформированная в последние годы  система предупредительно-профилактических мер, направленных на реагирование террористическим и экстремистским угрозам, доказала свою жизнеспособность. «Наши данные свидетельствуют о том, что благодаря сознательности простых граждан, предотвращается большое количество терактов в стране, - говорит Игорь Ежов. -  Качественно повысился уровень реагирования на возникающие опасности, в том числе и террористического характера,  как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и рядовых жителей регионов России. Своевременные сообщения о подозрительных предметах и  лицах, а также установленные в большинстве регионов страны электронные системы безопасности («Безопасный город» и прочие) создают условия для пресечения преступлений  на стадии приготовления».

Как говорится, no comments.

Красный, желтый и синий

Впрочем, это еще далеко не все изменения. Накануне президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О противодействии терроризму», который предусматривает возможность установления уровней террористической опасности, «предполагающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства от террористических угроз», говорится в справке к закону.

Предлагается сделать повышенный («синий»), высокий («желтый») и критический («красный») уровни террористической опасности. Порядок установления уровней и содержание таких дополнительных мер будут определяться президентом России. Однако, при этом отмечается, что установление мер, ограничивающих права и свободы граждан при объявлении уровней террористической опасности в условиях угрозы совершения терактов, не предусматривается.

Стоит напомнить, что вопрос о введении в России уровней террористической опасности остро встал после произошедших в январе терактов в столичном аэропорту «Домодедово».

Впрочем, даже такой, казалось бы, сплошь полезный и безобидный закон вызвал общественную дискуссию. Часть экспертов считает, что система так называемых уровней угрозы - это достаточно здравая европейская практика. Как бы хорошо ни работали спецслужбы, какими бы ресурсами они ни располагали, стопроцентного успеха в борьбе с терроризмом не бывает. Уровни террористической угрозы - это та сигнальная система, которая сообщает гражданам, что спецслужбы в курсе возможных террористических атак, и общество должно быть более осторожно. Более того, населению необходимо знать, что такое угроза.

Сегодня ни один милиционер/полицейский на улице не объясняет людям, почему он проверяет их документы. При этом, среднестатистического россиянина гораздо больше пугает неведение, отсутствие информации в ситуации, когда он явно замечает что-то странное. Своей «скрытностью» власти сами провоцируют панику. Вместе с тем, по мнению экспертов, важно, чтобы люди четко знали, что означают «красный», «желтый» и «зеленый» уровни угрозы.

В противном случае, смысла в этой затее не будет.

С другой стороны, противники закона говорят о том, что уровни террористической опасности - это палка о двух концах. Конечно, граждане должны располагать достаточной информацией для того, чтобы обеспечить личную безопасность для себя и своей семьи, однако не секрет, что все по-разному воспринимают такую чрезвычайную информацию, далеко не всех она заставляет мобилизоваться и предпринимать адекватные действия.

Наоборот, есть определенный риск постоянными сообщениями о смене уровней угроз вогнать людей, особенно с неустойчивой психикой, в оцепенение, транс. «Есть та информация, которая по объективным причинам, как в интересах следствия и спецслужб, так и в интересах граждан, должна оставаться закрытой», - резюмируют противники нового закона.

На военное положение
Как бы там ни было, вступление в силу новых «антитеррористических» правовых актов все больше напоминает переход гражданского населения на полувоенное положение. Особенно явно это прослеживается с «разноцветной системой» уровней террористической угрозы: например, в Вооруженных силах России уже давно действует четырехуровневая система боевой готовности войск в зависимости от степени военной опасности.

Более того, в ближайшее время «экстремистские» преступления по статьям 280 и 282 УК России могут перевести в категорию тяжких. Такое предложение выдвинули силовики, при поддержке депутатов Государственной думы; сейчас инициатива направлена в Генпрокуратуру. Правозащитники отмечают, что до вынесения приговоров по этим статьям дело и так доходит редко, зато они часто используются для устрашения. Депутаты Госдумы по предложению правоохранительных органов подготовят предложения о переводе «экстремистских» статей Уголовного кодекса из категории преступлений средней степени тяжести в категорию тяжких преступлений.

Это решение стало итогом заседания Ассоциации юристов России, посвященного проблемам межэтнических отношений, прошедшего в Уфе. Действующий УК предусматривает «не совсем адекватные наказания» за преступления экстремистского характера, заявил и.о. руководителя Следственного управления СК России по Башкирии Алексей Касьянов: у преступников «не возникает чувства наказуемости».

Планируется, что изменения коснутся, в первую очередь, статей 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма), 280 (публичные призывы к насильственному изменению государственного строя) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Уголовного кодекса.

После всего вышеизложенного возникает закономерный вопрос: что, собственно, происходит? Не бывает таких «приготовлений», что называется, на ровном месте. Уровень угрозы зашкаливает?

- Несмотря на то, что людским и материально-техническим ресурсам террористических формирований в последние годы нанесен значительный урон, лидеры бандподполья продолжают вынашивать планы осуществления резонансных терактов с большими человеческими жертвами. К сожалению, такова реальность, - констатирует Игорь Ежов. - Что касается нормативно-правовой базы по указанной проблематике, то на настоящий момент она является вполне достаточной. Проще говоря, закрепление трех уровней террористической опасности ни в коей мере не говорит о повышении уровня террористической угрозы в стране, а только лишь структурирует законодательную базу.
Что ж, поверим.

Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте