О рабах духа и низкой явке

Дмитрий Караваев
Политический обозреватель

В прошлое воскресенье я следил за выборами. И следить было за чем: выбирали мэров двух крупнейших город (Москвы и Екатеринбурга). Но, впрочем, по долгу службы, большее внимание мне пришлось уделить выборам более локального масштаба, а именно - довыборам в Гордуму Кирова по Ленинскому одномандатному округу №3.

И, признаться, это было очень скучно: никаких скандалов, интриг, расследований. Сплошная предсказуемость. Впрочем, кое-что меня все-таки задело, а именно - чрезвычайно низкая явка (чуть больше 10%).
 
На мой вопрос: «Так всегда?» в Избиркоме мне ответили утвердительно. По какой-то совершенно неведомой для меня причине мне вдруг стало грустно, и вместе с тем в моей душе родилось какое-то горячее чувство презрения к этому послушному и такому предсказуемому народу, моему народу.
 
«Они не ходят на выборы и смеют жаловаться на власть?» - думал я, наблюдая за меняющимися цифрами на табло в Избиркоме. В конечном счете, мое презрение перешло в возмущение: «Как им, в конце концов, не стыдно?» 
 
Я не мог простить им этой апатичности («мне все равно»), этого смирения («от меня ничего не зависит»), этого равнодушия («мой голос ничего не изменит»).
 
Впрочем, позже, поужинав, я вдруг обнаружил, что понял их, понял эту безвольную массу, которой все равно. 
 
Я понял, что эти люди просто-напросто не верят в самих себя. Они живут ровно так, как жили их родители, их дедушки и бабушки: по принципу «не высовывайся». Им не нужна свобода, им нужен хлеб насущный. Им не нужны духовные горизонты - им нужна поддержанная иномарка ну и т.д.
 
В этом смысле низкая явка на выборах (особенно это касается муниципального уровня) объясняется не «отсутствием выбора», не тем, что «от моего голоса ничего не зависит», а лишь душевной ленью, присущей всякому, кто не готов заявить то, что он действительно думает.
 
На самом деле выборы - это не избрание конкретного человека на конкретную должность. Отнюдь нет. Выборы в самом глубинном смысле - это способ защиты индивидуальных политических прав, защиты ценностей индивидуализм («моя воля творит историю»). 
 
Когда человек приходит на выборы - он тем самым как бы говорит: «Мой голос имеет значение, я имею значение!» Он может испортить бюллетень, или проголосовать - это не важно. Важно то, что он сознает собственную значимость, уникальность собственной личности.
 
Конечно, мне возразят, что на выборы в России ходят только пенсионеры и отнести эту группу населения к носителям ценностей индивидуализма достаточно сложно. Да, это так. Их побудительный мотив - привитый с детства инстинкт «быть как все» (в советское время не ходить на выборы было чревато). Но дело не в них. Дело в нас с вами, в молодом поколении, которому «все равно».
 
Почему молодежь не ходит на выборы? Во-первых, все из-за того же «нужно быть как все»: мое окружение не ходит и я не пойду. Ну, а во-вторых (и это самое важное): из-за пресловутой духовной ограниченности.
 
Наше поколение переняло привычки своих родителей («не высовывайся!»), а тринадцать лет стабильности эти привычки только упрочили. Сегодня мы имеем поколение людей, которые не имеют собственного мнения, которому лень думать самому (оно это не умеет). И это поколение - мы с вами.
 
Кто виноват - ясно. Остается ответить на вопрос: что делать? Мой ответ вас, возможно, потрясет, но я бы посоветовал начать читать книги. Да-да, читать книги.
 
Помните: там, где спасется один - спасутся тысячи. Начните с себя. Примите решение быть уникальным. Научитесь иметь собственное мнение и ходите на выборы, всегда держа в уме следующее: отказ голосовать со стороны одного человека - это статистическая погрешность, но отказ голосовать со стороны миллионов - это уже суверенная демократия.


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • TT, 14.09.2013, 16:26
    ещё одному креаклу-революционеру народ наш не тот! Ты сам определись кто ты:вчерашний молодогвардеец-единорос,сектант навального или главред губернаторского СМИ?
    ответить
  • Валентин, 15.09.2013, 00:10
    Типичная позиция беззаботного прихлебателя. Чем ещё заняться, когда у тебя ни детей, ни забот, ни хлопот? Конечно, дай-ка послежу за выборами, а потом обосру людей, которые на них не ходят! Типичному кировчанину, работающему за 15 тысяч, приходящему усталым домой, где надо стирать/готовить/убираться/кормить детей, на твои выборы, от которых ему никогда не станет ни горячо, ни холодно, просто срать с колокольни! Вся политика для таких как ты, Дима, кому не нужно задумываться над тем, на какие гроши купить очередной iPad.
    ответить
    • гражданин, 15.09.2013, 19:28
      Вот только не надо рассказывать сказки про работу, семью, какой я загруженный, что нет 5 минут залезать в ближайшую школу (как правило) и проголосовать, все дело только в 1: отсутствии желания
      ответить
  • Плиний средний, 13.09.2013, 09:51
    Текст адресован не мне, - к молодому поколению не отношусь, и вообще "В борьбе за народное дело/ я был инородное тело". Но прокомментирую. Согласен с тем, что книги надо читать. А еще детей воспитывать. А еще не жалеть на это времени и денег. И иметь на это деньги и время. И выдавливать из себя раба по капле. И через 100 лет внуки обеспечат явку на выборах на радость БН. Надо стараться сейчас, чтобы получить результат потом.
    ответить
  • Холдер, 14.09.2013, 07:04
    "двух крупнейших город", "довыборам ", " поддержанная иномарка". Начните с себя, автор. Читайте книги, делайте для людей полезные им дела, духовенстуйтесь:))). Посыл верный, то есть форма правильная, а содержание - не очень. Успехов.
    ответить
  • оёё, 14.09.2013, 08:19
    мотивация не голосующих иная - тихий протест - как это и было в благословенные соцвремена - с элементарной классики и психологии надо начать автору, прежде чем публично ошибаться - кроме того, голосовать за рвущихся к власти (болезнь такая) - себя не уважать - горжусь нашим профессиональным народом
    ответить
  • Гость, 14.09.2013, 10:29
    "По какой-то совершенно неведомой для меня причине мне вдруг стало грустно, и вместе с тем в моей душе родилось какое-то горячее чувство презрения к этому послушному и такому предсказуемому народу, моему народу." ТВОЕМУ народу?????? Автор - у тебя комплекс наполеона! Либо ты просто пишешь для того, чтобы на тебя обратили хоть какое-нибудь внимание? Несёшь бред всякий....Какая связь между чтением книг и желанием сходить на выборы????Курица снесла 2 яйца потому что урожай яблок был неплох....Создаётся впечатление после прочтения - просто набор фраз, необдуманный, с претензией на интеллектуальность, но на самом-то деле глуповато звучит.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

«Это как пожар»
«Это как пожар»

Интервью с руководителем управления ветеринарии Кировской области Сергеем Чучалиным.

  554

Точка невозврата

Ритейлеры прогнозируют дефицит продуктов в магазинах.

  476  3

Шок для аграриев

Селянам итак живется непросто, а в этом году они столкнулись с рядом неожиданных экономических потрясений. Как выжить?

  251

Рецепты кайдзен

В Киров приехали бизнес-эксперты из Японии. Они провели двухдневный семинар, где рассказали о системе кайдзен, которая внедрена на многих японских предприятиях.

  755  4

Санчурский район: Инвестиции, система управления, люди

Глава Санчурского района Александр Попов - о местных предпринимателях, внешних инвесторах и людях села.

  491

«Вересники» в ожидании Миллера

К открытию легкоатлетического манежа в Вересниках все готово.

  154

Чудеса случаются

Холодную кировскую осень Театр на Спасской предлагает разбавить коктейлем из горячей любви, тонкого юмора и зажигательной музыки.

  174


«ЭнергосбыТ Плюс» начал рассылку «тревожных извещений»
Получателями специальных уведомлений станут 26 тысяч жителей Кировской области
  <###dynamic-49###>

Снежный человек существует

21 октября кинотеатр “Смена” ждет всех маленьких зрителей на премьерном показе нового мультфильма о снежном человеке “Смолфут”.

  <###dynamic-50###>

«Дом.ru Бизнес» приглашает на вебинар «Wi-Fi-маркетинг - точка роста вашего бизнеса»

Федеральный телеком-оператор «Дом.ru Бизнес» приглашает на онлайн-семинар «Wi-Fi-маркетинг - точка роста вашего бизнеса».

  277