В новый год – без общественного транспорта! Кто будет отвечать?

Ян Чеботарев
Юрист

Не так давно имел возможность близко рассмотреть организацию транспортной инфраструктуры города Кирова.Одновременно выпросил у одного знакомого директора некоторые цифры, чтобы в уме покатать. Забавные выводы получаются. Всегда думал, что транспортные предприятия в золоте купаться должны. Ведь какой рынок! Упс, не угадал.

Сразу дам вывод из мыслей- нынешняя политика органов государственной власти Кировской области приводит к уничтожению общественного транспорта в Кирове. 
Ситуация по области ещё хуже, но требует отдельного разговора. Иными словами – общественный транспорт города Кирова достаточно скоро прекратит своё существование как система. Или будут необходимы огромные средства из бюджетов различных уровней. 
 
Популизм и демагогия про заботу о горожанах преобладает над экономической целесообразностью и экономическими реалиями, власти демонстрируют свою экономическую некомпетентность, при этом перекладывают ответственность друг на друга: с области – на муниципалитеты, а муниципалитеты – на область.
Крайними, конечно, окажутся пассажиры!
 
В чем основная проблема?
 
Экономически обоснованный тариф по г. Кирову не может быть менее 18 рублей. 
 
Сами перевозчики указывают, что себестоимость перевозок – одна поездка от 17,26 рублей до 18,96 рублей.  Но эта цена позволит только осуществлять текущие перевозки, практически без обновления автопарка и затрат на его содержание. Во всяком случае, в расчетах эти данные не фигурируют.
 
Ситуация усугубляется последние два-три года. 
 
Тарифы должны расти с такой же скоростью как растут цены.
 
При установленном тарифе в 15 рублей с сентября 2012г. у перевозчиков за истекший период 2012-2013 году в среднем одна поездка (в зависимости от маршрутной сети предприятия) получалось себестоимостью в 13,40 – 13,80 руб., с учетом дотаций льготников. Однако, дотирование по льготным категориям из бюджета (школьники, ветераны и пр.) проводилось из расчета 12 рублей за поездку! 
 
А это около 40% пассажиров! 
 
Требование властей об усилении контроля и отчетности автоперевозчиками было выполнено: введена система электронных проездных билетов, создано очередное муниципальное учреждение, появились новые рабочие чиновничьи места. Введение системы электронного учета увеличило затраты ещё более чем на 3% ежемесячно от дохода (по сути, 40 копеек с поездки пассажир платит именно за эту отчетность!) 
 
Смешно, но оказалось, что автоперевозчики ничего «левого» в отчетность и не включали! Все данные, подаваемые на бумажных носителях, совпали с электронной отчетностью на которую были потрачены бешеные деньги! 
 
За последние три года стоимость запчастей увеличилась от 30 до 60%, имеем также опережающий рост стоимости ГСМ (за три года более 50%), необходимость ежегодной индексации зарплат водителям и кондукторам не ниже уровня инфляции! 
 
Сейчас у перевозчиков преимущественно техника 2004-2008гг. выпуска, износ парка от 60 до 90%. 
 
Новые автобусы ОАО «АТП» (1, 3, 23 маршруты) приобретены в 2011-2012гг. за счет поддержки городского бюджета (Нефазы). 
 
Частные автоперевозчики на такую поддержку не могли рассчитывать и ессно ее не получили.
 
Расчеты о необходимости повышения тарифов подавались в РСТ неоднократно, в апреле и в июле 2013г. Но ответов не поступало!
 
Экономическую ситуацию на рынке пассажирских автоперевозок демонстрирует факт, что за 2012-2013гг исчезли с рынка услуг ИП Каргапольцев, «Алекс-авто», ИП Хорюшин, ИП Туйнас и др.
 
Никто не обращает внимания, что автобусов стало меньше?
 
Муниципальные предприятия г. Кирова (ОАО «АТП» и ОАО «КТП»), большинство перевозчиков области тоже имеют многомиллионные убытки! 
Кировчане критикуют перевозчиков за «дымящиеся» ПАЗики, но на какие средства при таком экономическом раскладе они могут быть заменены на «не дымящие»??
 
Самое интересное или «ЧТО НАС ОЖИДАЕТ»?
 
Сейчас региональная служба по тарифам (РСТ) обсуждает тариф в 16 рублей за одну поездку и, скорее всего в четвертом квартале мы будем ездить в автобусе за 16 рублей.
 
Но этого мало! Минимум должно быть 18 рублей. Во всяком случае, расчетами перевозчиков эта сумма подтверждается.
 
Утверждая тариф РСТ в своих решениях ссылается на Распоряжение Минтранса РФ от 18 апреля 2013г. № НА-37-р о введении в действие методических рекомендаций о порядке установления тарифов, их расчете, «экономической обоснованности». 
 
Однако, нельзя сравнивать южные регионы и северные, города с дорогами-магистралями и маленькими извилистыми улочками. Это же несравнимые величины!
На стоимость поездки сегодня в основном влияют две величины: расстояние поездки одного пассажира и коэффициент наполняемости транспортного средства. 
Эти величины не пересматривались с социалистических времен, последние исследования – 93-ий год! Если кто помнит – тогда школьники с тетрадками ездили несколько дней в транспорте и на конечной остановке сдавали свои цифры строгим бабушкам и дедушкам. 
 
В итоге наши чиновники из РСТ устанавливают тарифы из цен 2013 года, но на основании данных о поездках, их числе и продолжительности за 1993 год. 
Странно.
 
Думаю, что общественный транспорт может существовать и развиваться только за счет бюджета города или только за счет пассажиров. 
 
Выбор сложный, но необходимый.
 
Сейчас поездка из Нововятского района города до «Авитека» стоит на общественном транспорте 15 рублей, аналогичное расстояние от автовокзала Кирова до города Слободского 50 рублей, льготный проезд 35 рублей! 
 
По аналогичным расстояниям тарифы в Кирове ещё больше (сам знаю, на 136 маршруте до Русского часто езжу). 
 
Но так не должно быть – одно расстояние и одно время, а цены разные! 
 
Нельзя механически переваливать бремя оплаты проезда на самих перевозчиков.
 
Они же сбегут с рынка и с чем мы останемся? Такси за 18 рублей от ж/д вокзала до Филейки искать?
 
Нельзя РСТ при расчете тарифов использовать старинные данные 1993 года.
 
Сегодня же ситуация в городе кардинально изменилась по сравнению с 1993 годом: появились новые микрорайоны, перераспределились потоки пассажиров на работу и учебу, изменилось расстояние поездки. А в нормативы для расчетов идут старые данные.
 
Кто и откуда придумал, что перевозчики живут слишком хорошо и могут дальше возить нас свой счет? 
 
Отношение со стороны властей не выдерживает никакой критики. 
 
Думаю, что есть несколько решений проблемы:
 
Все они болезненные как для населения, так и для власти: 
 
1. Тариф на общественный транспорт должен быть экономически обоснованным и соответствовать экономическим реалиям! Никакого предвыборного популизма и демагогии – «социализм давно кончился». Надо пересматривать все данные 1993 года заново, снова исследовать пассажиропотоки, чтобы устанавливать взвешенный тариф на перевозки.
 
2. Социальная направленность тарифа реализуется только через бюджетное участие - бюджеты обязаны предусматривать дотации на общественный транспорт! При этом очень четкое понимание – чьи это бюджеты и за счет каких источников! Муниципальные и областные власти обязаны этот вопрос решит между собой! 
 
3. Введение властями в городе нормативного понятия социальных маршрутов, как это принято в других городах (Екатеринбург – сам знаю, видел), которые безусловно субсидируются из бюджетов муниципалитета. (Социальные маршруты – это маршруты, которые не могут быть коммерчески выгодными ни при каких условиях, но услуга по перевозке обязана быть оказана – это касается, прежде всего, конечных точек города, небольших поселений и микрорайонов на окраинах, откуда люди должны иметь возможность выехать в сам город!)
 
4. Непопулярные, но единственные решения автоперевозчиков, что бы общественный транспорт не прекратил своё существование: 
 
- уменьшение количества рейсов и маршрутов на основе именно их экономической целесообразности (например, такие экономически нецелесообразные маршруты как 10 из Вересников или 67 из «Красной звезды» до Базовой, 52 из Радужного до Нововятска) 
 
- сокращение дальности маршрутов (например, от Нововятска только до Театральной площади, из Коминтерна только до ул. Профсоюзной и т.д.), т.е. пассажир будет пересаживаться из одного пункта в другой несколько раз (перевозчики, кстати, к этому по-моему готовы, готов ли пассажир?). 
 
Вот как-то так.
 
Вижу проблему, предлагаю ее обсудить и поискать возможность ее решения.
 
В противном случае скоро в городе будет очень много пешеходов.
 
Будем ходить пешком? 
 
Или власть сможет перейти от популизма и демагогии к экономике?
 


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • пассажир, 18.09.2013, 13:31
    До Русского расстояние - 30 км, количество пассажиров 5 человек, автобус считается пригородным-идет без остановок, количество перевозимых пассажиров, гораздо меньше, чем на этом же 46. Алекс-Авто и Харюшин, насколько мне известно-одно лицо, который как раз не хотел уходить с рынка перевозок и до последнего держался за Нововятское направление, как самое прибыльное. Туйнаса администрация сама не пустила на рынок, предложив ему работать по субаренде, соответственно там доход ниже. "Введение системы электронного учета увеличило затраты"-зачем тогда вводили, по-моему перевозчики были против, еще до введения такой системы учета. т.е. что мы видим: администрация сама борется с перевозчиками не давая им работать, а от этого страдают ни в чем неповинные пассажиры.
    ответить
  • 123, 18.09.2013, 13:12
    ай-ай как все плохо.....виноваты то оказывается мы с вами граждане...это для нас глупая администрация установила такие грабительские для транспортных предприятий тарифы на проезд!!! Долой 15 рублей!!!! Даешь 25 рублей за проезд!!!! Все на баррикады и Ян всех спасет!!!! Мальчик. закрой дверь с той стороны. Ты экономист, владелец автобуса, кондуктор - какого хрена ты лезешь не в свой вопрос??? Понятно, что деньги нужно отрабатывать. Но помяни мое слово - бабушки соберутся и от....рят тебя авосками в подворотне. Ты их засудишь конечно, но сам ведь будешь понимать. что их действия правильные.
    ответить
  • Антон Долгих, 18.09.2013, 12:28
    Ну, что же - вполне нормальное и логичное продолжение работы на "знакомого директора" А. Жаравина по делу кондуктора Светланы Чирковой... Теперь можно и интересы перевозчика лоббировать. Это наверняка совсем другие гонорары. Можно и слезу подпустить: "сам знаю, на 136 маршруте до Русского часто езжу". Табличку на внедорожнике Мицубиси в каком месте крепите, Ян Евгеньевич?
    ответить
  • В уме покатать:), 18.09.2013, 12:51
    Ха-ха-ха:)) Йан жжот:) Эсли ентот горе-юрист не замечает сколько утром и вечером опчественного транспорта на дорогах, или он слеп или чистой воды заказуха. Во всех рядах на дороге ПАЗики и здоровенные бусы, да еще неповоротливые троллейбусы. Устраивают ралли между собой, высадивают пассажиров посреди дороги, лезут, подрезают и соответственно создают ДТП.Пора выделенные полосы им создавать и чтоб из своей полосы ни-ни, шаг в лево, шаг в право- расстрел! Честно говоря, скоро остальные участники этих опщественников колотить начнут.
    ответить
  • 123, 19.09.2013, 10:21
    Дюже любопытно было бы прочитать статью в каком нибудь "Бизнес - навигаторе" о рабочем дне таких людей как Ян Чеботарев. Реально интересно узнать как планируют время деловые и успешные люди. А тут еще и образец человеколюбия и бескорыстия, куда там алчному Антону Долгих - он вон на себя и семью работать ушел не до бедных и голодных автоперевозчиков ему. А ведь сколько пользы им мог бы принести. Пример рабочего дня. Утро 8.00 кофе, просмотр новостей, сравнивание ip адресов. 8.30 секретарь приносит список дел на сегодня, административных, уголовных - много работы у юристов, нужно все успеть. Но нет!!!!! В сторону все дела - на улицах творится беспредел!!!!! Обычные граждане страдают от того, что им приходится ездить на вонючих пазиках за 15 рублей - они должны ездить на вонючих пазиках за 20 рублей. А посему нужно разобраться в транспортной системе города и разобрать по полочкам экономику перевозчиков....дотаций им и добра и прибыли!!!! И вообще всем добра и Лексусов 570)))) И кушайте витаминки - скоро грипп!
    ответить
  • 123, 19.09.2013, 10:09
    Я как встречаю Харюшина на LX 570 на дороге - как то сразу становится понятно, что все у них плохо и жалко этих перевозчиков...все то их гнобят, прибыли никакой, работать не дают, сИроты просто. Один Ян и разобрался в убыточной их экономике и заступится за них только он в случае чего.... И ведь токмо по доброте душевной - святой человек, все о народе думает!!!!!!
    ответить
  • Ян, 19.09.2013, 08:05
    Респект модератору за сравнение ип-адресов комментаторов!))))
    ответить
  • Антон Долгих, 18.09.2013, 12:47
    ...и Ян Евгеньевич... Обращайтесь к корректору, что ли, коли с русским языком не в ладах...
    ответить
    • почитатель, 18.09.2013, 23:00
      я к Яну отношусь хорошо, но в данном случае Антон прав. Лично мне сразу бросились в глаза фамилии Каргопольцева и Харюшина.
      ответить
      • Антон Долгих, 19.09.2013, 02:14
        Спасибо. А можно поинтересоваться, когда я не прав был, с Вашей точки зрения?
        ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Пятеро на кресло
Пятеро на кресло

Что обещали кандидаты на должность бизнес-омбудсмена по Кировской области?

  314

Уходим в «цифру»

Технологии формируют тренды финансового рынка. Говорить о легализации криптовалют в России пока рано. Об этом и другом в интервью «БН» рассказал председатель правления АО КБ «Хлынов» Илья Прозоров.

  330

Бизнес со статусом «социальный»

Государство все больше своих социальных функций перекладывает на плечи бизнеса, решая острые проблемы и предоставляя предпринимателям возможность заработать.

  239

Хорошего режиссера полгода ждут

Почему драмтеатр остался без художественного руководителя?

  266  1

Свобода от «химеры»

При входе вас встречает очаровательная и улыбчивая Ума Турман, в следующем зале — сексуальная Пенелопа Крус почти в домашней одежде.

  235


Приток иногородних пациентов в Кировскую область позволит повысить зарплаты медикам

Губернатор Кировской области Игорь Васильев принял участие в круглом столе по вопросам развития медицинского туризма в регионе.

  250

В Вятских Полянах обновился офис «ЭнергосбыТ Плюс»

Офис продаж и обслуживания клиентов теперь располагается по новому адресу и радует клиентов новым обличьем

  184

Летняя оздоровительная кампания-2017 в Кировской области прошла без сбоев

Игорь Васильев провел заседание областной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи

  79

Региональный форум управленческих бизнес-команд

16 ноября в ДК «Родина» на форум управленческих бизнес-команд собралось 800 кировских предпринимателей

  43

Выбери свой домофон вместе с «Дозором»!

Очень часто, намереваясь приобрести тот или иной товар, покупатель сталкивается с множеством характеристик, которые ему не понятны. При сравнительно одинаковой цене устройства не всегда понятно – в чем же преимущества одного перед другим?

  195