Творец и власть

Дмитрий Караваев
Политический обозреватель

 

Пару недель назад я дочитал «Энеиды»Вергилия, труд крайне монументальный и любопытный. Как и во всяком великом литературном произведении, в нем есть несчетное количество уровней восприятия. И одному из них я бы хотел посвятить эту колонку.
 
Любой творец всегда формируется своим окружением, ценностями своего времени. В некотором смысле, искусство - это слепок исторического периода. Впрочем, таланту мало наличного времени, его мысли устремлены в будущее. Перефразируя поэта, искусство - это тоска по Вечности.
 
Но, тем не менее, слепок остается слепком. И когда мы читаем Вергилия, то перед нашими глазами разворачиваются картины крепнущей империи, абсолютной власти, которая пытается упрочить свое господство с помощью сакральных аллюзий и таланта живших в ту эпоху творцов.
 
Грубо говоря, власть всегда нуждается в поэтах. Потому, что главная цель власти - распространить себя на максимальное количество душ или, еще точнее, на максимально растянутый отрезок времени. 
 
Да, главный вопрос власти - это вопрос борьбы со времени. В эссе «О тирании» Иосиф Бродский как-то процитировал завещание пожизненного финского президента Урхо Кекконена, которое начиналось словами: «Если я умру…»
 
Это самое «если я умру» - главный враг любой власти (не только тиранической), ибо время - единственная вещь, которая не поддается никакому принудительному регламентированию. И для правителей нет ничего мучительней, чем чувствовать себя уязвимой марионеткой с ограниченным сроком годности.
 
«Человеку страшнее всего прикосновение неизвестного. Он должен видеть, что его коснулось, знать или, по крайней мере, представлять, что это такое. Он везде старается избегать чужого прикосновения. Ночью или вообще в темноте испуг от внезапного прикосновения перерастает в панику», - начинает свою книгу «Массы и власть» нобелевский лауреат Элиас Каннети.
 
Страх от прикосновения чего-то неизвестного (а смерть всегда загадочна и непонятна) - источник, откуда берет начало стремление правителей увековечить себя в чем-то относительно вечном - искусстве. 
 
Но, увы, не всегда талант государственного деятеля соизмерим с этой циклопической задачей. И потому ему приходится обращаться к творцам, которых он, с одной стороны, презирает (ибо презрение - лучшая защита от собственной немощи), а, с другой, крайне в них нуждается.
 
И тут встает вопрос: имеет ли творец моральное право взять на себя роль государственного идеолога? Стать этаким Devil’s advocate. 
 
И ответить на него не просто: все зависит от окружающей действительности и личности конкретного творца. У того же Вергилия, который взвалил на себя роль государственного идеолога, это получилось очень изящно: он не пожертвовал художественностью (в отличии, скажем, от Горация).
 
Власть всегда будет желать заполучить голос поэта. Это, как мы убедились, естественно и понятно. Не естественно и не понятно другое: когда творец пытается заполучить благосклонность власти.
 
Именно через призму этих мыслей я бы хотел попросить читателя взглянуть на мою более раннюю колонку, посвященную отъезду Бориса Павловича из Кирова.
 
Многие упрекнули меня в том, что я не люблю театр, что я якобы хотел «потроллить». Но, на самом деле, мое возмущение вызвала эта странная патерналистская модель поведения. 
 
«Молитесь на ночь, чтобы вам вдруг не проснуться знаменитым», - писала Ахматова. Я бы добавил: молитесь на ночь, чтобы вами не заинтересовались компетентные органы. Ибо их интерес чреват постановкой какой-нибудь великодержавной эклектики, а отнюдь не Кен Кизи. 


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Кемури, 27.09.2013, 16:05
    словесная отрыжка
    ответить
  • Д, 28.09.2013, 03:19
    Ежегодно и не по разу я отказываюсь принимать участие в корпоративных вечерах. Мой отказ всегда вызывает брожение умов и воспринимается как нарушение дисциплины, как демарш или акт возмездия. Результат этой реакции один - громкий и раскатистый пук. А я просто предпочитаю трезвых людей пьяным. Оставьте Павловича в покое и прекратите высасывать из пальца. Он просто возвращается домой.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Без местечковых способов
Без местечковых способов

Как повлияла критика общественников на ремонт дорог? Что даст Кирову комплексная схема организации транспорта стоимостью свыше 30 млн рублей? Кто возьмется за строительство Западного обхода областного центра и дороги Опарино-Альмеж? Об этом и многом другом рассказал в интервью «БН» Михаил Поршнев, глава регионального минтранса.

  913  6

Без потерь?

На прошлой неделе первый в этом году отчет об итогах ушедшего года предоставило министерство сельского хозяйства региона. По их данным, серьезных потерь у аграриев не было. Если не считать погибшей из-за погоды части урожая, за которую они уже получили компенсацию.

  395  5

«Чуть-чуть гурманы, чуть-чуть гедонисты»

Светские мероприятия в нашем городе так редко происходят, что когда они случаются, то притягивают как магнит всех, кто жаждет «выйти в свет». А если это связано с искусством, пусть и кулинарным, то для интеллигентной публики становится вдвойне привлекательным.

  407

Строили, строили.....

Детский космический центр сдали в эксплуатацию. Но еще не открыли. Сейчас объект прибирают, а руководство занимается формированием штатного расписания. Пока неизвестно, когда состоится его торжественное открытие.

  365


Кафе-кулинария «Глобус» приглашает!
Вкусно! Уютно! Доступно! В любимой кулинарии «Глобус» на Ленина, 101 открылось уютное кафе на 160 посадочных мест.
  191

Есть карта банка «Хлынов» и iPhone? Оплачивайте покупки с помощью Apple Pay

Это просто и безопасно.

  242

За причинение материального ущерба «КТК» - 2 года лишения свободы

Ленинский суд г. Кирова вынес приговор директору ООО «РИЦ».

  169