Творец и власть

Дмитрий Караваев
Политический обозреватель

 

Пару недель назад я дочитал «Энеиды»Вергилия, труд крайне монументальный и любопытный. Как и во всяком великом литературном произведении, в нем есть несчетное количество уровней восприятия. И одному из них я бы хотел посвятить эту колонку.
 
Любой творец всегда формируется своим окружением, ценностями своего времени. В некотором смысле, искусство - это слепок исторического периода. Впрочем, таланту мало наличного времени, его мысли устремлены в будущее. Перефразируя поэта, искусство - это тоска по Вечности.
 
Но, тем не менее, слепок остается слепком. И когда мы читаем Вергилия, то перед нашими глазами разворачиваются картины крепнущей империи, абсолютной власти, которая пытается упрочить свое господство с помощью сакральных аллюзий и таланта живших в ту эпоху творцов.
 
Грубо говоря, власть всегда нуждается в поэтах. Потому, что главная цель власти - распространить себя на максимальное количество душ или, еще точнее, на максимально растянутый отрезок времени. 
 
Да, главный вопрос власти - это вопрос борьбы со времени. В эссе «О тирании» Иосиф Бродский как-то процитировал завещание пожизненного финского президента Урхо Кекконена, которое начиналось словами: «Если я умру…»
 
Это самое «если я умру» - главный враг любой власти (не только тиранической), ибо время - единственная вещь, которая не поддается никакому принудительному регламентированию. И для правителей нет ничего мучительней, чем чувствовать себя уязвимой марионеткой с ограниченным сроком годности.
 
«Человеку страшнее всего прикосновение неизвестного. Он должен видеть, что его коснулось, знать или, по крайней мере, представлять, что это такое. Он везде старается избегать чужого прикосновения. Ночью или вообще в темноте испуг от внезапного прикосновения перерастает в панику», - начинает свою книгу «Массы и власть» нобелевский лауреат Элиас Каннети.
 
Страх от прикосновения чего-то неизвестного (а смерть всегда загадочна и непонятна) - источник, откуда берет начало стремление правителей увековечить себя в чем-то относительно вечном - искусстве. 
 
Но, увы, не всегда талант государственного деятеля соизмерим с этой циклопической задачей. И потому ему приходится обращаться к творцам, которых он, с одной стороны, презирает (ибо презрение - лучшая защита от собственной немощи), а, с другой, крайне в них нуждается.
 
И тут встает вопрос: имеет ли творец моральное право взять на себя роль государственного идеолога? Стать этаким Devil’s advocate. 
 
И ответить на него не просто: все зависит от окружающей действительности и личности конкретного творца. У того же Вергилия, который взвалил на себя роль государственного идеолога, это получилось очень изящно: он не пожертвовал художественностью (в отличии, скажем, от Горация).
 
Власть всегда будет желать заполучить голос поэта. Это, как мы убедились, естественно и понятно. Не естественно и не понятно другое: когда творец пытается заполучить благосклонность власти.
 
Именно через призму этих мыслей я бы хотел попросить читателя взглянуть на мою более раннюю колонку, посвященную отъезду Бориса Павловича из Кирова.
 
Многие упрекнули меня в том, что я не люблю театр, что я якобы хотел «потроллить». Но, на самом деле, мое возмущение вызвала эта странная патерналистская модель поведения. 
 
«Молитесь на ночь, чтобы вам вдруг не проснуться знаменитым», - писала Ахматова. Я бы добавил: молитесь на ночь, чтобы вами не заинтересовались компетентные органы. Ибо их интерес чреват постановкой какой-нибудь великодержавной эклектики, а отнюдь не Кен Кизи. 


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Кемури, 27.09.2013, 16:05
    словесная отрыжка
    ответить
  • Д, 28.09.2013, 03:19
    Ежегодно и не по разу я отказываюсь принимать участие в корпоративных вечерах. Мой отказ всегда вызывает брожение умов и воспринимается как нарушение дисциплины, как демарш или акт возмездия. Результат этой реакции один - громкий и раскатистый пук. А я просто предпочитаю трезвых людей пьяным. Оставьте Павловича в покое и прекратите высасывать из пальца. Он просто возвращается домой.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Честная экономика
Честная экономика

Для создания благоприятного инвестиционного климата в России нужна предсказуемость, особенно легальной системы: налоговой и судов. Так считает профессор Высшей школы экономики Владимир Автономов.

  366  4

Турция vs Крым

Турция снова забирает себе лавры туристической мекки для россиян. Количество отдохнувших там туристов в этом году значительно выросло, а в Крыму, наоборот, - сократилось.

  354  6

Кто приедет в Россию на чемпионат мира-2018?

Итак, познакомимся со сборными стран, которые уже точно приедут на ЧМ в Россию.

  250

Вход воспрещен!
По предложению Минкульта России на мероприятия категории 18+ не будут пускать без паспорта. Часть экспертов против: это может вызвать элементарные очереди.
  239  1


Ярмарка жилья – подарок горожанам

11–12 ноября Союз «Вятская торгово-промышленная палата» совместно с ПАО Сбербанк в г. Кирове при поддержке Ассоциации «Союз Строителей Кировской области» впервые в городе проводит ярмарку жилья. 

  77

АПК – в центре внимания
На прошлой неделе в Кирове состоялось 51-е заседание Ассоциации законодательных органов Приволжского федерального округа.
  89

За девять месяцев 2017 года к сетям филиала «Кировэнерго» присоединено более 2500 новых потребителей
За первые три квартала 2017 года к электросетям филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – «Кировэнерго» компании присоединено 2 526 новых потребителей. 
  235