Вновь банки начинают предлагать деньги почти на кажлом шагу. былые докризисные времена возвращаются или это предвыборная игра?

«Не в коня» кредит

20.06.2011 06:58:00 1316 0
Оживление рынка потребительского кредитования, считают эксперты, продлится только до выборов.

Участники «Круглого стола»:

Владимир Попов, директор кировского филиала компании «Альпари»
Леонид Сандалов, генеральный директор компании «Моторавто»
Олег Казаковцев, член Совета Федерации от Кировской области
Виктор Зорин, директор кировского филиала «Росбанка»
Андрей Морозов, генеральный директор компании «Калинка-Морозов»

Российский авторынок показал стремительный рост. Если в мае текущего года автомобильные продажи в России подскочили на 48%, то за все пять месяцев 2011 года они выросли на 60% в сравнении с прошлым годом. И дело не в том, что у всех «откуда ни возьмись» появились деньги. За 2010 год рост рынка потребительского кредитования составил 14%. Кроме того, по отношению к 2009 году реальный рост доходов населения России составил 4,3%, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Часть экспертов утверждает, что такое оживление экономики - результат предвыборной кампании. Другие считают, что ничего особенного не происходит и после выборов все останется на прежних местах.

Обожглись на «молочке»

Владимир Попов:
- А разве есть какой-то экономический рост? Что касается потребительского кредитования, то мне кажется, этот рынок тоже еще не вернулся на докризисный уровень. Хотя в целом надо признать, он оживает, и ипотека тоже. И сам я в прошлом году купил себе новый автомобиль. Но я принципиально не беру кредитов, поэтому не могу сказать ничего об этом виде услуг.

Виктор Зорин:
- А почему вы не берете кредитов?

Владимир Попов:
- Под те проценты, под которые выдают их сегодня банки, я и сам могу что-нибудь выдать.

Виктор Зорин:
- А между тем, сейчас наблюдается устойчивая тенденция к стабилизации на рынке потребительского кредитования. Нет падений, или, наоборот, скачков по какому-то одному виду кредитов. Идет ровный процесс. Мы, конечно, еще не вышли на докризисный уровень, но уже приближаемся к нему.

Леонид Сандалов:
- На самом деле в плане кредитования стало легче. Это видно даже на примере нашего бизнеса. Банки стали чаще идти на контакт: снизили процентную ставку, реже отказывают. Многие наши покупатели, отъездив на машине три года, продают ее и приходят к нам за новой. По некоторым моделям наши продажи выросли почти в два раза – с 60 до 100 автомобилей в месяц. Причем покупают их не всегда в кредит. Наш салон практически вернулся к докризисному уровню.

Владимир Попов:
- И все же кредиты сегодня опять стали часто выдавать кому попало. Человек не работает, а ему дают карту в 100 тыс. рублей. Он возьми, да и потрать, а отдавать нечем. Недавно слышал информацию о том, что платежи в банках стали задерживаться. А это первый звоночек к очередному кризису.

Виктор Зорин:
- Нет такого. И я бы не сказал, что кредиты стали выдавать всем подряд. Если говорить о самом кризисе, то его жесткие условия вообще не позволяли почти никому такую роскошь, как кредит. Сегодня же нет неконтролируемого роста этого рынка. До безумия у людей не доходит: они не бегут, как раньше, покупать все, что нужно и не нужно. Они стали более расчетливы. А что касается просроченной задолженности, то она точно не растет – скорее даже идет вниз.

Андрей Морозов:
- Но и никакого экономического роста на самом деле нет. То, что все опять свободно берут кредиты, еще ничего не означает. Загвоздка в том, как потребитель будет его возвращать, если у него нет рабочего места. По сути, со времени пика кризиса мало что изменилось - все также немало безработных, которые получают пособие, пока в бюджете есть деньги. Не появляется и никакая социальная инфраструктура: по-прежнему не хватает детских садов, школы не строятся, парков нет. Так, 18 лет мы строили спортивный комплекс в Кирово-Чепецке. При этом на все это выделяются огромные бюджетные деньги. А экономика не развивается.

Виктор Зорин:
- Но кредитная политика стала более обдуманной. На самом деле наши клиенты еще до кризиса «обожглись на молочке», так что сегодня «дуют на воду». Они очень вдумчиво подходят к тому, чтобы получить кредит. Мы же, в свою очередь, как банк, стараемся более плотно работать с постоянными клиентами и с опаской относимся к кому-то с улицы, тщательно проверяем «новеньких».


Предвыборный рост?

Владимир Попов:
- Такое оживление экономики - предвыборная тактика наших властей (имеются ввиду выборы в Госдуму в декабре и выборы президента в следующем году). Если существующая власть намерена переизбраться, то она должна задобрить электорат хлебом и зрелищами. А потом уже после этого «пряника» и после выборов можно ждать и «кнута».

Олег Казаковцев:
- А где же вы видите оживление? У кого выросли зарплаты? Учителям недавно обещали их увеличить, но это, как вы сами понимаете, только слова. Пенсии увеличиваются не так сильно, чтобы пенсионеры бежали покупать новые дорогие автомобили. К тому же и растут они регулярно, не только перед выборами. Государство просто выполняет свои обычные функции перед населением. А граждане, увидев, что ничего более страшного, чем кризис, не происходит, решили потратить часть своих накоплений, отложенных на всякий случай в сложное время. За счет этого и происходит некоторое оживление российской экономики, никаких особых вливаний со стороны властей нет.

Леонид Сандалов:
- Да, согласен с вами, власти ничего особенного перед выборами не делают: кого не послушаешь, нигде нет роста зарплат. Но, несмотря на это, потребительский рынок немного оживает. Загадочная русская душа... Хотя на автомобильном рынке некое государственное вмешательство все же есть: помогла программа утилизации и продление системы льготного кредитования.

Олег Казаковцев:
-  Страна выходит из кризиса, но это не значит, что опять должен начаться период потребления без меры. Нужно развиваться постепенно. И все вроде бы это понимают. Банки, к примеру, как вы видите, сотрудничают далеко не со всеми. Они поняли, что раздать кредиты можно легко, а собрать их потом бывает сложно. Дело в том, что еще и самому обществу не хватает желания к работе, оно привыкло все получать просто так.

Владимир Попов:
- Если обратить внимание на фондовый рынок, то к выборам он практически всегда подрастает, а после наступает его коррекция, то есть падение. Будет она в этот раз сильно жесткой или нет, зависит от того, оправдаются ли надежды тех, кто вкладывался в бумаги.

Олег Казаковцев:
- И все же я бы не стал обосновывать все  предстоящими выборами. В период кризиса люди были напуганы, потребитель изолировался от излишних покупок. Население старалось накопить, оставить запасы, но потом оно увидело, что ничего страшного не произошло. Жизнь продолжилась, и весь отложенный спрос выплеснулся наружу. Сейчас нигде не наблюдается слишком больших объемов продаж, но в целом по их уровню мы подходим к докризисному уровню. И нет ничего подозрительного в том, что люди позволяют себе сегодня лишнее. И даже когда пройдут выборы, сильно ничего не изменится, на мой взгляд.

Пока «стоит» доллар

Леонид Сандалов:
- А мне кажется, изменится многое. Конечно, в первую очередь, это будет зависеть от того, кого мы изберем. Но по прошлому опыту можно понять, что цены на бензин, например, которые власти сейчас пытаются регулировать, пойдут вверх. Что будет с рынком потребительского кредитования, пока судить сложно, и мне кажется, никто в этом вопросе не может дать никаких прогнозов.

Олег Казаковцев:
- Вы предполагаете, что изберется новая дума и сразу же изменится курс развития страны? Но не только мы его определяем - мы интегрированы в мировую экономику. И если цены на углеводороды останутся прежними, то никаких серьезных изменений не произойдет, если же цена на углеводородное сырье изменится, то возникнет серьезное напряжение для исполнения бюджетных обязательств.

Владимир Попов:
- Министр финансов Кудрин заявляет, что в нынешних условиях бездефицитный бюджет возможен только при цене нефти 115 долларов за баррель. Сейчас она держится примерно на таком уровне. Если вдруг она рухнет до 40 долларов, как в кризисном 2008 году, то появившуюся дыру нужно будет чем-то затыкать. Придется, видимо, занимать у соседних стран. Что будет после выборов, неизвестно. На ваш взгляд, зачем сегодня поднимают зарплату российским силовым структурам? Чтобы они кого поддержали?

Андрей Морозов:
- Пока «стоит нефтедоллар», государственный бюджет будет пополняться. И те организации, что находятся при бюджете, будут иметь и зарплату и возможности для развития. При этом бизнес будет отходить все дальше на задний план, потому что ему просто не дают работать. При таком раскладе все, кто может, будут стараться рваться во власть. И так будет, пока не обвалится доллар. Если это произойдет, все полезут в бизнес, а когда поймут, что у нас нет ничего своего, тогда, возможно, заработает экономика. Но пока у нас есть природный ресурс и им распоряжается власть, а какое-либо экономическое развитие при этом просто невозможно.

Владимир Попов:
- Экономику можно поднять только кредитуя наши предприятия под нормальные проценты. Почему сегодня те золотовалютные резервы, которые есть у нас, работают не на нашу страну. Почему бы какую-то их часть не дать этому же, к примеру, заводу «Лепсе» под 5% годовых. Наверное, они бы нашли, куда применить эти средства. А то сначала мы не поддерживаем своего товаропроизводителя, а потом удивляемся, почему мы не производим ничего отечественного.

Виктор Зорин:
- И все же, мне не кажется, что после выборов случится какой-то спад. Быть может, мы еще не вышли на пик предвыборной кампании, когда начинаются обещания «золотых гор». Я надеюсь, что пройдет эта кампания гладко и наступит стабильность. Первые намеки на нее, вроде бы, уже есть.

Бьем рекорды
Объем кредитов, выданных российскими банками корпоративным заемщикам, в мае увеличился на 274 млрд рублей. до 14,9 триллионов. Об этом говорит отчетность банков, размещенная на сайте Центробанка. Это рекордный для этого года (а также прошлого и позапрошлого) прирост портфеля как в абсолютном, так и в относительном значении (1,8%). Прирост кредитов населению также был самым большим почти за три года - 130 млрд рублей, или 3%, обязательства граждан перед банками достигли 4,4 трлн рублей.

Подготовила
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте