Экологические фантазии чиновников
Участники «Круглого стола»:
Алла Албегова, глава департамента экологии и природопользования Кировской области
Роман Лобанов, главный управляющий «Кировских коммунальных систем»
Александр Иванов, гендиректор комбината «Искож»
Сергей Едигарев, главный инженер «Кировского маргаринового завода»
Валерий Смирнов, директор компании «Артэкс»
На фоне посткризисного восстановления экономики, возросших налогов и предстоящих изменений в Трудовом кодексе России предстоящее ужесточение экологического законодательства, равно как и сами проблемы экологии, промышленникам кажутся чем-то малозначимым. Тем не менее, экологический форум, стартовавший под эгидой Вятской ТПП, смог не просто собрать заинтересованные стороны, но и показать: власти и бизнесу есть, что обсуждать. По крайней мере, чиновники уверены, что экологию от промышленности надо защищать, но вот кто защитит промышленность от чиновников и новых экологических законов?
Экономическая составляющая
Алла Албегова:
- О вопросах экологии начали говорить на официальном уровне еще в начале 90-х годов, тогда же активно стала создаваться нормативная база и контролирующие органы. В начале 2000-х произошла серьезная реорганизация природоохранных комплексов, но за последние 10 лет, к сожалению, и, наверное, многие со мной согласятся, началась стагнация в этой сфере. Только в прошлом году мы услышали президента, заявившего, что к экологии надо относиться более внимательно, и не просто говорить, но и предпринимать какие-то действия. Данная площадка позволяет встретиться нам в неформальной обстановке, услышать власть, услышать предприятия. Главное, чтобы по факту были приняты какие-то резолюции и обращения в российскую ТПП, Общественную палату России, которые, в свою очередь, уже смогут предложить что-то Госдуме, а не происходило просто сотрясание воздуха.
Валерий Смирнов:
- Мне бы хотелось сразу напомнить присутствующим, что мы уже 20 лет живем в рыночной экономике, поэтому вопрос «за счет каких средств можно что-то сделать» остается одним из актуальных. Можно говорить много и красиво, но проблемы от этого не решаются, хотя говорить, конечно, нужно... У нас достаточное количество информирующих органов, достаточное количество законов, чтобы воздействовать на руководителей предприятия. Сейчас можно остановить любой завод, закон это позволяет. У нас в организации было превышение сбросов в 1,8 раза, за это нашу деятельность приостановили на 14 дней. А скоро вступит в силу закон, позволяющий останавливать предприятие на 90 дней. Все прекрасно понимают, что такая остановка легко сможет угробить даже процветающую организацию. Поэтому я, пользуясь моментом и тем, что здесь сейчас собрались почти все заинтересованные чиновники, хочу попросить, чтобы они обратили внимание на экономическую составляющую.
Алла Албегова:
- Министерство природных ресурсов серьезно занимается пересмотром нормативной базы, федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды. И раз президент заявил, что система качества управления охраны окружающей среды абсолютно неэффективна и не удовлетворяет требованиям времени, планируется серьезный пересмотр этой системы управления. В частности, будет введена внушительная ответственность предприятий за нарушение установленных нормативов. Причем, нормативов, устанавливаемых исходя из наилучших достижений технологий, которые могут быть приняты на современном этапе. Предприятиям будет дан какой-то период, так сказать, для «разгона». Лет 5, думаю... В течение этого времени они должны подготовиться и провести модернизацию своих технологий, а после «часа х» начнется отсчет времени, когда предприятия, которые не перестроились, будут вынуждены платить огромные штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому я призываю всех присутствующих услышать это.
Александр Иванов:
- Да мы за 20 лет модернизацию промышленности так и не провели, а вы говорите – 5 лет! Как можно с технологиями 30-х годов прошлого века эффективно очищать стоки? Все ужесточения приведут только к тому, что предприятия будут прятать отходы. Как сегодня, когда мусор вывозят куда попало.
Роман Лобанов:
- Добавлю, что «Кировские коммунальные системы» являются предприятием ЖКХ, и мы, наверное, одни из первых, кто почувствовал на себе изменения экологического законодательства. Что сегодня происходит у нас, на территории города Кирова? «ККС» осуществляет сбор и очистку сточных вод. Дело в том, что большинство очистных сооружений, которые были построены 30-40 лет назад, не предназначены для очистки промышленных сточных вод. Проектировщики этого не предполагали. Однако город эволюционировал, промышленность развивалась, и сточные воды предприятий были заведены в систему городской канализации. Туда же попадают и коммунальные сточные воды, и еще ряд каких-то непонятных элементов. Мы частично приняли на себя функцию очистных промышленных сооружений, хотя не обладаем достаточной для этого компетенцией, а наши очистные, повторюсь, для этого не предназначены.
На землю
Александр Иванов:
- А теперь давайте спустимся с небес на землю. Вот здесь все говорят: «нормативы», «водопотребление», «канализация»... А кто и что понимает в этих нормативах? Или пишут о том, что предприятие является экологически опасным объектом. Надо разобраться и провести с предприятиями работу, что они конкретно сбрасывают, а вот после этого уже что-то предпринимать. Этот закон очень легко превратить еще в один повод торможения промышленности. Ну какие они могут построить очистные сооружения? Надо как-то по-другому вопрос решать. Если невозможно очистить, значит, стоит подумать о новых полигонах, либо решать вопрос утилизации на самих предприятиях. В действительности, на сегодняшний день нет даже эффективных очисток от загрязнений бытового сектора. Я был в Германии на кожевенном предприятии, где стоят всевозможные очистные сооружения. У меня как раз стоял вопрос - покупать нечто подобное или нет. Поговорив с владельцем этого предприятия, убедился, что до конца подобные промышленные стоки ни за что не очистить. И это даже в Германии.
Роман Лобанов:
- Давайте тогда разграничим хотя бы зону ответственности. На сегодняшний день существует определенный парадокс: на нас, как на организацию ЖКХ, которая существует на тарифы по водоснабжению и водоотведению, предъявляются требования с точки зрения сточных вод строже, чем мы можем требовать с наших контрагентов, которые производят сброс этих самых сточных вод. Это является для нас серьезной проблемой. Для того чтобы модернизировать городские очистные сооружения до надлежащего качества, с учетом промышленности, населения и перевода реки в районе города из коммунально-бытового в рыбохозяйственный объект, требуется порядка 1 млрд рублей. Мы запрашивали цены на проектирование очистных сооружений. Стоимость составила от 20 до 50 млн рублей - только за проект. Это сравнимо с нашим годовым ремонтным фондом.
Александр Иванов:
- Допустим, мы вложимся в очистные сооружения города. Но будет ли смысл? Сегодня рыночная экономика и население использует огромное количество бытовых химических элементов, уверен, многие из присутствующих даже не знают их состава. Для информации: Россия использует только для стирки 1 млн тонн стиральных порошков в год. Откройте энциклопедию и посмотрите, из чего они состоят. Одним из основных средств загрязнения поверхности земли и воды являются именно моющие средства. Если посчитать вообще все сбросы населения, то сбросы промышленности будут казаться невинным проступком по своим последствиям. Поэтому реализовывать новые законопроекты надо комплексно: нужны и новые полигоны бытовых отходов, и ртутьсодержащие контейнеры. Все должно быть продумано. У нас и так уже много законов, которые делают промышленность абсолютно нерентабельной. Посмотрите, где нормальные производства? Едешь по городу - одни торговые центры, офисы, магазины, и прочее, не связаное с промышленностью. Их в Кирове столько, сколько раньше на весь Советский союз было. Это о чем говорит? О том, что промышленность никому не нужна.
Роман Лобанов:
- Вы и нас поймите: на те платежи за негативное влияние, которые нам поступают, невозможно провести модернизацию. Да, сегодня возможно зачесть модернизационные попытки в счет платы за негативное влияние на окружающую среду, такие федеральные законы есть. Нет только подзаконных актов, которые бы этот механизм пошагово регламентировали. Это возможно провести только в судебном порядке. Но это же неправильно, механизм должен быть модернизирован и введен в нормальный рабочий режим. Те промышленные стоки, которые попадают в очистные сооружения наносят не только вред окружающей среде, они наносят вред самой системе городской канализации. Если закон о разделении ответственности заработает, то это позволит снизить затраты на реконструкцию очистных сооружений в разы. Можно говорить уже о 300-500 млн рублей, а не миллиарде. Нам необходимо с предприятиями занять какую-то единую позицию и понять, что мы и как мы делаем. Либо идем по пути, где каждый загрязнитель делает свои очистные сооружения, либо мы модернизируем единые очистные сооружения совместными усилиями. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Даже по простым предварительным расчетам можно сделать вывод, что установка 10 очистных локальных станций может стоить дороже, чем одно большое.
Исходить из того, что есть
Александр Иванов:
- Кстати, на днях я сравнил экологические нормативы Кирова и Москвы. По некоторым видам они у нас жестче, чем, к примеру, в Москве. С одной стороны, мы хотим, чтобы промышленность содержала армию, социальные институты, а с другой - что захотят в Госдуме, то и творят. Да, Европа решила этот вопрос по-другому, она все «грязные» производства выкинула за свои границы, но что мы сейчас видим? Европа оказалась, откровенно говоря, в яме, и чем все закончится, никто не знает. Здесь просто надо понимать, если мы хотим цивилизации и ездить на «Мерседесах», то должны за это платить. Наилучший выход - это использование подземных вод. По крайней мере, это лучше, чем строить гигантские очистные сооружения за миллиарды, эффективность которых еще не известна.
Сергей Едигарев:
- Я поддерживаю ваше мнение и хочу немного добавить к вышесказанному. Первая половина природоохранного закона очень красивая и читаемая - о том, что «Водоканал» обеспечивает питьевой водой население и т.д. и т.п., но вот вторая часть с нашей точки зрения абсолютно не читаема, когда не определены конкретные нормативы. Что такое «многократное грубое нарушение»? Это два раза или пять раз? Потом, «грубое нарушение» - это что? Превышение на 10% или 200%? Новый законопроект, о котором сейчас говорит власть, может стать еще одним поводом изымать деньги с производителя какой-либо продукции. Предлагаю собрать инициативную группу руководителей промышленных предприятий и обсудить конкретные поправки и механизмы нормативно-правового акта.
Валерий Смирнов:
- Согласен с тем, что есть закон, и его надо выполнять. Но у нас уже столько законов, что их все невозможно выполнять в полной мере. У власти должно быть понимание проблемы: закрытие предприятий тоже ни к чему хорошему не приведет, особенно в таком дотационном регионе, как Кировская область. К тому же, хочу отметить, что наши экологические проблемы не идут ни в какое сравнение с более промышленно развитыми соседями по ПФО и Уралу. Мне, как руководителю, надзорные органы часто задают вопрос: где мы будем отдыхать и купать своих детей, если вы все загадили? Извините, но я живу здесь же. И вопрос экологии меня волнует не меньше. В условиях дефицита денег вопрос можно решить через привлечение инвесторов и механизм частно-государственного партнерства, как, например, это сделали с дорогами. Мне кажется, это была бы весьма здравая мысль. В конце концов, давайте исходить из того, что мы имеем.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru