Юрий Бармин

19.09.2011 11:35:00 5235 0

Быть судьей

Быть судьей - это значит всегда находиться между двух огней: закона и общественного мнения. При этом, работу судьи вполне можно сравнить с работой политика: иногда приходится выносить непопулярные у общественности, но соответствующие духу закона приговоры, а также нередко выслушивать обвинения в предвзятости. Впрочем, «БН» встретился с председателем Кировского областного суда Юрием Барминым не только для того, чтобы обсудить это сходство, но и понять, насколько сегодняшняя судебная система нуждается в реформировании.

Можно и гордиться

Юрий Васильевич, во-первых, разрешите вас поздравить с переездом. Областной суд ютился в старом здании, в котором приговоры выносились еще в XIX веке. Наконец, вы переехали в новое просторное здание, настоящий дворец правосудия. Недоделок не обнаружили? Строители торопились...
- И правда, сроки строительства оказались достаточно оперативными: первый камень заложили в августе 2006 года, а в декабре 2010 года здание уже было сдано. До этого мы, как вы, возможно, помните, работали в здании на Дрелевского, в котором еще с 1 июля 1874 года располагался Вятский окружной суд. Площадь помещения составляла всего 2595 квадратных метров... этого для нас было слишком мало. Мы даже были не в состоянии расширить штат до необходимого. Для помощников и вовсе пришлось оборудовать кабинеты в полуподвальных помещениях. Поэтому было принято решение о строительстве.

Хочу отметить, что здесь огромная заслуга председателя Совета судей Кировской области Людмилы Ивановой, которая и начинала всю работу по этому зданию и курировала проект.  Ну, и собственно, 1 июля 2011 года мы его открыли - приурочили к 137-летию создания вятской судебной системы. Площадь нового здания составляет около 13 тыс. квадратных метров. Сейчас мы уже приняли полностью состав аппарата, более 170 человек.

Конечно, недоделки были, куда без них? Но, тем не менее, мы благодарны генеральному подрядчику за то, что они построили такое комфортное здание, которым кировчане могут гордиться.

Гордиться только за его внешний вид?..
- Не только. Всю мебель и отделку производили кировские фирмы, и проект здания был разработан кировчанином. После интервью я вас обязательно проведу и покажу то, что мы имеем...

Отлично. А то налогоплательщики диву даются - какое же роскошное вам досталось здание...
- Все хотят получать услуги по самому высокому уровню, но при этом не забывают «считать» деньги налогоплательщиков. Здание построено для удобства граждан в первую очередь. Именно они посещают здание суда. Сами подумайте, в старом здании мы, президиум из 6 человек, работали на 16 квадратных метрах. А сейчас у нас 12 залов судебных заседаний. Просторных залов, заметьте. Раздевалка для граждан, удобные кресла, туалеты на каждом этаже, столовая. В общем, инфраструктура отвечает самым высоким требованиям.

Предлагаю поговорить о сокращении районных судов. Насколько я понимаю, речь идет не об упразднении судов. Внешне это будет выглядеть так, что на них  просто сменят вывески. То есть, к примеру,  на бывшем Опаринском суде теперь висит табличка «Опаринское постоянное присутствие Мурашинского районного суда».  В чем смысл такой непонятной для граждан реорганизации?
- Здесь все очень просто. Это, действительно, упразднение районных судов. На основании федерального закона со 2 июля 2011 года мы упразднили 18 судов в районах Кировской области. Почему? Потому что есть 30 статья в УПК России, где предусматривается, что обвиняемый может заявить ходатайство о том, чтобы его дело рассматривали коллегиально, то есть тремя профессиональными судьями. У нас же в 18 районных судах численность судей составляла 1-2 человека. Поэтому нам приходилось менять подсудность: согласно Конституции и закону «О судах общей юрисдикции»  установлен принцип, что никто не может быть лишен права на рассмотрение дела тем судом и тем судьей, которому это дело подсудно. Рассматриваемые дела приходилось направлять в другие суды... Разве это удобно?

Наверное, не очень удобно...
- В том-то и дело. Кататься туда-сюда... это время и деньги. Так что не только поменяли вывески - мы оптимизировали штат, укрупнили суды. Теперь и гражданам легче, и нам проще работать в соответствии с законом. Более того, перераспределилась нагрузка, что, на мой взгляд, большой «плюс» для качества нашей работы.

По вашему мнению, сегодняшнего количества судей достаточно для эффективной работы судебной системы региона? Арбитраж, например, жалуется на большую нагрузку...
- У нас нагрузка тоже немаленькая. Если обратиться к судебной статистке за 2008-2010 годы, то можно увидеть, что нагрузка на судей увеличилась на 32%, а общее количество рассмотренных дел - аж на 40%. Возросла нагрузка у мировых судей, по отдельным судебным участкам доходит до 700 дел в месяц. Это, поверьте мне, очень много. Однако Президентом  РФ установлено, что в Кировской области должно быть 80 мировых судей. Больше нельзя... С другой стороны, я присутствовал на последнем Совете судей России, где ребром был поставлен вопрос о возможном увеличении судейского штата.

То есть, Президент России судейскому сообществу не указ?
- Не в этом дело. С 1 января 2012 года вводится апелляционная инстанция по гражданским делам, а с 2013 года апелляция вводится и по уголовным делам. Но пока никакой конкретики об увеличении нет... Поэтому нам приходится справляться тем, что мы имеем. Подтверждаю фактами: у нас за озвученный двухлетний период дел, рассматриваемых с нарушением сроков, сократилось на 33%. Получается, даже этим составом мы работаем на неплохом, как мне кажется, уровне.

Эксперты отмечают рост обращений граждан в суды всех инстанций. В Кировской области, насколько я понимаю, тенденция точно такая же. Чем она вызвана?
- Это, действительно, тенденция общероссийская. Я думаю, граждане поняли, что лучше решать спорные моменты цивилизованным путем, то есть, обращаться в суды, чем устраивать разборки «а-ля 90-е». Правда, мне также кажется, что часть обращений спокойно можно решать в досудебном порядке. Сейчас, к счастью, принят закон «О медиации». Посмотрим, насколько он разгрузит судей.

Замечу, что возрастает количество «мелких» дел, касающихся частного обвинения, которые, к тому же, невероятно сложно рассматривать. Например, побои - это бытовые ссоры (семейные или соседские). Бывает так, что подадут заявление, а потом сами же не являются на суд. Для мировых судей принять к рассмотрению каждое заявление - это работа.


- Только в сфере кредитования граждан и нарушения договоров с финансовыми учреждениями. Когда начался кризис, многие граждане не могли вернуть кредиты.  Причем, до апреля-мая 2011 года эти дела еще активно рассматривались. Например, в 2010 году мы рассмотрели 7023 подобных исков финансово-кредитных учреждений, из них удовлетворили 6215, при этом взыскали 79,7 млн рублей. Но, правда, это не только невыплата кредитов, но и другие финансовые договоры.

Так называемые социальные дела, которые судам приходится рассматривать (задержка выплаты заработной платы, незаконное увольнение), насколько эта составляющая объемная?
- Совсем не объемная, как может показаться на первый взгляд. Таких дел в 2010 году было рассмотрено немногим более 15 тысяч. Вроде немало, но от общего количества рассмотренных дел это составляет всего 7%. Работодатели в Кировской области относительно законопослушны. Что касается конкретно восстановлений на работе, то подобных дел мы рассмотрели всего 266, меньше 0,1%.

Не оспоришь

А как дела обстоят с уровнем профессионализма? Часто ли бывают нарекания на работу ваших коллег?
- Уровень профессионализма достаточно высок. Причем, это не из рубрики «доволен - не доволен», а подтверждается фактами. В 2010 году качество рассмотрения уголовных дел от общего количества составило 96%, по гражданским делам - 99%.

Что вы подразумеваете под словами «качество рассмотрения»?
- Качество рассмотрения - это когда приговоры дел не отменялись и не изменялись вышестоящими инстанциями. Плюс полное отсутствие претензий к кировским судьям со стороны судей Верховного Суда РФ - что к районным судьям, что к областному суду.

Партия «Правое дело», которую недавно возглавил один из самых успешных российских предпринимателей - Михаил Прохоров, опубликовала свой довольно скандальный манифест. Несколько предложений, высказываемых партией, касаются непосредственно изменений судебно-правовой системы страны. Я более, чем уверена, что вы его видели. Как вы считаете, насколько данные предложения жизнеспособны, а главное, необходимы в стране?
- Я понимаю, что вам очень интересно мое мнение, но вот что я скажу: вы внимательно читали закон «О статусе судей»? Я просто процитирую один из пунктов: «Судья не вправе принадлежать к политическим партиям, принимать участие в их политических акциях, и иной политической деятельности». Мы руководствуемся Конституцией России и законом «О судоустройстве», «О мировых судьях», «О судах общей юрисдикции» и т.д., где написаны все полномочия судей и порядок их назначения. Право Прохорова предлагать то, что он считает нужным, а вот комментировать я это никак не могу: ни как председатель областного суда, ни как частное лицо. Мы работаем на основании закона: изменят закон, тогда - пожалуйста. Сейчас все судьи назначаются Президентом РФ либо законодательными органами, и я не считаю, что это плохо.  А насчет того, насколько предложения Прохорова жизнеспособны... вот когда они воплотятся в закон или хотя бы законопроект, тогда и посмотрим.

А указания «сверху» по «социально значимым делам» в Кирове имеют место быть? Говорят об этом очень много.
- А что такое социально значимые дела? У нас все дела социально значимые. За каждым делом стоит либо человек, гражданин, либо организация.

 Дела, получившие общественный резонанс.
- Пример?

Пожалуйста - Дело Фарафонова.
- Его рассмотрели, причем не с первого раза. Вначале было принято решение не отправлять его в воспитательное учреждение закрытого типа. Однако после этого поступил протест прокурора. Отмечу, что жалобы на постановления районных судов дел данной категории рассматриваю только я, председатель областного суда. Когда я подробно изучил дело, то обратил внимание на то, что не все обстоятельства в нем учтены, поэтому отменил постановление и отправил на повторное рассмотрение в этот же районный суд. После чего его рассматривал уже заместитель председателя районного суда, который учел все обстоятельства и факты, и в итоге направил подсудимого в учреждение закрытого типа.  Дальше была жалоба от его законного представителя, то есть, матери, однако я пришел к выводу, что постановление вынесено законно, и оставил его в силе.

Но все-таки, возвращаясь к давлению, вы за свою карьеру судьи что-то подобное испытывали?
- Нет.

А с негативным общественным мнением сталкивались? Ведь вы, наверняка, читаете прессу, видите, как иногда освещаются те или иные громкие дела...
- Да, прессу читаю, однако считаю, что она относится к нам достаточно лояльно, видит, что мы работаем на высоком уровне. Какое может быть давление? Все решения принимаются на основании закона. Я помню, было дело, когда на одного из глав администраций возбудили уголовное дело, но его впоследствии оправдали. Думаю, вы догадываетесь, о ком я. Общественность тогда стояла с плакатами около областного суда. Но мы-то изучили обстоятельства и оставили в силе оправдательный приговор. Поэтому давление я не испытывал никогда, да и бесполезно его испытывать.

Но, тем не менее, вам не тяжело выносить решения, зная, что они будут непопулярны у общественности? Вас, возможно, обвинят в предвзятости, в коррупции…
- Если судье не доверяют – пожалуйста, есть закон об отводе судьи. Только это бывает весьма редко, и в  основном в районах области, где люди друг друга неплохо знают. При мне в президиуме областного суда ни одному судье не дали отвода. Говорить за спиной, может, и говорят, но по факту – доверие на лицо.

Последнее дело – гибель Алисы Суворовой. Но в этом случае давление шло, скорее, не со стороны общественности, а со стороны СМИ. Пресса явно сопереживала водителю троллейбуса. Несмотря на все эти сопереживания и «давления», судья вынес справедливый приговор, даже обжалование не помогло пойти против закона. С другой стороны, существует инстанционность, приговор можно обжаловать и дальше, если, конечно, у подсудимой стороны есть такое желание.

Только этап

Вам не кажется, что в связи с различными громкими делами сегодняшняя судебная система России себя дискредитировала и нуждается в реформировании?
- А что это за громкие дела? В чем судебная система себя дискредитировала?

Дело Ходорковского, ДТП на Ленинском проспекте в Москве…
- Я не могу комментировать дело Ходорковского. Почему? Потому что сейчас обжалуют очередное решение судьи в Верховном и Московском суде. Это, во-первых. Во-вторых, я не могу комментировать дело, которое рассматривалось вообще не у нас. Вот вы говорите о реформировании... Да реформа уже практически закончилась. За многие годы создан безупречный суд присяжных, сформирован Судебный Департамент, упорядочилось и изменилось законодательство; причем коснулись изменения самого основного: административного, уголовного и гражданского. Более того, я уверен, что судебная система России не только не дискредитировала себя, но и работает с полной отдачей.

Тем не менее, скандалы вокруг судебного корпуса все-таки гремят, несмотря на то, что репутация для судьи – это все. Взять тот же случай с помощницей судьи Данилкина Васильевой…
- Да, репутация это, действительно, - все. Но, во-первых, почему обвиняемые не должны подавать жалобы или обращаться через прессу, если их лишили свободы? Тем более, когда речь идет о людях, которые занимали высокие посты. Что касается обращения к СМИ Васильевой, да, я это помню. По этому поводу у меня было некое возмущение: такое поведение помощника судьи ни в какие рамки не лезет. Ее опровергал председатель Московского городского суда, почему же ему не доверяют? Почему самому судье не доверяют? Я не знаю, может, у нее какая-то заинтересованность была... Запомните, судьи всегда пишут приговоры сами. Иногда в дело включается помощник, но чтобы приговор отдавать для написания в другой вышестоящий суд - такого не было и никогда не будет. Представьте в Кирове такое: судья не может написать приговор и отдает его в областной суд, чтобы за него все сделали. Да он на своем месте работать больше не будет!

Немного разные ситуации, здесь нельзя сравнивать.
- Я понимаю, о чем вы говорите. Якобы «громкое дело». Но, тем не менее, это ничего не меняет.

Судьи обязаны отчитываться о своих доходах. Вас не нервирует тот факт, что пресса пишет о ваших доходах, причем, зачастую в недоброжелательном тоне?
- Меня нисколько не нервирует этот факт. Мы не скрываем своих доходов, при этом, повторюсь, не видел в СМИ конкретно недоброжелательных откликов, хотя всю прессу ежедневно прочитываю.

Как вы думаете, почему за 20 лет (условно скажем) капитализма в России, отношение к состоятельным и обеспеченным гражданам у нас так и не поменялось с негативного на позитивный?
- Какой ответ вы хотите от меня услышать? Мой отец всегда говорил, что мы боролись за то, чтобы не было бедных, а не за то, чтобы ущемлять богатых. Собственно, это все, что могу сказать по этому вопросу.

Насколько я знаю, у вас уже совсем скоро истекает 6-летний срок полномочий. Есть, чем гордиться?
- Да, действительно, это так: срок полномочий у меня заканчивается в следующем году, в августе. Но это ведь всего лишь один из 6-летних периодов, в целом в должности судьи я уже почти 21 год. Я опять же благодарен Людмиле Ивановой, она заметила меня и пригласила судьей в Ленинский суд. Затем, когда ее назначали заместителем председателя областного суда по гражданским делам, она рекомендовала меня председателем Ленинского районного суда. Везде есть, чем гордиться: там мы тоже переезжали в новое здание, его ремонтировали, подбирали кадры. Сюда я сначала пришел заместителем председателя, потом уже председателем. Я считаю, что много всего сделано. Не то, чтобы чем-то особо горжусь, но приятно заниматься своей деятельностью, когда работа делается качественно, поставленные цели достигаются. Но в этом не только моя заслуга, но и всего коллектива Кировского областного суда.

Досье:

Юрий Васильевич Бармин, председатель областного суда Кировской области.

Образование: Всесоюзный юридический заочный институт, 1990 год

Семейное положение: женат, двое сыновей.
Хобби: рыбалка, отдых на даче
Любимое кино: «Полосатый рейс», советский кинематограф
Любимая книга: по натуральной медицине
Любимая музыка: Юрий Антонов
Девиз: Делать все основательно и до конца.

Беседовала
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений