О вятском искусстве подискутировали секретарь областной Общественной палаты Тахир Мамедов и уполномоченный по правам ребенка региона Владимир Шабардин.

Вычисляем идентичность

26.09.2011 00:30:00 1291 0

Вроде бы и ничего особенно нового и не настолько глобальная случилась выставка, но интерес у публики вызвала. В конце прошлой недели в Киров приехали московские гости подискутировать на тему культуры и помочь определить вятскую идентичность через вятское же искусство. 

Вроде бы и ничего особенно нового и не настолько глобальная случилась выставка, но интерес у публики вызвала. В конце прошлой недели в Киров приехали московские гости подискутировать на тему культуры и помочь определить вятскую идентичность через вятское же искусство.  

Под девизом «Человек есть мера всех вещей» (древнегреческий философ Протагор) кировские искусствоведы нашли в фондах музея тот иллюстративный ряд, который представил образ нашего земляка в разные эпохи: начиная с  XVIII века и заканчивая современностью. Курировал проект московский историк и теоретик искусства Евгений Барабанов. По его словам, хотелось бы собрать воедино все вятское искусство, чтобы каждый в нем нашел себя, определил свою сопричастность к великому, обозначил свою вятскую идентичность. А потом эти работы можно и в Москву вывезти.

Получилось в духе современного времени: контрастно, разнообразно и, казалось бы, несовместимо. В «начале были» иконы - то искусство, которое сохранилось у нас на Вятке с XVIII века. Одно из самых главных мест занял на выставке период конца XIX - начала XX веков. Там и Виктор Васнецов с портретом Христа, и автопортрет Дмитрия Чарушина и уже более близкая к импрессионизму «Девочка, надевающая туфлю» Михаила Демидова. В эту же серию удачно вписался фоторяд известного вятского художника Сергея Лобовикова: его патриотичные «Мать», «Бродячая Русь», «Вести с войны» навевают ностальгию по былым временам. Все же фотография, как искусство, более жива и близка к реальности, чем картина. Совсем иным рядом с этими работами выглядит современное искусство, официально появившееся у нас совсем недавно (вместе с открытием «Галереи прогресса» весной этого года). Поэтому и висит оно на противоположной стене. Выныривающие из моря отштампованные тела людей, яркая путаница линий, похожая на паутину, но называющаяся «Последний вечер в Бомбее» или выглядывающие из-под черного плаща узкоглазые человечки - все это вятская современная живопись.

- И она очень индивидуальна и даже уникальна, - сказал в беседе с журналистом «Бизнес Новостей» Евгений Барабанов. - Вы, вятские люди, на первый взгляд, казалось бы, закрыты и замкнуты, но при этом в вас кипит какая-то своя мысль, свое мнение, и в нем есть порой даже что-то космическое. Об этом говорят и эти полотна. Они не сравнимы с московскими. Современное московское искусство совершенно конформистское, оно создается исключительно на продажу. А здесь, у вас, хорошая среда для творчества. Не хватает только платформы для дискуссий, нет того поля, с помощью которого можно было бы четко выразить вятский культурный контекст.

Именно такую площадку, по мнению Евгения Викторовича, нам и надо создавать в ближайшее время, потому что именно культурная идентичность (и никакая другая) играет важную роль в строительстве и региональной политики и региональной экономики. И самое главное, для того, чтобы ее осознать и создать, не надо никаких денег. Нужно только самоорганизоваться. Но когда начнет исправляться эта наша, можно сказать, уже третья беда, так называемый патернализм?

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте