Вычисляем идентичность
Вроде бы и ничего особенно нового и не настолько глобальная случилась выставка, но интерес у публики вызвала. В конце прошлой недели в Киров приехали московские гости подискутировать на тему культуры и помочь определить вятскую идентичность через вятское же искусство.
Вроде бы и ничего особенно нового и не настолько глобальная случилась выставка, но интерес у публики вызвала. В конце прошлой недели в Киров приехали московские гости подискутировать на тему культуры и помочь определить вятскую идентичность через вятское же искусство.
Под девизом «Человек есть мера всех вещей» (древнегреческий философ Протагор) кировские искусствоведы нашли в фондах музея тот иллюстративный ряд, который представил образ нашего земляка в разные эпохи: начиная с XVIII века и заканчивая современностью. Курировал проект московский историк и теоретик искусства Евгений Барабанов. По его словам, хотелось бы собрать воедино все вятское искусство, чтобы каждый в нем нашел себя, определил свою сопричастность к великому, обозначил свою вятскую идентичность. А потом эти работы можно и в Москву вывезти.
Получилось в духе современного времени: контрастно, разнообразно и, казалось бы, несовместимо. В «начале были» иконы - то искусство, которое сохранилось у нас на Вятке с XVIII века. Одно из самых главных мест занял на выставке период конца XIX - начала XX веков. Там и Виктор Васнецов с портретом Христа, и автопортрет Дмитрия Чарушина и уже более близкая к импрессионизму «Девочка, надевающая туфлю» Михаила Демидова. В эту же серию удачно вписался фоторяд известного вятского художника Сергея Лобовикова: его патриотичные «Мать», «Бродячая Русь», «Вести с войны» навевают ностальгию по былым временам. Все же фотография, как искусство, более жива и близка к реальности, чем картина. Совсем иным рядом с этими работами выглядит современное искусство, официально появившееся у нас совсем недавно (вместе с открытием «Галереи прогресса» весной этого года). Поэтому и висит оно на противоположной стене. Выныривающие из моря отштампованные тела людей, яркая путаница линий, похожая на паутину, но называющаяся «Последний вечер в Бомбее» или выглядывающие из-под черного плаща узкоглазые человечки - все это вятская современная живопись.
- И она очень индивидуальна и даже уникальна, - сказал в беседе с журналистом «Бизнес Новостей» Евгений Барабанов. - Вы, вятские люди, на первый взгляд, казалось бы, закрыты и замкнуты, но при этом в вас кипит какая-то своя мысль, свое мнение, и в нем есть порой даже что-то космическое. Об этом говорят и эти полотна. Они не сравнимы с московскими. Современное московское искусство совершенно конформистское, оно создается исключительно на продажу. А здесь, у вас, хорошая среда для творчества. Не хватает только платформы для дискуссий, нет того поля, с помощью которого можно было бы четко выразить вятский культурный контекст.
Именно такую площадку, по мнению Евгения Викторовича, нам и надо создавать в ближайшее время, потому что именно культурная идентичность (и никакая другая) играет важную роль в строительстве и региональной политики и региональной экономики. И самое главное, для того, чтобы ее осознать и создать, не надо никаких денег. Нужно только самоорганизоваться. Но когда начнет исправляться эта наша, можно сказать, уже третья беда, так называемый патернализм?