Почему бессмысленно сравнивать 1917-й и 2017-й

Яков Миркин
Экономист

1) В 1917 году шла мировая война. В ней погибло уже несколько миллионов россиян. Война обрыдла «низам». 2017 г. — военные действия затрагивают не миллионы, а сотни семей.
 
2) В Петербурге в конце 1916 г. был кризис продовольствия. Хлеба нет. Холод и глад для низших классов. Есть нечего. Значит — выход на улицы. Даже Февральская — была революцией голодных. 2017 г. — все более—менее сыты. ВВП на душу населения в $8 -10 тыс. (пусть средняя температура по больнице) позволяет жить более-менее спокойно.
 
3) В 1917 г. — власти недееспособны, голову в песок (февраль, октябрь). 2017 г. — власти постоянно настороже.
 
Сегодня конкурирующие с властями идеологии и силы очень слабы. Национализм? Он — умеренный, подменен «антизападничеством». Борьба конфессий, грозящая целостности страны? Ее нет. Конфликт левых, правых, синих, красных, серо-буро-малиновых? Пока все более-менее сыты — он подавлен.
 
4) Риски, тем не менее, накапливаются в долгосрочной перспективе. Будет накапливаться и внешнее давление. Модель общества, экономики неэффективна, обречена на технологическое отставание, вымывание лучших мозгов и капитала.
 
5) Но время есть. Мы, как страна, система, экономика — вязки, инерционны. Любая политика может изменяться — долго, годами, в порядке эволюции, если только власти не сделают (случайно, негативный отбор) ошибок, которые резко «вышибают пробки» и выводят страну, как большую систему, за пределы жизнеспособности и управляемости — в голод, холод, потери населения, в катастрофы (1916 — 1917, конец 1980-х- начало 1990-х).
 
На длинных временных горизонтах есть риски негативного отбора, которые когда-то приведут к разлому.
 
Но здесь же и «форточка возможностей», которая пока остается, надежда на эволюцию, пусть очень сложную — к свободно дышащему обществу, цель которого — качество и продолжительность жизни, рост доходов и имущества семей.
 
6) Риски внешнеполитических катастроф — они есть. Это тоже поле для длительных изменений.
 
Или ошибки, накапливающиеся риски, негативный отбор, жизнь страны на пределе сил, которые могут привести к новым испытаниям.
 
Или мучительная интеграция, эволюция, которой все равно не избежать.
 
7) В том, какой будет эволюция, ключевую роль будет играть идеология. Изменение идеологии, владеющей нашими мозгами. Какое? Стоит повториться — качество и продолжительность жизни, рост доходов и имущества семей, прежде всего среднего класса, как основа сильного и открытого общества и государства. Рационализм. Способность к изменениям, новым идеям, инновациям, как свойство любых уровней иерархий.
 
Не на словах — в ежедневных делах.
 


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

В политику — из бизнеса
В политику — из бизнеса

Как власть привлекает инвесторов и зачем к нам приедет Александр Браверман, в интервью «БН» рассказала и. о. зампредседателя правительства Ольга Куземская.

  944  10

Ремонт на удачу

Скоро почти вдвое должно сократиться число автосервисов. Пока же они только множатся, а некоторые признаются: 30% их прибыли  — за счет элементарного обмана клиентов.

  486

Город без солнца

Примерно 1,5 месяца в году в этом городе светит солнце. Все остальное время Лима, столица Перу, окутана туманом. Это ее своеобразная визитная карточка.

  380

Александр Поветкин: «Поставил цель — и иди к ней»

Киров посетили известные спортсмены: Александр Поветкин и Андрей Семенов. О чем говорил Александр Поветкин на Вятской земле — в подборке «БН».

  404

Джаз на ступенях

В Кирове организаторы фестиваля «Джаз-Вятка» превратили ступени ресторана GAUDI в сцену, а парковку — в зрительный зал.

  345


Василий Сураев: «Готов стать главой города»

Гендиректора «Кировского молочного комбината» и депутата Заксобрания Василия Сураева представлять не надо. Его многие знают как человека, который руководит по-хозяйски, думает на перспективу, говорит прямо и по делу.

  327

Tele2 ищет новых героев для рекламы

Tele2 запустила новый конкурс «Мои другие правила». Клиенты оператора могут стать героями очередной рекламной кампании и увидеть свои изображения на билбордах, а также в салонах связи Tele2.

  245