Почему бессмысленно сравнивать 1917-й и 2017-й

Яков Миркин
Экономист

1) В 1917 году шла мировая война. В ней погибло уже несколько миллионов россиян. Война обрыдла «низам». 2017 г. — военные действия затрагивают не миллионы, а сотни семей.
 
2) В Петербурге в конце 1916 г. был кризис продовольствия. Хлеба нет. Холод и глад для низших классов. Есть нечего. Значит — выход на улицы. Даже Февральская — была революцией голодных. 2017 г. — все более—менее сыты. ВВП на душу населения в $8 -10 тыс. (пусть средняя температура по больнице) позволяет жить более-менее спокойно.
 
3) В 1917 г. — власти недееспособны, голову в песок (февраль, октябрь). 2017 г. — власти постоянно настороже.
 
Сегодня конкурирующие с властями идеологии и силы очень слабы. Национализм? Он — умеренный, подменен «антизападничеством». Борьба конфессий, грозящая целостности страны? Ее нет. Конфликт левых, правых, синих, красных, серо-буро-малиновых? Пока все более-менее сыты — он подавлен.
 
4) Риски, тем не менее, накапливаются в долгосрочной перспективе. Будет накапливаться и внешнее давление. Модель общества, экономики неэффективна, обречена на технологическое отставание, вымывание лучших мозгов и капитала.
 
5) Но время есть. Мы, как страна, система, экономика — вязки, инерционны. Любая политика может изменяться — долго, годами, в порядке эволюции, если только власти не сделают (случайно, негативный отбор) ошибок, которые резко «вышибают пробки» и выводят страну, как большую систему, за пределы жизнеспособности и управляемости — в голод, холод, потери населения, в катастрофы (1916 — 1917, конец 1980-х- начало 1990-х).
 
На длинных временных горизонтах есть риски негативного отбора, которые когда-то приведут к разлому.
 
Но здесь же и «форточка возможностей», которая пока остается, надежда на эволюцию, пусть очень сложную — к свободно дышащему обществу, цель которого — качество и продолжительность жизни, рост доходов и имущества семей.
 
6) Риски внешнеполитических катастроф — они есть. Это тоже поле для длительных изменений.
 
Или ошибки, накапливающиеся риски, негативный отбор, жизнь страны на пределе сил, которые могут привести к новым испытаниям.
 
Или мучительная интеграция, эволюция, которой все равно не избежать.
 
7) В том, какой будет эволюция, ключевую роль будет играть идеология. Изменение идеологии, владеющей нашими мозгами. Какое? Стоит повториться — качество и продолжительность жизни, рост доходов и имущества семей, прежде всего среднего класса, как основа сильного и открытого общества и государства. Рационализм. Способность к изменениям, новым идеям, инновациям, как свойство любых уровней иерархий.
 
Не на словах — в ежедневных делах.
 


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Ни минуты простоя
Ни минуты простоя

«Просто надо много работать» — именно так Иван Токмаков, создатель и руководитель мебельной фабрики VEROOM (бывшая «Вятка-Найди»), кажется, готов ответить на все вопросы: и о проверках бизнеса, и о кризисе, и о политике импортозамещения.

  1018  9

Утопая в снегу

В этом году зима в Киров пришла строго по календарю, а дорожники все равно оказались к ней не готовы. На прошлой неделе их ругали и в мэрии, и в Общественной палате региона, и в ГИБДД.

  433  3

Край первозданной природы

Часто ли вы слышите фразу «В отпуск планирую слетать на Север»? Для большинства кировчан, которым не хватает тепла и солнца, она кажется странной. Тем не менее наши северные соседи приглашают совершить путешествие в зону экстремальных снегов и открыть для себя Республику Коми.

  401  1

Крупнокалиберные

«Большая картина» — большие гости. В Вятский художественный музей на прошлой неделе приехали представители Российской академии художеств.

  283  1


С красной картой банка «Хлынов» можно купить всё, что захочешь!

В этом на себе убедились участницы шопинг-путешествия каталога «Семья».

  155

Tele2 запустила новую рекламную кампанию с абонентами

Tele2 подводит итоги конкурса «Мои другие правила». Авторы шести фотографий с интересными историями стали новыми героями рекламной кампании Tele2.

  199

Смартфоны Haier в интернет-магазине Tele2 на 10% дешевле

Tele2 сообщает об акции в онлайн-магазине и предлагает популярные модели смартфонов Haier по сниженной стоимости.

  172