О женщине-президенте

Алена Август
Политтехнолог, член комитета по политтехнологиям РАСО

«Дорогие подруги» периодически публично и с надрывом констатируют факт, что женщин в нашей политике крайне мало, особенно на самом высоком уровне, и пора бы уже поменять сложившуюся ситуацию. Поконстатируют-поконстатируют, да и расходятся на разного рода женские форумы или, того хуже, борщи варить.
 
Периодически женская тема вбрасывается и с «самого верха». Вот и сейчас, когда публичная политика накануне выборов не блещет высокой конкурентностью даже в регионах, где играют в «выбери губернатора», а явка не обещает быть заметной, с чьей-то тестовой подачи общество обсуждает вопрос, кто из женщин-политиков рискнет пойти на президентские выборы? Причем и Ксюшу Собчак заочно «подписали» в эту историю, разбавив ряд женщин-политиков.
 
Что происходит? Все по-русски: когда что-то где-то идет не так, женщина спасает ситуацию. Конкретно сейчас – как предмет для «поговорить и развлечься». А потом она отойдет в сторонку – настоящим делом заниматься, как и положено.
Пока все разговоры о женщине-президенте в России – из области женской политической фантастики. К этому не готово ни общество в целом, ни сами женщины, спортсменки и красавицы. Потому что для этого нужно либо во многом «перевернуть» систему, что чревато, либо стараться долго и старательно менять сложившиеся стереотипы.
 
Сейчас ситуация такова, что кандидату Путину никто ни соперник – будь ты женщиной, мужчиной, трансгендером, «тушкой или чучелком», даже самим Бэтменом или женщиной-кошкой.
Хотя женщина-кандидат вполне возможна как участник выборов – этакая перчинка-интриганка, способная оживить процесс и вызвать интерес к теме уже привычно унылых выборов. Собственно, тут будет достаточно самого факта выхода «политика в юбке», а дальше – дело техники. Опасность же возникнет только в том случае, если она сама поверит в серьезность своих намерений. Ведь электорат ВВП – именно женщины, как и вообще бо́льшая часть активно голосующих, активно будящих утром воскресенья своих мужей и приводящих их на участки.
 
Хотя в бизнесе дамы все чаще берут верх и все больше успешных женщин умело сочетают все возможные и невозможные женские роли, добиваясь высот в карьере и бизнесе в соответствии со своими планами и желаниями, при этом не забывая о материнском предназначении.
 
Дело, скорее всего, в том, что в бизнесе деньги являются важным мерилом результативности, и принесет их человек в юбке или брюках – не так важно. В политике же критериев масса и все они сложно тасуются между собой. Кризисные времена делают «женскую силу» все более востребованной, и это объяснимо: там, где мужчина размахивает мечом, женщина умеет найти изящное решение ситуации, при этом четко оценив все возможные последствия. Это не значит, что только такая позиция всегда более выигрышна, но в ситуации длительного стресса, характерной для кризиса, женщины порою действительно более эффективны. Они чаще видят нюансы ситуации, умеют подстраховаться, несомненно, они мастера нематериальной мотивации, которая так ценится сегодня, мастера коммуникаций и отношений. Тем не менее, женщине до сих пор довольно трудно стать руководителем «быстрым путем» — ей, как правило, приходится долго доказывать свои преимущества.
 
Обнародованное не так давно гуру социологии желание значительной части народа видеть на первых позициях в руководстве страны женщину тоже вполне объяснимо: общественное мнение подвержено «волнам» – засилье мужчин у власти порождает желание видеть женщин, которые «все исправят, что мужчины наворотили», «поймут нас», «поддержат». На самом деле… даже эти решения именно сейчас придется принимать мужчинам. А они – идут по стандарту. Детям – мороженое, бабе – цветы.
 
Так что пока женщины работают больше в тылу политики – на низовом уровне депутатами местных советов, в обеспечении работы государственных учреждений, в огромной армии помощников депутатов и руководителей ведомств, заместителями руководителей – теми самыми исполнителями и советчиками, которые и формируют поле действия, тогда как публичная политика – больше поле смыслов.
 


назад


Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Александр Шулятьев: «Голыми руками горячее железо не взять»
Александр Шулятьев: «Голыми руками горячее железо не взять»

Отношение к вопросам охраны труда – показатель уровня развития компании. Серьезные предприятия не закупят для своих сотрудников контрафактную одежду или обувь, у этого рынка свои потребители.

  348

Дорога к инвестициям

Что стоит за рамочными соглашениями Петербургского международного экономического форума? Какие компании готовы перенести производство в наш регион, и когда стоит ждать открытия тех видов бизнеса, которые еще не представлены в Кировской области?

  348  2

Пойдем пешком по Вятке?

Администрация Кирова будет вынуждена принять работу подрядчика из Рязани, ООО «Институт развития транспортных систем», и оплатить разработку стратегических документов.

  324  3

«Вятич» ищет место

После возбуждения уголовного дела в отношении руководителей ООО «ТК «Вятич» завод рассматривает вариант открытия площадки в другом регионе.

  428

«Теневая» инкассация заехала в автосалоны

Среди схем незаконного получения выручки с участием торгово-розничных предприятий одна из самых распространенных связана с участием автосалонов.

  277

Козни египетские

Почему процедура банкротства из инструмента оздоровления превратилась в машину для убийства и что с этим делать.

  216  1


Tele2 настроит бизнесу SMS-рассылки с помощью big data

Мобильный оператор Tele2 предлагает корпоративным клиентам сервис «SMS-Таргет».

  160

Интернет со скоростью 1,6 Гбит/с на смартфоне: МегаФон, Qualcomm и Nokia побили российский рекорд в коммерческой сети LTE

МегаФон при содействии компаний Qualcomm Technologies Inc. (дочерняя компания Qualcomm Incorporated) и Nokia впервые в России зафиксировали скорость 1,6 Гбит/с на смартфоне.

  90