Маркировка дорого обойдется и производителям и потребителям

Петр Шелищ
Председатель Общероссийского союза общественных объединений "Союз потребителей РФ"

Правительству РФ сейчас надо очень внимательно следить за тем, чтобы не нагружать производителя и торговлю дополнительными расходами, которые в итоге через повысившиеся цены придется оплачивать потребителям, тем более, когда эти расходы не оправданы существенной пользой ни для граждан, ни для государства.

Самые крупные такие расходы, ожидающие нас в ближайшее время, это плата за обязательное цифровое маркирование продовольственных товаров.

Маркирование с меховой продукции, потом распространилось на табачные изделия, на обувь - сегменты рынка, с высокой долей нелегальной продукции, поэтому такая мера была поддержана отраслевыми союзами производителей, тем более что затраты на маркировку шуб и сапог в их цене практически не заметны. Но для продуктов питания это совершенно избыточная и не соответствующая закону мера.

Закон разрешает правительству вводить такую меру только в случае угрозы для здоровья и благополучия людей. Но в России пищевые продукты не представляют такой угрозы. По данным Росстата, в нашей стране от пищевых отравлений и инфекций ежегодно умирает не более 2 человек на миллион населения - это во много десятков раз меньше среднемирового показателя. В России есть серьезные проблемы с продуктами, главная - их фальсификация, когда недобросовестные производители “по-тихому” заменяют прежнее сырье более дешевым, экономят на технологии и контроле качества, уменьшают привычный объем или вес упаковки. Это обман потребителей, но для здоровья опасности здесь нет, и цифровая маркировка никак нас от такого обмана не защитит - как и от продуктов, реально опасных для здоровья по микробиологическим или химическим показателям. Цифровая маркировка не в состоянии поставить им заслон или сделать их менее опасными.

Поэтому ни по закону, ни по здравому смыслу нет основания требовать от производителей, чтобы на каждую упаковку йогурта ставили цифровой знак, уплачивая его эмитенту 50 копеек. При средней цене одной товарной единицы в наших чеках 80 рублей и годовом обороте продтоваров 16 трлн руб., российским потребителям эти 50 копеек обойдутся минимум в 100 млрд руб. в год. Но это только “видимая часть айсберга”, намного больше издержки производителей на покупку оборудования, обучение персонала, включение операций по нанесению знаков в технологический процесс. В итоге, по расчетам ВШЭ издержки общества на такую маркировку составят 900 млрд руб., а по расчетам НИФИ Минфина России - даже 1.5 трлн руб. Так что введение обязательного цифрового маркирования пищевых продуктов - решение не только ненужное потребителям, но и чрезвычайно дорогостоящее для них. По данным Росстата, оборот продтоваров в стране в апреле нынешнего года по отношению к прошлому апрелю упал на 9 % - у потребителей не аппетит пропал, а денег все меньше.

Поэтому Союз потребителей Российской Федерации призывает Правительство отказаться от такого решения, не имеющего аналогов ни в одной стране мира - и не из-за отсталости всех других стран, а из-за его неоправданности, чтобы не сказать - вредности.

https://kapital-rus.ru/uznai/news/v_tpp_rf_schitaut_chto_markirovka_dorogo_obojdetsia_i_proizvoditeliam_i_potrebiteliam/


назад


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Павел Строев: "Киров-2035: векторы развития"
Павел Строев: "Киров-2035: векторы развития"

О стратегии социально-экономического развития Кирова до 2035 года "Бизнес новостям" рассказал директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Строев. Именно этот университет является ее разработчиком.

  687  1

0 рублей

господдержки получил целый ряд СМИ Кировской области, несмотря на признание отрасли пострадавшей. Основная причина связана с проблемами ОКВЭДов. Как, впрочем, и у большинства других сфер бизнеса.

  507

Барометр восстановления

23% малых предпринимателей страны не знают, как восстановить свой бизнес. 40% – ориентируются на текущую ситуацию. 32% удалось приспособиться и начать зарабатывать – бизнес потихоньку восстанавливается.

  362


Важно ли, какую воду пьём мы и наши дети?

Мы годами пользуемся фильтрами и кувшинами на кухне. Нравится ли нам эта вода на вкус? И есть ли от неё польза? Давайте разберёмся.

  251

Tele2 приглашает гостей дома по другим правилам в путешествие по России

Tele2 продолжает проект "Дом по другим правилам". Оператор обновил digital-пространство, чтобы познакомить гостей онлайн-дома с интересными людьми – рестораторами, бартендерами, журналистами, лидерами мнений – из разных регионов России.

  257

Работники кировских соцучреждений получили 4 тыс. стимулирующих выплат

Сотрудники домов-интернатов, стационарных и геронтологических отделений Кировской области получают дополнительные выплаты за каждую проведенную в учреждениях смену.

  175

"Ростелеком" расширил линейку решений для кибербезопасности сервисом взаимодействия с ГосСОПКА

"Ростелеком" запустил сервис регистрации и анализа событий Solar MSS ERA (Event Registration and Analysis), ориентированный на выполнение требований №187-ФЗ в части ГосСОПКА и противодействие массовым атакам.

  267