Леонид Сандалов

07.12.2010 10387 0
Это было осознанно

Сандалов Леонид

В лето 2008 года новость о том, что Леонид Сандалов — главный «гаишник» региона - оставляет свой пост, была самой востребованной в мифологии медиапространства. Местная пресса называла несколько причин ухода. Охотникам за информацией удалось выяснить, что Леонид Витальевич перешел на работу в частную структуру - фирму «Мотор». Некоторые отметали все разговоры о «вынужденной отставке», выдвигая версию о том, что Сандалов ушел из ГАИ на «большие заработки», сохраняя при этом самые теплые отношения с руководством УВД. Легко ли бывшему работнику внутренних дел управлять крупным бизнесом, выяснил журналист «Бизнес Новостей».

 

Леонид Витальевич, еще не так давно вас знали как руководителя ГИБДД. Как судьба привела вас на службу?
- В милицию попал, может сказать случайно, в 20 лет, сразу после армии. Раньше была такая практика, когда молодые люди приходили после демобилизации из вооруженных сил, все проходили собеседование с руководителями внутренних дел по месту жительства. Такой разговор состоялся и со мной. Вот так волею судеб попал в милицию. Учитывая, что было водительское удостоверение, предложили работу в ГАИ. С 1978 года стал инспектором ДПС в Нововятском РОВД. Потом окончил Орловскую школу милиции, Киевскую школу милиции. Постепенно шел по ступенькам: старший инспектор ГАИ, начальник районного отделения, заместитель начальника РОВД, начальник РОВД, а последние 12 лет до выхода на пенсию, с 1996 года по 2008 год руководил областным управлением ГИБДД.

Не совсем бывает приятное отношение к сотрудникам ГАИ, насколько оно заслужено?
- Многое зависит от руководителя подразделения, от его психологии, мировоззрения, требований. Что касается Кировской области, когда я возглавлял ГАИ, мы всегда проводили мониторинг общественного мнения. На мой взгляд, большинство населения выражали положительную оценку деятельности наших сотрудников. Когда я работал и инспектором, и руководителем, мы старались людям привить человеческое отношение, то есть дать понять, что мы по одну сторону баррикад, как я обычно говорю: «Не по разные стороны с водителем, а по одну сторону».

Расскажите о причине вашей отставки отставки. В 2008 году газеты выдвигали  разные версии.
- Я покинул пост начальника ГИБДД совершенно добровольно. Мне исполнилось 50 лет - это тот возраст, когда полковники, согласно положению о прохождении службы, уходят на пенсию. В принципе, об этом я за  год уже говорил в УВД, поверьте, никаких подводных камней не было. К тому же, я давно уже хотел пожить для себя, потому что, живя в погонах,  так или иначе себе не принадлежишь. В управлении более тысячи человек, у каждого проблемы, где-то авария, где-то кто-то что-то совершил, а начальник всегда за все в ответе. Уход был осознанным. Наоборот, я даже ждал месяца четыре, пока меня уволят, выполняя обязанности.

От кого было предложение?
- От учредителей компании «Мотор».

«Мотор». Один из крупнейших продавцов автотехники в нашем регионе. До сих пор не всем понятно, кировская это компания или работает под чьей-то «крышей»?
- Компания кировская. Нет никакой «крыши». Я - генеральный директор «Моторавто», одного из структурных подразделений большого холдинга корпорации.
 
Проходя к вам в кабинет, успела заметить, что у вас здесь полный сервис: и турфирма, и салон красоты, и кафе, и даже небольшая детская площадка… Для чего это все?
- В силу специфики обслуживания  клиенты проводят у нас много времени. Часто приезжают семьями и из других регионов. Мы лишь постарались сделать так, чтобы им у нас было максимально комфортно.

Вы пришли работать в компанию в 2008-м. Получается, как раз перед разгаром кризиса. Как пережили трудности, восстановил ли «Мотор» прежние обороты?
- Я пришел в коммерческую сферу в сентябре 2008 года. В первые два месяца, как раз пока втягивался в работу, и начался тот самый кризис. Конечно, было сложно, тем более мне, человеку, не привыкшему вникать в экономические тонкости и проблемы. Но, как бы пафосно это ни звучало, мы выстояли, и сейчас, по сравнению с прошлым годом, продажи возросли. Естественно, до норм 2007 года еще не вышли, но уже радует, что в некоторые месяцы обороты достигают докризисных значений. Единственная проблема в настоящее время - производители не успевают за клиентами. В последние месяцы возникла проблема с логистикой, с автоперевозками - на таможне, складе машины есть, но мы не можем их довезти до потребителя. Хотя в целом, я считаю, процесс продажи автомобилей стабилизировался. Мы стали больше внимания и сил уделять сервисному обслуживанию.

Мягко говоря, вы торгуете не самыми дешевыми марками автомобилей. Неужели благосостояние кировчан за последнее время настолько возросло, что расходится весь товар? Или к вам едут издалека?
- Основная масса покупателей - кировчане. Есть клиенты из Коми, Ямало-Ненецкого округа. К примеру, у них нет официального дилера Peugeot, едут к нам на обслуживание или за автомобилем. Часто становятся клиентами транзитом с севера на юг и обратно.

Более дорогие марки пользуются спросом или подешевле?
- Это зависит от конкретной марки. Если для примера взять Hyundai, то среди них популярностью пользуются более дорогие, но здесь есть проблема - дорогих «корейцев» практически нет в наличии, стоят очереди уже на следующий год. Тоже самое касается и некоторых моделей Mitsubishi. Пока производители немножко затормаживают процесс. Вообще, сложилось так, что производители, опасаясь возврата ко второй волне кризиса, в начале года старались не «ударяться» в перепроизводство, по сути работали с колес. Видимо, боялись снова затавариваться. Но когда процесс пошел (стало понятно где-то в конце лета), оказалось, что машин катастрофически не хватает. Это не только по нашим брендам. И не только в Кирове, но и по всей стране.

Среди ваших брендов есть те, которые участвуют в программе утилизации?
- Утилизация обошла нас немного боком. В программе участвовали сначала автомобили  марки Tagaz и все начиналось очень позитивно, однако основные, пользующиеся особой популярностью модели, в период начала программы временно сняли с производства (сейчас ситуация нормализовалась, а время ушло). Поэтому в рамках программы Утилизации участвовали только автомобили Tiger. Однако продали их совсем немного. С началом второй волны, к программе подключилось Peugeot 308, с дополнительной программой от производителя. Благодаря утилизации скачка роста продаж все равно не произошло.

Не обидно, что другие автомобили не попали под госпрограмму?
- Тут, скорее, обида в том, что за проданные автомобили еще в апреле месяце, нам до сих пор Минпромторг не выплатил компенсацию. А сегодня уже начало ноября. В этом плане государство немного обмануло продавцов. Основной уклон этой программы, что ни для кого ни секрет, сделан на поддержку «АвтоВАЗа». Только мне непонятно, для чего столько льгот для одной компании? Правильно ли это? Судите сами, иностранные автокомпании пришли в Россию со своим капиталом, на пустыре построили завод, создали рабочие места, платят налоги, взамен ничего не попросив у нашего государства. Мне довелось побывать на открытии завода в Калуге – он буквально выстроен в поле, куда протянули электричество, газ. Сегодня вокруг него можно создавать социальную инфраструктуру, а работникам строить жилье. В «АвтоВАЗ» же только вливания идут. Хотя автомобили других марок (пусть и дешевых) по комплектации, внешнему виду и устройству не только не уступают машинам отечественного производства, но и по многим параметрам превосходят их.

Выводы о качестве делаете из личного опыта?
- Например, возьмем автомобили марки Geely – родом они из Китая, однако сегодня собираются на автозаводе в Черкесске. Чтобы понять, крепкая машина или нет, мы запустили Geely в качестве учебных автомобилей в свою автошколу. Прошел год, нареканий нет вообще. Мы даже сами в шоке от «китайцев». А кто ездит на них? Ученики. Ничего плохого не могу сказать и об автомобилях корейского производства – лично был на заводе в Корее. Конечно, культура производства высока, корейцы очень амбициозны. Тем более, они поставили перед собой цель добиться лидерства в продажах. Думаю, у них большое будущее.

А на каком автомобиле ездите вы и ваша семья?
- У меня сейчас служебная - Hyundai Genesis, у жены - Mercedes-Benz ML 350, в выходные дни она дает мне порулить. У старшего из сыновей Hyundai, а у дочери Lexus RX 350.

Расскажите, какой была ваша первая машина?
- Это ГАЗ 69, тогда я работал в Котельниче начальником ГАИ. Этот автомобиль наиболее подходил для дорог того времени.

Служебная или личная?
- Личная. А служебная была «Москвич 2140». А когда я только начинал работать, первое, что за мной закрепили, был мотоцикл «Урал» с коляской.

Покинув пост начальника ГИБДД, вы полностью переквалифицировались, Корни здесь уже пустили?
- Когда я захожу в гости к  Александру Вячеславовичу (Ред. - А.В. Усцов - сегодня начальник УГИБДД УВД по Кировской области), думаю, куда же я попал? Совершенно отвык от милиции. Двенадцать лет мы проработали с ним бок о бок: я - начальником, он - моим заместителем.

Сильно изменилось ГАИ за это время?
- Вы знаете, скорее время изменилось. Когда я только пришел в милицию, мы вообще работали без оружия. Выезжая патрулировать подведомственную территорию, с собой мы не брали ни радиостанций, ни оружия. А конфликтных ситуаций и сопротивления в то время просто не было. Народ был добрее и законопослушнее, к властям относились более уважительно, нежели сегодня.

А в лучшую сторону что-нибудь сдвинулось или все стало хуже?
- Пожалуй, техническое обеспечение. Когда я только пришел на службу, техника почти вся была старой, сейчас же произошло серьезное перевооружение. К концу срока моей работы в ГАИ практически у всех сотрудников были в основном уже «вазовские» «девятки» и «четырнадцатые». Сейчас вообще слов нет: 2008 и 2010 годы - как небо и земля. В ГАИ  появились автомобили не только отечественного производства, спецвзвод полностью пересел на иномарки, чему я искренне рад.

Во-вторых, при мне появились светодиодные светофоры с обратным отчетом времени, сейчас тенденция установки таких светофоров продолжается, они есть уже практически на всех крупных перекрестках. Помимо этого в последние годы в Кирове начали появляться подземные переходы – без них проблемы пробок решать сложнее. Я рад, что при мне у ЦУМа был построен первый. Однако всего этого удалось достичь благодаря тому, что в свое время мы попали в федеральную программу обеспечения дорожной безопасности. Вообще господдержка немаловажна. Поддержка из областного бюджета с приходом нового губернатора  стала более значительной.

Вы работали в федеральной структуре, при этом сталкивались ли со сложностями в работе с местными органами власти?
- Общий язык, как никак, удавалось находить. Наверное, лишь потому, что координацией деятельности по безопасности движения на территории субъекта занимается комиссия по безопасности, возглавляемая одним из заместителей губернатора, и начальник ГАИ, как правило, входит туда на правах заместителя.

Законы ужесточаются, только за последнее время увеличились штрафы за непристегнутые ремни, тонировку, отменили промилле… Это все оправдано?
- По большому счету, да, хотя есть и нюансы, к примеру, по той же отмене промилле.

Многие не поддерживают решение Госдумы об обнулении. Каково ваше отношение к этому закону?
- Слышал, что уже готовятся поправки к этому закону. На мой взгляд, закон несколько сыроват, поскольку промилле - больше медицинский критерий. Считаю, что именно медицинский работник должен быть последней инстанцией. Сегодня лишь алкотестер является единственным критерием, хотя раньше их было намного больше: походка, давление, внешний вид и прочее. Надеюсь, в ближайшее время в закон внесут поправки, поскольку некоторые нюансы в законе просто недопустимы.

После ужесточения законодательства статистика изменилась в лучшую сторону?
- Да, и со статистикой не поспоришь. После того как ужесточили многие  виды наказаний для водителей, аварийность снизилась в разы. Даже ГАИ и ГИБДД пришлось свои машины растонировать - закон один для всех. Но, обратите внимание, даже в мою бытность, что только ни делали с тонировкой, как только ни пугали водителей, никакие меры на них не действовали. На техосмотр приехали, пленку содрали, заплатив 100 рублей, после чего вновь пленка сверкала на автомобилях. А сейчас, после второго предупреждения грозит административный арест до 15 суток. Как-никак, это должно дисциплинировать и пойти на пользу. Можно сказать, в городе «посветлело». Хотя всем ясно, что одними наказаниями проблему не решить.

Кстати, похоже новые правила по тонировке вновь обошли стороной автомобили с «крутыми» номерами?
- Неправда. К примеру, в мою бытность много говорили и о каких-то «крутых» номерах, естественно, я не скрываю, что практически всегда их правдой-неправдой можно было получить. Но для инспекторов специальных правил по выдаче «индивидуальных» номеров точно не было. И сегодня их нет.  Единственное исключение - это служебный транспорт высокопоставленных персон: будь то губернатор, его заместители, председатель Заксобрания, прокурор области и руководители федеральных силовых структур. Хотя и здесь есть исключения: никто не запрещал инспекторам останавливать ведомственные автомобили в случае нарушения ими общих правил. Что касается «простых смертных» с «непростыми» номерами (например, 001 или 999), то это, видимо, для души, кто-то так чувствует себя увереннее за рулем. Насколько я знаю, в настоящее время в Госудуму вносится законопроект, разрешающий с 1 января продавать «блатные» госзнаки на аукционах. На мой взгляд, это намного честнее, нежели «индивидуальных подход к клиенту». Если кому-то очень хочется, то заплати денежки в бюджет и колеси по городу с любыми возможными комбинациями цифр и букв.

Три буквы «С» - крутые номера семьи Сандаловых в период вашей работы начальником  - это выдумка или реальность?
- Счастливая семья Сандаловых?

Слышала еще версию - «Спонсор семьи Сандаловых».
- Много чего говорили. Сейчас, наверное, серия УУУ будет при Усцове, тоже что-нибудь придумают?

Успешное управление Усцова.
- Что-нибудь придумают. Как ДПС тоже было - «Добрые парни Сандалова». Хорошо, что без оскорблений обходилось в этих расшифровках. А версия с ДПС мне даже лично нравилась, надеюсь, она отражала суть моей работы.

Добрые парни Сандалова - это, конечно, хорошо. Но как у этих парней обстоят дела со взяточничеством? Возможно ли победить коррупцию в рядах милиции?
- На Вятке менталитет несколько другой, он отличается от среднероссийского. Что касается взяток, то всех нарушителей до суда мы не доводили. Было, что взяточника выставляли перед строем и при всех срезали погоны. Но факты были единичные. Как говорится, в систему они не вошли.

Взятки в милиции - это что, общая российская беда или в ней причины иного рода замешаны?
- Взяточничество возникает там, где процветает низкая заработная плата. Допустим, пару лет назад у сотрудника ГАИ она достигала 10 тыс. рублей, а нарушитель, которого он остановил на дорогой машине, мог предложить 5 тысяч – сразу ползарплаты. А представьте, если у работника с десятью тысячами в кармане в месяц нет своей квартиры, двое детей, то отказаться от искушения сможет не каждый. В милиции работают люди. Помимо денежного довольствования может быть и другая мотивация: человек должен болеть за свою работу, бояться ее потерять. А если уж он ее потерял (на взятке попался), то дальнейшая карьера (или любое другое сносное место работы) должно быть не для него, своего рода «волчий билет». Надеюсь, когда-нибудь мы дойдем до этого.

Человек вряд ли изменится, тогда что заставит дойти нас до этого?
- Со временем человеческий фактор будет уходить на второй план, на первый выйдет беспристрастная техника. Водитель нарушил, пришла квитанция - придется платить, никуда не деться. Хотя, так или иначе, человек будет продолжать играть важную роль.

Какая зарплата у рядового сотрудника ГАИ сегодня?
- Я сейчас не служу, поэтому вопрос о зарплате сотрудников ГИБДД, наверное, стоит задать их руководству. У меня сейчас другие подчиненные и меня не менее остро волнуют их зарплаты и их условия работы.

Досье:


Леонид Витальевич Сандалов, генеральный директор компании «Моторавто», бывший руководитель УГИБДД УВД по Кировской области.
Дата и место рождения: 23 марта 1958 года, г. Нововятск.
Образование: высшее, юридическое, кандидат юридических наук.
Карьера:
1978 год - инспектор ДПС в Нововятском РОВД;
1996 год -  начальник УГИБДД УВД по Кировской области;
с 2008 года - генеральный директор компании «Мотор Авто».
Награды: 2006 год - Указом президента России присвоено почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации»;
награжден знаком «Почетный работник транспорта Российской Федерации».
Увлечения: рыбалка, лесные прогулки, под настроение попеть караоке.
Любимая музыка: шансон, Антонов, Шуфутинский, Михайлов.
Любимое блюдо: рыбные блюда, пельмени из семги.
Семейное положение: женат, трое детей.
Жизненное кредо: всегда оставаться человеком, в любой ситуации.

От автора
Перед встречей с человеком, который тридцать лет проработал в органах внутренних дел, настраиваешься на военную выправку, строгий взгляд и командный голос. Однако, попадая в  автосалон, под обаяние блестящих новых автомобилей, поднимаясь по ступенькам к генеральному директору, минуя по пути ароматное кафе, маленькую детскую площадку, женский кабинет красоты, кожаный диван и улыбку секретаря, напряжение сменяется приятным удивлением, и в завершении пути перед тобой выходит совершенно не военного стереотипа мужчина. Леонид Витальевич сменил форму на модный пиджак, без напряжения  пьет кофе у себя в кабинете, говорит мягко, добродушно, с улыбкой, и даже о своей нелегкой длительной работе главным по дорожной безопасности.

Юлия Шевцова
kor-julia@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений