Число жалоб в ЦБ выросло на треть – материалы газеты
В январе-марте 2022 года в Банк России поступило 94,9 тысячи жалоб. Это на 38,1% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Одной из причин роста регулятор называет санкции и возникшую повышенную неопределенность.
«Значительная часть обращений была вызвана необходимостью разъяснения мер поддержки населения и бизнеса, временного порядка операций с наличной валютой, приостановки торгов на бирже, работы платежных карт в условиях ограничений и так далее», – прокомментировали в ЦБ.
Рост количества жалоб на кредитные организации составил 15,5%. «Среди наиболее распространенных санкционных тем обращений в отношении банков – отказ в выдаче средств с валютного вклада или с банковского счета, а также отсутствие наличных в банкоматах», – поясняется на сайте регулятора.
Без учета подобных тематик количество жалоб на банки осталось на уровне января-марта 2021 года, а по потребительскому кредитованию сильно сократилось. В частности, число жалоб на навязывание дополнительных услуг к кредиту снизилось на 21,7% благодаря праву заемщиков вернуть деньги за такие услуги и запрету на предустановленные галочки в договорах.
Число жалоб на навязывание дополнительных услуг микрофинансовыми организациями снизилось в 1,5 раза. Значительный рост жалоб в сегменте МФО по вопросам кредитных историй (в 2,4 раза) и кибермошенничества (в 2,3 раза) носил в основном технический характер и был связан с переходом на новую методику учета (с февраля 2021 года одно обращение с несколькими тематиками учитывается как несколько обращений). Общий рост жалоб на МФО составил 20,9%.
Основными причинами роста жалоб в отношении страховщиков (+33%) стали отказы в заключении договора ОСАГО и проблемы с оформлением электронных полисов.
На фоне санкций наиболее существенно выросло количество обращений в отношении участников рынка ценных бумаг (в 7,2 раза). В основном они связаны с временной остановкой торгов, а также с ограничениями на сделки с иностранными ценными бумагами или привязанными к ним инструментами.
Основной тематикой жалоб по вопросам мисселинга (+8,6%) остаются некорректные продажи инвестиционного (40,6%) и накопительного (13,2%) страхования жизни. «Новые требования к страховым продуктам с инвестиционной составляющей, а также введение правил продаж инвестиционных продуктов банками должны привести к сокращению жалоб на мисселинг», – считают в ЦБ.
Комментарий в тему
Финансовые пирамиды, как и все мошенники, подстраиваются под стремительно меняющуюся информационную среду. Директор департамента Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях порекомендовал при интернет-серфинге отключать VPN:
«Банк России выявил в 1 квартале 2022 года 930 нелегальных участников финансового рынка. Порядка 400 из них – финансовые пирамиды. Мы ежедневно публикуем информацию о новых финансовых пирамидах на сайте в специальном предупредительном списке.
Большинство финансовых пирамид рекламируют себя через сеть Интернет. Мы стараемся быстро блокировать интернет-страницы с новыми пирамидами, однако сейчас при интернет-серфинге многие используют VPN. Когда вы заходите на сайт финансовой пирамиды или нелегального участника финансового рынка с помощью VPN-сервисов, то рискуете попасть на услуги финансовых мошенников. Поэтому во время поиска финансовых услуг советую предварительно отключать VPN на своем телефоне или планшете».