Как помочь лесникам и дорогам– материалы газеты

Как помочь лесникам и дорогам– материалы газеты

Юлия Усинская 02.10.2022 19:37:57 1097 0

С одной стороны, обеспечить лесозаготовителей и лесопереработчиков сырьем. С другой – сохранить автодороги, которые разрушаются из-за перевозки грузовиками этого самого сырья и готовой продукции. По второму вопросу предложений от чиновников поступило больше. Правда, депутатов устроили не все и народные избранники предложили свои.

Предложения от чиновников

Тему сохранности автодорог при их эксплуатации лесозаготовителями министр транспорта Юрий Логинов сразу назвал неоднозначной, подчеркнув, что она долгоиграющая и «это не первое и не последнее совещание». «Я созванивался с коллегами из других регионов. Результативного и объективного ответа не получил», – начал министр, после чего обрисовал текущую ситуацию в сфере ЛПК.

На 1 июля 2022 года на территории Кировской области в отрасли работают 1096 индивидуальных предпринимателей и организаций. Ежегодный объем добываемой древесины около 9 млн кубометров (примерно 7,2 млн тонны). «Лица, осуществляющие транспортировку древесины, одновременно с лесными используют и дороги общего пользования. По большей части муниципальные, большинство из которых не предназначено для таких нагрузок», – сказал министр, добавив, что для «лесных» районов это проблема.

Ссылаясь на информацию регионального минлесхоза, констатировал: по условиям договоров аренды арендаторы лесных участков не несут обязательств по ремонту и содержанию автодорог.

«Чтобы обеспечить сохранность дорог местного и регионального значения, в том числе при их эксплуатации лесозаготовителями, в текущем году всех собственников дорог подключили к новой госинформсистеме «Выдача специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Это позволило организовать выдачу разрешений в электронном виде», – продолжил министр, добавив, что в 2022 году региональным Дорожным комитетом выдано 260 разрешений на перевозку негабаритных грузов, в том числе леса.

Напомнил и о работе передвижных пунктов весогабаритного контроля, однако из-за невозможности со стороны «контролеров» принудительно останавливать транспортные средства и требовать документы такие пункты неэффективны.

«Один из путей решений проблемы на региональных дорогах – установка автоматических пунктов весогабаритного контроля. В 2023 году запланирована установка 5-ти на общую сумму 280 млн рублей. Проектно-сметная документация на внедрение систем подготовлена, сейчас проходит процедуру согласования в Госэкспертизе. После этого планируется закупить и смонтировать технические модули АПВГК», – продолжил выступающий.

Озвучил и основные варианты-предложения. Во-первых, обеспечить муниципальным образованиям приведение нормативной базы в соответствие с требованиями федерального законодательства. Конкретно – документов, регламентирующих порядок муниципального контроля за сохранностью местных дорог с позиции перевозки «тяжеловесных» грузов.

«Во-вторых, совместно с министерством лесного хозяйства Кировской области проработать вопрос по включению в договоры аренды лесных участков обязательных требований по согласованию с владельцами автомобильных дорог маршрутов движения лесовозов. А также порядок контроля за соблюдением данных требований и ответственность за их несоблюдение, в том числе с возможностью расторжения договоров», – продолжил министр.

Назвал и третий пункт: «Организовать мониторинг маршрутов вывозки леса в муниципальных образованиях путем заключения соглашений о социальном партнерстве с арендаторами лесных участков. Министерство транспорта готово принять участие в реализации этих предложений и оказать практическую и методическую помощь». 

Деньги и местные

Депутаты сразу подняли тему финансирования всех этих работ.

«А у муниципальных образований есть на всё это деньги?» – задал вопрос Дмитрий Русских, обозначив при этом тему некачественного строительства дорог, которые МО «заставляют привести в порядок».

Заметил, что некому всё это контролировать.

И добавил про нагрузку на предпринимателей: «В большинстве муниципалитетов предприниматели – это единственная форма дохода и помощи в реализации социальных проектов, потому что все главы как раз обращаются к ним, чтобы сделать эти же дороги. Лесники несут нагрузку, сегодня еще что-то у них просить... Чтобы дороги начали делать... Странная история. У вас хороший доклад, но непонятно, что в этой ситуации делать. Заставить муниципальные образования привести дороги в нормативное состояние тоже невозможно – у них денег нет».

Депутат Равиль Нургалеев подчеркнул, что необходимо делать ставку на местных и на глубокую переработку древесины в регионе. «Мы еще с Александром Валентиновичем (Соколовым, – ред.) в начале лета обсуждали, Виктор Иванович Медведков предложил дать шанс нашей глубокой переработке древесины, – напомнил Нургалеев. – В этом случае транзитные машины, которые везут лес по нашим дорогам в другие регионы, просто сами уйдут с нашего рынка. А те, кто занимается глубокой переработкой, платит налоги, они всё равно меньше будут долбить наши дороги, чем транзитные. У нас по Вятскополянскому району едут в Удмуртию, в Марий Эл...Фуры, фуры, фуры... Кругляк вывозят! Круглые сутки! А с местными перерабатывающими комбинатами будет легче разговаривать о содержании наших же дорог. Предлагаю в этом направлении поработать, а покупка разрешительной документации – всё ерунда и мелочи».

– Ну, согласуют маршрут, а дальше-то чего? Кто контролировать будет? – поддержал коллегу депутат Владимир Понарьев.

– Муниципалы. Они же хозяева, – ответил Логинов.

– Не будут.

– Я говорю, что обсуждение вопроса на сегодняшней встрече не заканчивается. Будем еще собираться, и не раз. Если в договоре будет прописано, что лесовоз должен идти по определенному маршруту, проверили – не по тому ходит, это повод для расторжения договора. Я об этом говорю, – продолжил министр.

– У нас есть прекрасная система УМВД, которая должна работать, – продолжил Понарьев.

– Будем обсуждать этот вопрос еще не раз, – заключил Логинов.

– Тему о включении в договоры аренды каких-то дополнительных требований мы неоднократно прорабатывали и обсуждали. На сегодняшний день все требования к проведению торгов прописаны в федеральном законодательстве и в форме самого договора, также установленного федеральным законодательством. Договор не подлежит изменению, то есть мы не можем вносить в него дополнительные требования и условия, –
прокомментировал замминистра лесного хозяйства Андрей Загоскин.

И добавил: «Даже если бы смогли внести, нет возможности проконтролировать выполнение этих требований». 

2.jpg

«Не теорию разводить»

Депутат Сергей Чурин акцентировал внимание на содержании грунтовых дорог.

– Чтобы их поддерживать в нормальном состоянии, надо просто пускать грейдер, хотя бы раз в неделю. В Нагорском районе, например, если грейдер два раза за лето проедет – это уже считается нормальным... Я понимаю, что на «лесников» мы не можем это возложить, но, с другой стороны, «лесники» платят за аренду немаленькие деньги... В Лузском районе вся дорога – это 20 км в сторону Лальска, а дальше – грунтовая. В Подосиновском районе между Пинюгом и Подосиновцем вообще нет асфальта... Рассмотрите, пожалуйста, этот вопрос по грунтовым дорогам. Просто грейдеры запустите, чтобы они ездили, если это возможно. Я не вижу, почему это невозможно, – сказал Чурин.

– Хорошо, Сергей Анатольевич, принимается, – кратко ответил Логинов.

Позднее к теме грейдирования вернулся председатель комитета Игорь Бибиков. Он отметил, что за содержание дорог фиксированную плату получает обслуживающая организация. Денег на грейдирование не хватит, как и техники в районах, чтобы с такой цикличности производить эти работы.

– Поднятые сегодня темы очень серьезны, решать прежде всего надо на местах. На местах обговаривать и договариваться. Толку от этого будет больше, чем мы сейчас обсуждали и в итоге выработать решение не смогли. Нужно частности решать, а не теорию разводить, – резюмировал свое выступление Бибиков. 

«Решение ради решения»

В итоге всё же озвученные министром предложения внесли в проект решения.

– Но оно неисполнимо. Как всё организуют, если у них в бюджете денег нет? – констатировал Альберт Бикалюк.

– Методическую и практическую помощь мы окажем, – еще раз подчеркнул Юрий Логинов.

– Это решение ради решения, – продолжил депутат.

– Предложите что-то другое, – парировал министр.

– Как я могу предложить что-то другое, если у них денег нет. Методическая помощь... Думаю, они сами методичку посчитают. Деньги нужны. А у них нет. Бюджеты дефицитные. Вы о чем? – продолжил свою линию Бикалюк.

– Согласно федеральному законодательству, контроль за сохранностью местных дорог возложен на органы местного самоуправления. Сегодня, во-первых, не сделано ничего в части приведения нормативной базы в соответствие с требованиями. Во-вторых, в структуре органов МСУ отсутствуют люди, которые назначены, ответственны, обучены, этим же всем надо кому-то заниматься. Мы по решению этих проблем, в частности по организации передвижного весового контроля, пытались работать через «АСМО». Всё уперлось в неорганизованность в части приведения в нормативное состояние нормативной базы. Если эту работу сделать, у муниципалитетов появится понимание: юридический документ у них есть. Останется только решить технические вопросы, и тогда уже от муниципальных образований будут исходить инициативы, что нужно сделать. И это будет правильно, – высказал свою позицию замминистра транспорта Юрий Шевелев.

– Как раз это будет неправильно, – возразил Равиль Нургалеев. – Если регион возьмет все межмуниципальные дороги на свой баланс – это будет правильно, чтобы муниципалитет за свой счет ремонтировал только дороги внутри муниципалитета. А не так, что у нас в Вятскополянском районе 180 км дорог, и глава администрации мечется, чтобы залатать здесь, здесь и здесь. А за деньгами куда идет? В Киров. За деньгами на содержание этих дорог.

Отдельно депутат акцентировал внимание на предписаниях контрольно-надзорных органов:

– Прокуратура выносит предписание, ГИБДД выписывает штраф. На кого? Если глава муниципального сельского поселения получает зарплату в 25 тысяч рублей, штраф знаете сколько? 50 тысяч! И это только на главу, а еще выписывают на муниципалитет. И эти деньги на штрафы вытаскиваются из худых бюджетов. Лучше от этого не становится. А вот если регион возьмет на свой баланс межмуниципальные дороги, в том числе проходные, это будет правильно. Потому что денег, еще раз повторюсь, которые выделяются муниципалитетам, на содержание дорог не хватает, а еще надо ремонтировать, строить. 

3.jpg

Наши и иногородние

Во время обсуждения первой темы Юрий Шевелев спросил у минлесхоза о соотношении местных и иногородних арендаторов:

– А сколько в структуре арендаторов лесных участков краткосрочных и долгосрочных, как они локализуются: местные это предприниматели или иногородние? Это чтобы нам понять – они лес везут до пилорамы в районе или до границы Кировской области и дальше?

– У нас 730 договоров долгосрочного пользования, из них 680 – с предприятиями Кировской области. Кроме того, ежегодно заключается порядка 300 договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам торгов. Из них более половины те же самые арендаторы, которые дополняют свои недостающие объемы древесины. Примерно 70% из них являются переработчиками, – прокомментировал Андрей Загоскин. 

Экономика и преференции для субъектов

Во время обсуждения второго вопроса – об обеспечении ЛПК сырьем – замминистра промышленности, предпринимательства и торговли Сергей Банин обрисовал ситуацию в отрасли с позиции экономики. Цифры привел оптимистичные. На 1 июля в отрасли заре-
гистрировано 878 профильных организаций. «В 2021 году ими отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на общую сумму 56 млрд рублей. Прирост по отношению к уровню 2017 года — 31,6 млрд рублей (или 129,2%). За первое полугодие показатель составляет 28,6 млрд рублей, прирост к аналогичному периоду прошлого года – 5,2 млрд рублей (или 122,2%)», – оперировал цифрами в своем докладе Банин.

Выросла средняя зарплата: за 2021 год составила 33,7 тысячи рублей, что на 61% больше, чем 5 лет назад.

Отдельно остановился на объеме инвестиций в основной капитал по виду экономдеятельности «Обработка древесины, производство изделий из дерева»: за 2021 год показатель составил 2,5 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом он снизился на 50,1%. «Снижение объема инвестиций связано с завершением инвестиционной фазы ряда крупных проектов. Между тем в 2021 году был зафиксирован прирост к уровню 2020-го на 905,3 млн рублей, или на 56%. За первое полугодие текущего года объем инвестиций в основной капитал составил 1,3 млрд рублей. Прирост к АППП – 0,4 млрд рублей, или 51,2%», – пояснил докладчик, отметив при этом возросший интерес инвесторов к реализации приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов.

«Организация на территории области новых конкурентоспособных производств, их эффективное функционирование, модернизация созданных невозможны без обеспечения предприятий лесоперерабатывающей промышленности древесным сырьем. Информация по этим вопросам относится к полномочиям и компетенции министерства лесного хозяйства», – плавно «передал полномочия» по теме второго вопроса Банин.

Конкретнее прокомментировал Андрей Загоскин. Он напомнил, что ежегодный размер расчетной лесосеки по области составляет порядка 15,8 млн кубометров, а используется около 67%. С 2020 года по итогам проведения лесных аукционов в пользование переданы 33 лесных участка с общим объемом заготовки древесины 399,7 кубических метров. Через аукционы на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для субъектов МСП в 2021 году реализовано 282 лесосеки с общим объемом заготовки 613 тысяч кубометров. «В 2022 году планируется реализовать порядка 700 тысяч кубических метров. На сегодня реализовано уже 320, это 152 лесосеки. Доход превысил 285,4 млн рублей», – сказал замминистра минлесхоза.

В этом же году по результатам торгов министерство планирует реализовать 17 лесных участков с ежегодным объемом использования порядка 200 кубометров. Также добавил Загоскин, что «в ближайшее время есть возможности заключения договоров в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов».

«В текущем году вносим изменения в Лесной план Кировской области. В результате будет исключено распределение лесных участков по зонам освоения. То есть у нас в 2018 году было зонирование, теперь мы его исключаем. Зонирование оставляем только для обеспечения древесиной нужд граждан и приоритетных инвестиционных проектов. Остальные зоны убираем. И они тоже станут возможны для использования по результатам торгов. Это в свою очередь устранит ограничения в предоставлении лесных участков в аренду по результатам торгов и по другим видам предоставления лесных участков», – сообщил о новшествах Загоскин.

Отдельно остановился и на теме лесных конкурсов.

– Всё-таки вы кому отдаете приоритеты – местным или иногородним? – спросил в очередной раз во время обсуждения этого механизма Альберт Бикалюк.

– Мы хотим, чтобы участвовали наши предприниматели и они больше получали сырья. Но действующее законодательство для этого механизма не предусматривает каких-либо преференций местным переработчикам. В связи с этим в Министерство природных ресурсов и экологии РФ были подготовлены и направлены предложения по совершенствованию законодательства в части проведения торгов в форме конкурса. Кроме прочих критериев, при оценке конкурсных предложений предлагается обеспечить приоритет участникам, на практике подтвердившим стремление к прозрачному ведению бизнеса, с повышенной социальной ответственностью. Также учитывать квалификацию участников конкурса и наличие на день подачи заявки регистрацию юрлица, ИП или обособленного подразделения на территории муниципального образования субъекта, в границах которого располагаются объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры. Все эти указанные предложения как раз направлены на то, чтобы обеспечить сырьем местных предпринимателей, – констатировал Андрей Загоскин.


VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте