Александр Галицких
Шуметь могут все
«Давно не давал больших интервью» - говорит зам председателя правительства Александр Галицких, устраиваясь поудобнее за своим рабочим столом. Надо отметить, что раздавать интервью далеко не самое любимое занятие Александра Александровича, тем более, далеко не самым любимым «Бизнес Новостям». Однако «БН», в свою очередь, зампреда Галицких любит, и даже отправил на интервью одного из ведущих кировских журналистов Антонину Тихомирову. Надо же знать, в конце концов, как бизнес-сообществу решить кадровый вопрос, как найти «золотую середину» между развитием экономики и социальными расходами, а также выяснить, зачем порядочные люди идут в политику. И главное, все из первых уст.
Просто хорошее образование
Александр Александрович, 30 декабря было подписано распоряжение об изменениях в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки. Согласно ей, в ближайшие годы число вузовских преподавателей в стране будет сокращено на 140 тысяч человек (на 44%), а численность школьных учителей сократится почти на 100 тысяч человек.
Общественники считают, что идет чуть ли не целенаправленное разрушение системы образования… Вообще, объясните, зачем реформировать некогда лучшее в мире образование?
Здесь важно озвучить несколько тезисов. Я не буду комментировать рекомендации по сокращению десятков или сотен тысяч преподавателей вузов, так как вузы - федеральные и вопросы по ним задавайте господину Ливанову (Ред. - министр образования РФ). По поводу тезиса о «лучшем в мире образовании», я бы, честно говоря, поспорил. Мое мнение всегда несколько отличалось от общепринятого. В Советском Союзе было хорошее образование, но далеко не лучшее.
А где было лучшее?
А вы сами подумайте. Там, где было лучшее образование, там сейчас лучшее развитие страны. Именно образованные люди двигают страну вперед. А мы в итоге пришли к пустым прилавкам, к отставанию экономики практически во всех отраслях и так далее. Конечно, у нас были умные и талантливые люди, которых усиленно перетягивал к себе Запад, но таких людей – небольшой процент, и они, как правило, есть при любой эпохе… Но мы же сейчас говорим «в общем и целом»? Поэтому, «в общем и целом» советское образование не было лучшим. К сожалению.
То, что это образование в конце 80-х и начале 90-х необходимо было реформировать – и реформировать для того, чтобы оно смогло адекватного отвечать на вызовы нового времени – это безусловно. Чем мы занимались тогда и занимаемся сейчас, в том числе, в Кировской области. Многие образовательные учреждения сильно продвинулись в этом направлении.
Что же касается грядущего сокращения учителей, то нашли, чем испугать! Если сравнивать с началом 1990-х, то число учителей и так сократилось на 35-40% по причине сокращения количества детей. Вы вдумайтесь в цифры! Количество школьников только в Кировской области сократилось в два раза.
Отрицательная демография?
Конечно. При этом, я считаю, что сокращение учителей было достаточно щадящим, так как по идее сокращение должно быть пропорциональным. Все солидные демографы предрекают нам «демографическую яму», поэтому и роста количества школьников ждать не приходится. У нас уже в Кировской области 70% школ (всего 604) – малокомплектные (до 100 человек).
Тем не менее, нужно отдавать себе отчет в том, что проблема образования — это проблема кадров. Бизнес уже не первый год воет от того, что негде брать кадры. Даже лучший выпускник лучшего вуза — всего лишь сырой специалист, отставший лет на пять от жизни в выбранной специальности. Когда уже образование станет ближе к реальной жизни и потребностям экономики?
Я оптимист, поэтому скажу: никогда этого не будет. Первый момент: какие бы проблемы и какой бы сектор экономики ни испытывал, разговор всегда сводится к тому, что «виновата школа». Так говорят все без исключения промышленники, часть чиновников, общественники, те, кто отвечает за безопасность и так далее. Мы, школьные учителя (я ведь тоже школьный учитель в прошлом), к этому уже привыкли. Мы всегда виноваты. Причем, критики забывают, что из школы вышли мы все, а не какая-то обособленная часть людей. Поэтому, к этой критике я спокойно отношусь.
Кстати, я очень люблю и уважаю творчество артиста Аркадия Райкина, которое сегодня стали, к сожалению, подзабывать. Помните его знаменитый монолог о том, что когда вчерашний школьник приходит в университет, ему говорят «забудьте все, чему вас учили в школе», после вуза, на производстве ему говорят «забудьте все, чему вас учили в институте», и так далее?
Да-да, известный монолог. То есть, понимаете, такое положение дел не вчера образовалось. Любой предприниматель сегодня считает, что вот там недоработали, а уж я-то сейчас сделаю из него специалиста. Такова человеческая психология.
Что же касается так называемого «заказа специалиста», то на моей памяти об этом уже говорится лет 20. «Бизнес, почему ты не заказываешься себе специалистов?», «Вузы, вы должны работать под заказ бизнеса!». Но бизнесмены, которые больше всех шумят, при предложении заказывать специалистов у вузов, как-то смолкают и в лучшем случае выдают что-то из разряда «вот, мне тут нужно будет два инженера-электрика, года через три…».
Боятся ответственности?
Конечно! Это вопрос огромной ответственности. В данном случае предпринимателю необходимо просчитать, сколько и каких специалистов ему надо будет через 5-10 лет. Это же очень непросто. Плюс, если мы пять лет готовим специалиста за бюджетные деньги, а он в итоге оказался не нужен, то возникает резонный вопрос: кто будет возвращать эти деньги? Вот этого вопроса боятся.
Шуметь могут все. Почему бы не пошуметь на тему «готовят не тех, кого надо»? А вы назовите, кого вам надо. Молчат. Хотя это острейшая проблема на сегодня, которая касается как среднего, так и высшего профессионального образования.
Приведу пример. Два года назад одна крупная строительная фирма вышла на губернатора, на меня и департамент образования, заявив, что получили крупный заказ и что через год-два им надо будет тысячу газоэлектросварщиков. И нам надо их подготовить.
Мы провели огромнейшую работу. Мы закрыли часть приема по другим специальностям, увеличили прием газоэлектросварщиков. Конечно, тысячу не подготовили, но первую партию выдали…И на этом все закончилось. Фирма прекратила свое существование и вопрос, готовим ли мы для них газоэлектросварщиков, их больше не интересует, как вы понимаете.
Хорошо, что газоэлектросварщик – это такой специалист, который без работы не останется. А если бы это касалось другой профессии? Вот вам пример под названием «бизнес заказал».
А с бюджетной сферой так же дела обстоят?
Нет, в бюджетной сфере мы знаем, сколько нам потребуется врачей и учителей, к примеру, и можем смело оформлять заказы. Правда, стоит отметить, что даже здесь правила игры не так давно поменялись. Если раньше вузы согласовывали с нами план приема на бюджетные места, то теперь им это делать необязательно. Если нам, к примеру, нужны педагоги в количестве 600 человек, а министерство образования утверждает вузу план приема 200, то мы заранее закладываем цифру меньше реальных потребностей.
Кстати, о педагогах. Недавно губернатор Белых озвучил, что среднестатистическая зарплата учителей в 2012 году составила 19 тысяч рублей (средняя по региону — 17 тысяч). Если это действительно так, то почему молодые специалисты не стремятся в школу?
Указ президента о доведении средней учительской зарплаты до средней зарплаты по региону Кировская область практически выполнила. Но здесь есть некое лукавство: я много езжу по области и спрашиваю у педагогов тет-а-тет об уровне зарплаты. Конечно, до тех цифр, которые нам выдает статистика, они не дотягивают. «Средняя зарплата учителей» - это как средняя температура по больнице. У нас есть учебные заведения, чьи учителя получают значительно выше той самой «средней зарплаты по региону», а есть те, которые ниже.
Но ваши цифры нуждаются в уточнении. Средняя зарплата учителей за 2012 год составила 14, 8 тысяч рублей, за 4 квартал 2012 года – 16,5 тысяч. А те 19 (а если быть точным - 18,8) тысяч – это то, что у педагогов вышло по декабрю 2012 года. Но декабрь, как вы понимаете, не показатель. Сюда включаются и премии, и доплаты, и так далее.
Соглашусь, что 16,5 тысяч – это, конечно, не те деньги, которые можно назвать большими. Но здесь надо отметить, что у нас просто «армия учителей», и любое небольшое повышение зарплаты для конкретного человека, выливается в огромные суммы для бюджета, которые нужно где-то изыскать.
Итог инициатив
Планировали вводить «зарплаты» матерям с тремя и более детьми. Чем это закончилось в итоге? Также начинали выплачивать деньги тем матерям, чьи дети не посещают детские сады, но в итоге это закончилось тем, что стали платить только тем, у кого доход ниже прожиточного минимума... Почему благие начинания закончились так печально?
Нет, почему же? Совершенно не печально. Во-первых, планка выплат изначально шла по малоимущим. Понимаю, конечно, что 2,5 тысячи минус подоходний налог – это не такие большие деньги, но это лучше, чем ничего, так ведь? Хотя, и данные выплаты не выход из ситуации.
Также в Кировской области были приняты серьезные меры по решению проблемы детских садов. Кто бы и что ни говорил, но детские сады строятся, как в городе, так и в области. Хотя это очень дорогое удовольствие. Благодаря инициативам губернатора, а также местным инициативам районов, на 1 сентября 2012 года детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые не могут попасть в садик, нет.
Наверняка, кто-то прочитает и скажет: «Вот, Галицких врет. У моей соседки ребенок в садик не ходит». Для этих людей я повторяю – это данные на 1 сентября 2012 года.
Не могу не задать вопрос по поводу «чересчур» социального бюджета. Социальные расходы традиционно велики. «Социалка» съедает средства, которые могли бы пойти на развитие экономики, которая и потянула бы вверх всю социальную сферу. Получается замкнутый круг. Есть ли из него выход?
…Здесь мне почему-то вспомнился мой первый рабочий день в качестве заместителя председателя правительства. Только что прошло утверждение Законодательным собранием моей кандидатуры, я выхожу из зала и мне навстречу идет человек, о котором я слышал, но встретились мы тогда впервые. Это был первый заместитель председателя правительства Владимир Лебедев. Он мне жмет руку, поздравляет, и говорит «ну, наконец-то, появился у нас в правительстве человек, который будет проводить оптимизацию социальной сферы, сокращать социальные расходы». А я жму ему руку и говорю «а я-то думал, что в правительстве Кировской области появился человек, который будет наращивать экономику, увеличивать доходы бюджета, за счет которых будет расти социальная сфера». Нам это разговор обоим тогда очень хорошо запомнился.
Конечно, все взаимосвязано, но есть социальные обязательства государства, которые мы обязаны выполнять, - об этом много говорит и губернатор в том числе. Любое повышение зарплат бюджетникам «съедает» в итоге огромные средства и тормозит остальные программы развития. Вы не представляете, с какой кровью и болью приходится изымать деньги из целевых программ по строительству, скажем, необходимых объектов, чтобы повысить зарплаты. А что делать? Оплата труда была, есть и будет приоритетом. Это правильно!
Также очень хочется знать, о чем же вы договорились с Мединским во время его приезда в Киров (в ноябре)? Многие так и не поняли, зачем он, собственно, приезжал.
Много о чем, на самом деле. Буквально перед его приездом были подготовлены все документы для пилотного проекта по строительству многофункциональных культурных центров (всего по России их планируется не более десятка). Мы изначально были заинтересованы в данных проектах, изучили всю документацию, подготовили два проекта для Кирово-Чепецка и Слободского, так как именно там в них есть острая необходимость, и презентовали их министру культуры. Оба проекта приняли участие в конкурсе в декабре-2012-го, и в итоге проект Слободского в этом конкурсе победил. Вот один из результатов визита в Киров министра Мединского.
Это действительно результат. Закончится ли таким же результатом обещание построить музыкальный театр в Кирове?
Да. И детский космический центр тоже.
А станет ли улица Спасская — пешеходной (до Карла Маркса), как нам тоже обещали?
Да, хотя это непростой вопрос. Здесь нельзя форсировать события. При том транспортном коллапсе, который складывается в городе, вывести из проезжих улицу Спасскую сложно. Люди не поблагодарят за такое. Сначала надо 7 раз отмерить…
Совсем чуть-чуть о политике. Несмотря на то, что все предвыборные кампании прошли, не могу не спросить о вашей работе на политическом поприще. До сих пор не могу понять, что движет людьми с незапятнанной репутацией, когда они идут в политику? Для чего (или по чьей просьбе) Вы согласились на время возглавить КРО «Единой России»?
Знаете, работа зампреда, в основном хозяйственная и административная, но даже в ней есть определенная политическая составляющая. Так что, речь должна идти не только о моей работе в «Единой России». Это, во-первых. Во-вторых, я всегда считал себя человеком достаточно общественно активным и та работа, которую я вел как зам. секретаря КРО «Единая Россия», тоже была направлена на социальную сферу. Проще говоря, партийный ресурс помогал решать социальные проблемы региона. Что же касается моего недолгого исполнения обязанностей секретаря (около полугода), то сложилась ситуация, когда надо было подставить плечо, взять на себя серьезную ответственность… Это была для меня нелегкая «выборная» школа.
И напоследок вопрос личного характера. Известно, что вы проживаете в типовой девятиэтажке, обычный подъезд, обычные соседи... Все не как у настоящего зам. губернатора. Это делает вас ближе к народу, или вы себя не причисляете к меркантильному большинству?
Во-первых, большинство моих коллег живут точно в таких же многоэтажках. Во-вторых, соседи – не обычные, а очень хорошие. В-третьих, даже не знаю, что здесь сказать… Дети выросли, уехали жить и работать в другой город, а обычной трехкомнатной квартиры нам с супругой хватает. Хотелось бы мне жить в загородном особняке или двух-трехуровневой элитной квартире? Конечно, хотелось бы. Но вы можете посмотреть мои декларации о доходах, они выкладываются в публичный доступ. Доходы просто не позволяют мне приобрести такое жилье. Вот и все.
Антонина Тихомирова
Светлана Муравьёва
Досье
ФИО: Александр Александрович Галицких, заместитель председателя правительства Кировской области
Дата и место рождения: 21 марта 1957, г. Киров
Образование: Кировский государственный педагогический институт (ныне ВятГГУ), факультет русского языка и литературы (окончен в 1978 году).
Семейное положение: женат, двое детей.
Карьера:
1978-1980 – служба в Советской Армии
1980 – 1987 – учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 16 г. Кирова
С 1987 по 2004 год работал директором Вятской гуманитарной гимназии. Под его руководством в 1991 году осуществлен переход школы № 29 с углубленным изучением английского языка в статус гимназии, которая с 1995 года является экспериментальной площадкой департамента образования Кировской области, с 1998 года – научно-практической лабораторией «Проектирование инновационного образования» Института педагогических инноваций РАО, с 1999 года – Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ (тема проекта «Образовательная программа ВГГ»), с 2001 года – «Авторская экспериментальная школа».
С 2010 по 2011 год – и.о. секретаря КРО «Единая Россия»
С 2004 по наст. время – заместитель председателя правительства Кировской области
Опросник Марселя Пруста
1. В какой стране вам хотелось бы жить? В России.
2. Исторические персонажи, которых вы презираете? Те, кто предавал интересы своей Родины.
3. Ваш девиз? «Живя – живи».
4. Каковы ваши любимые литературные персонажи? Их слишком много. И в разные периоды жизни – разные.
5. К каким человеческим порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение? Лень.