Александр Пономарев

02.07.2017 17:20:00 5280 0

Не надо ставить клише

Мало научить ребенка грамоте, его нужно подготовить к умению адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Не надо заставлять носить школьную форму, а правильнее сформировать вкус в одежде. Переизбыток на рынке труда юристов и экономистов — это миф, и суждения об оттоке лучших мозгов из региона тоже не совсем верны. Об этом и многом другом «БН» рассказал первый заместитель директора КЭПЛа, идеолог лицея Александр Пономарев.

Александр Иванович, Кировский экономико-правовой лицей считается элитным образовательным учреждением, при этом работает в системе бесплатного образования. Дети мечтают к вам попасть. Почему? Подход другой?
— Во-первых, мы единственные из Кировской области находимся в ТОП-25 лучших школ России. Рейтинг формирует Министерство образования РФ, учитывая два показателя: итоги сдачи ЕГЭ и число победителей-призеров российских олимпиад. Это образовательный сегмент. При этом в КЭПЛе есть своя концепция: нам важно, чтобы выпускники стали социально адаптированными к постоянно изменяющимся условиям. Да, дети с точки зрения образования должны уметь решать сложнейшие тесты, задачки, становиться победителями всероссийских олимпиад. Но это теория, а есть практика. Наши выпускники должны понимать, в какое общество выходят, и уметь адаптироваться в этом обществе. Еще - и это третья составляющая - нам необходимо вырастить личность, сформировать в детях определенные черты характера. Вся лицейская политика, все содержание образовательной и внеучебной деятельности работает над решением этой комплексной задачи.

В этом году Кировская область традиционно отличилась по числу медалистов: у нас их 226, причем 196 – золотые. Однако возникает ощущение, что мы элитные кадры готовим для столичных вузов. Как остановить отток выпускников или заставить их после учебы вернуться в регион?
— Заставить никого нельзя, можно только создавать условия. Мы по этой теме часто дискутируем с представителями системы образования, бизнесменами. Вот, к примеру, в Кировской области пытаются составить механизм исчисления рейтинга лучших школ. Один из предлагаемых критериев — число выпускников школы, поступивших в местные вузы. Из КЭПЛа ежегодно примерно 70% выпускников уезжают за пределы области, но они поступают в Высшую школу экономики, МГУ, МГИМО, Финансовый Университет при правительстве РФ, СПбГУ в Санкт-Петербурге. Если по итогам года в наши вузы поступит 20 кэпловцев, а из другой, общеобразовательной школы — 25, это же не означает, что та школа работает лучше, чем мы, чьи выпускники поступили в МГУ, МГИМО и т.д. По-моему, здесь есть недопонимание. «С водой выплескивать ребенка» ни в коем случае нельзя.
Что касается темы возвращения элитных специалистов после обучения в Кировскую область — это действительно проблема. Спросите наших ребят, о чем они мечтают? Они мечтают поступить в престижные вузы, чтобы сделать серьезную карьеру. Уже во время учебы работают в той же Москве и сравнивают условия. Поверьте: если ребенок видит, что здесь можно «зацепиться» (в том числе за корни — родителей или старых друзей), он вернется. В последние 3-4 года наметилась тенденция возвращения в регион выпускников столичных вузов. Возвращаются, организовывают здесь свой бизнес и реализуются на родной земле.

В школах нередки ситуации, когда учителя делают ставки на 5-6 перспективных детей, работают с ними, а основная масса, получается, обделена вниманием…
— Такое не про нас, не про инновационные заведения (в Кирове их 4: КЭПЛ, Физико-математический лицей, КЛЕН и ВГГ — прим. «БН»). С 5 по 11 класс у наших детей есть серьезная мотивация учиться хорошо,  и по-другому нельзя: на кону будущая судьба. Цель детей — победа в российских олимпиадах, потому что она даст автоматическое поступление в любой вуз страны. Здесь учат хорошо, но и требования предъявляют серьезные. Помимо учебы, у ребенка есть возможность реализовать себя в очень многих проектах и направлениях. У нас великолепно представлено спортивное и волонтерское движение, есть своя звукозаписывающая студия, мы сняли мюзикл (более 80 человек ездили для этого в Крым), дети более 7 лет работали в прямом эфире программы «Давай поговорим» на ГТРК «Вятка». Мы взяли интервью у всех лидеров фракций в Госдуме. Здесь жизнь бьет ключом.
У нас нет лишних шаблонов и стандартов. К примеру, не введена школьная форма, потому что у ребенка нужно формировать вкус в одежде. Неправильно, если, условно говоря, 50-летние эксперты определяют, какого цвета и какой длины должна быть юбка у учениц. Мы, начиная с 5 класса, учим детей работать над своим имиджем. И вопрос здесь, конечно же, не в деньгах. Если ребенок красиво расчесал чистые волосы, продумал комбинацию одежды — недорогой, обычной, если задумался над этим, а не пришел в чем попало и с жирными пятнами, это уже часть воспитания, культуры.

Ваше отношение к олимпиадам? На федеральном уровне неоднократно высказываются мнение об их переизбытке.
—  Олимпиад в стране действительно стало очень много, и зачастую их проводят непонятные вузы или организации. Я не сторонник таких олимпиад, на которых победителем вполне может стать ребенок, который в школе учится на тройки. В то же время очень серьезные вузы проводят свои олимпиады. Применительно к КЭПЛу речь о всероссийских олимпиадах, которые проводятся под эгидой министерства образования РФ. Это главная многоуровневая олимпиада со школьным, городским, областным и российским этапом. Это как чемпионат страны по определенному виду спорта, и относиться к таким олимпиадам надо как к чемпионату страны.

Нередки ситуации, когда школьные отличники, став взрослыми, живут «от зарплаты до зарплаты», а троечники становятся политиками, бизнесменами или топ-менеджерами. Согласны?
—  Это не всегда так. Как отличники могут быть успешными бизнесменами или менеджерами, так и троечники — влачить жалкое существование. И наоборот. Дело в том, что есть образованность —  количество знаний в голове. Уровень образованности проявляется в том, как ты пишешь контрольные или сдаешь экзамены. И есть понятие «ум», критерием которого является достижение практического результата. Бывают ситуации, когда человек огромное количество времени проводит за книгами, за компьютером, приобретает знания, он очень образован. А троечник приобретает мудрость в практической жизни. В России образование очень важно, но часто человек, который более коммуникабелен, обладает лидерскими качествами, умеет наладить связи в этой конкурентной борьбе, опережает бывшего «ботана». Изначально ум у него присутствует, не хватает образования. Когда люди взрослеют — эти же бывшие троечники «добирают». И это наша беда и ошибка, когда в школе на ребенке ставят клише «ты плохо учишься». Я знаю большое количество (в том числе и наших) выпускников, которых раньше учителя упрекали: мало читаешь, много ленишься… Лет через 5 после обучения разговариваешь с ними: абсолютно другие люди, которые мыслят по-новому, очень много читают, многого достигли в своей жизни. Не надо ставить клише! Этим часто «страдают» все школы.

Большинство учителей в школах — женщины. Мой редактор сравнивает это с воспитанием ребенка в неполной семье, без отца. Почему так, и как у вас с кадрами-мужчинами?
—  Все просто. В последние несколько лет в головах (даже несмотря на позитивные изменения) укоренилась мысль: в школе мало платят, а мужчина – это добытчик. Исключительно женское воспитание – однобокое, и в большинстве российских школ, к сожалению, коллективы, в основном, женские. В КЭПЛе эта проблема минимизирована. У нас, по сравнению с другими школами, мужчин больше 10%  – известные преподаватели, достигшие немалых успехов. Если посмотреть на детский коллектив (у нас соотношение девчонок и парней – 50 на 50), то часто драйверами общественных процессов выступают именно пацаны. Согласитесь, в большинстве школ активисты все-таки девочки.

Как относитесь к репетиторству преподавателей?
—  Как я могу относиться? Мне нужно, чтобы было качество в учебном процессе, которое мониторится по результатам ЕГЭ, ОГЭ, олимпиад. Качество это есть, и очень высокое. И было бы неправильно с моей стороны запрещать нашим учителям зарабатывать.

Старшая дочь, 11-классница, как-то поделилась: нас «натаскивают» на ЕГЭ. Учится в хорошей, сильной общеобразовательной школе. Ваше мнение как практика?
—  Тут палка о двух концах. С одной стороны — да, натаскивают. Ваша дочь права: мы вынуждены натаскивать, потому что такие условия нам создает система образования. С другой стороны, в ЕГЭ есть много плюсов. Первый – все ставятся в объективно равные условия. Государство должно четко представлять, как учат в российских школах. Для этого необходим независимый мониторинг. К тому же, разработчики ЕГЭ систему совершенствуют, к примеру, в русском языке ввели элементы сочинения. Еще один момент: через ЕГЭ поступают в вузы. Не будь его, вряд ли бы большое количество талантливых детей из Сибири или Дальнего Востока поехали бы в Москву «попытать счастья». Если ребенок талантлив, набрал необходимые баллы, он может поступить в самые престижные московские вузы. Лично мое отношение к ЕГЭ больше положительное, чем отрицательное.

Как строятся отношения с местными властями?
—  Понимание было всегда, особых палок в колеса никто никогда не ставил. У нас благодаря местным властям появилось второе здание: сейчас работаем на два корпуса в одну смену. Большое облегчение с точки зрения организации учебного процесса. Понятно, что это дополнительная финансовая нагрузка: фонд заработной платы остался прежний, а число штатных единиц выросло — сотрудники столовой, служба безопасности, техслужащая...

Как решаете финансовые вопросы?
—  Это называется оптимизация. Экономим, но только там, где можно. Очень помогают спонсоры. Без их поддержки многие проекты мы не смогли бы реализовать. Сейчас, к примеру, по самым современным технологиям делаем конгресс-холл, где можно будет проводить конференции, семинары, вебинары, в том числе интерактивные. Можно будет организовывать телемосты — хоть с Америкой, хоть с Австралией, чтобы профессура этой же Высшей школы экономики могла не только, как сейчас, приезжать к нам, а вести занятия с нашими детьми из Москвы. Конгресс-холл в дальнейшем можно будет использовать как для лицейских, так и городских или областных образовательных мероприятий. Планируем реализовать этот проект к 25-летнему юбилею лицея в октябре 2017 года.

Учителя часто жалуются, что загнаны в рамки отчетности. Это так?
—  Да. Непонятной отчетности действительно много. Вместо того, чтобы заниматься «живой» работой с ребятами, и члены администрации, и учителя занимаются большим объемом писанины, не всегда оправданной. И в этом не вина министерства образования: с них сверху требуют. Все, что мы можем сделать, мы делаем.

В последние годы много говорят о переизбытке на рынке труда специалистов по юридическим и экономическим специальностям. Это действительно так?
— Поверьте, не так. Рынок переполнен не юристами и экономистами. Рынок переполнен людьми, у которых в дипломе написано: «юрист» или «экономист». Большое количество различных непонятных, в том числе коммерческих организаций, учили и продолжают обучать по этим специальностям (конечно, я не обо всех говорю, у нас в регионе сильная образовательная база). Дети, которые кое-как учились в школе и которым «ни жить, ни быть» надо получить высшее образование, платят относительно небольшие деньги, продолжая учиться после школы. Учиться кое-как, получая в итоге кое-какой диплом с надписью «юрист» или «экономист». А вы зайдите в любую кировскую серьезную компанию и спросите, сложно ли найти такие кадры. Во многих ответят: с дипломами — много, а действительно хорошего бухгалтера или юриста найти очень сложно. Мы в свое время тоже долго и серьезно работали над тем, чтобы сформировать нашу кэпловскую бухгалтерию. Подходящие кадры искали очень долго. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.

Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru

Досье:
Александр Иванович Пономарев, первый заместитель директора КОГОАУ «КЭПЛ».

Дата и место рождения: 20 июля 1960 года, г. Киров.
Образование: высшее. В 1986 году окончил Кировский государственный педагогический институт (исторический факультет).
С 1986 по 1989 гг. - преподаватель в средней школе с. Кстинино.
С 1989 по наст. вр. - работа в Кировской средней школе № 24, которой с 1992 года присвоен статус школы-лицея. С 1996 года преобразована в Кировский экономико-правовой лицей (КЭПЛ).

Из философского: «В детстве прочитал философскую восточную мудрость, которую проношу через всю жизнь. «Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе нужно». У нас огромное число людей живут по алгоритму. Многие дети ходят в школу, учатся хорошо, потому что так надо. Многие взрослые — закончили вуз, поселились в обычной квартире с диваном, двумя креслами и мебельной «стенкой» в большой комнате, купили машину (сначала «Ладу», затем заменили на «Фольксваген»), съездили в Сочи или в Турцию по системе «все включено». Им достаточно, они счастливы. А зачем по-настоящему живут, для чего предназначены — многие не задумываются и плывут по течению. Плыть надо именно туда, куда тебе надо. Очень надеюсь, что большинство выпускников КЭПЛа по стандартному алгоритму жить не будут.

От автора:
Мы с Александром Ивановичем беседовали в его кабинете. Необычном, как сам спикер. Там даже нет традиционного письменного стола. Стоит маленький журнальный, вокруг — кресла и диван. Как дома — свободно, без формальностей. Мне потом дети рассказали: они сами в этом «кабинете» - частые гости. Собираются человек по 10 или даже 20, делают «домашку». Даже когда взрослых нет. Еще много-много хорошего рассказали: что Александр Иванович первым смотрит все фильмы, которые смотрят дети, первым читает детские книги. Он говорит: «Как можно общаться с детьми, если не знаешь, чем они живут?» Он и сам живет детьми.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений