Александр Росин

15.10.2017 14:38:00 3652 0

Раки, яблоки, вино

Сеть магазинов «Бристоль», которая, казалось бы, совсем недавно зашла в наш регион, уже активно превращается из простых «алко-маркетов» в «магазины у дома». И это в режиме жесткой конкуренции и в условиях политики импортозамещения. При этом руководство компании состоит в хороших отношениях и с правительством области, и с контролирующими органами. Как это происходит, рассказывает Александр Росин, директор дивизиона «Бристоль-Северный Урал».

Александр Росин.

Расскажите, как образовалась торговая сеть «Бристоль»?

— «Бристоль» — это сеть магазинов, которая была организована Кациевым Сергеем Салтановичем как розничное направление торговли табаком и алкоголем от дистрибьютора оптовых продаж табака ОАО «Мегаполис» (г. Москва). Доля оказываемых услуг оптовых компаний в потребительском рынке нашей страны стала падать, поэтому такой формат работы перестал быть актуальным — производителям стало выгодно работать непосредственно с розницей. Президент нашей компании решил, что нужно переключаться на оказание других услуг. 
 
А само название откуда возникло?
— Свои первые поставки сигарет на российский рынок «Мегаполис» в 90-х осуществлял с британского порта Бристоль. Отсюда и пошло название новой сети магазинов.
 
До каких масштабов сегодня она доросла?
— В этом году компания празднует своё пятилетие. За это время мы открыли около трех тысяч магазинов примерно в 40 субьектах России. Многие воспринимают магазины «Бристоль», как только алко-маркет, но это уже давно не так. Большую часть продукции у нас занимали и занимают сигареты — 40-50%, доля алкоголя в среднем составляет где-то 30-35% — в зависимости от конкретного магазина. И 17-20% — это бакалейные товары: колбаса, сыр, молоко, хлеб, консервы. И ее доля постоянно растет. То есть мы фактически переходим в формат «магазина у дома».
 
Какие предприятия поставляют продукцию в ваши магазины?
— Есть компании, с которыми заключены договоры относительно того, чтобы они специально для нас выпускали определенные виды продукции — под брендом «Бристоль». Речь идет, например, о газированной и минеральной воде «Кармадон», пиве. В Армении для нас выращивают в горном озере раков. Их, вареных, в специальной упаковке можно купить почти в каждом нашем магазине. И несмотря на довольно высокую цену, этот продукт пользуется спросом. Кроме того, одно из подразделений компании «Бристоль» занимается  яблочными садами, плантации которых находятся в Кабардино-Балкарии. Это около 1000 га земли. Итальянские саженцы, европейские технологии по их выращиванию: все системы компьютеризированы, полив координируется автоматически в зависимости от влажности воздуха. 
А на реке рядом с плантацией смонтирована мини-ГЭС, которая поставляет энергию для работы всех систем плантаций. Политика импортозамещения в данном случае действует.
 
С кировскими производителями вы работаете?
— Да, к примеру, хлеб, который представлен в наших магазинах, — кировский. Плотно сотрудничаем с компанией «Вятич». Если сначала мы продавали 1000 далл, сейчас вышли на 10 тысяч далл. С «Уржумским СВЗ»  взаимодействуем — по квасу и медовухе. Также рассматриваем предложение от «Здравы». В принципе мы готовы работать по всем направлениям, которые интересны региону и его компаниям. Никаких ограничений в этом вопросе у нас нет — если нам дают качественный товар, если компания открыта и готова вести с нами диалог, если она рада видеть свою продукцию на наших полках, то сотрудничество будет налажено.
 
Политика импортозамещения наверняка повлияла и на поставки в ваши магазины алкогольной продукции. С кем сегодня вы работаете?
— Примерно 80% нашего вина поставляется непосредственно от производителей — где оно сделано, там оно и разлито. Как правило, бывает по-другому: вино производится, например, в Краснодаре, а разливается в Москве. И пока его везут в цистерне, оно теряет свои свойства.
Кроме того, в связи с политикой импортозамещения мы сейчас очень тесно работаем с отечественными производителями вина. Это делается в том числе и для того, чтобы понизить цены в магазинах. Для этого же мы уходим от взаимодействия с посредниками. Их рынок, на мой взгляд, вообще скоро уйдет в небытие. И все будут довольны: зачем платить тем, кто ничего не делает.
 
Сколько сейчас магазинов «Бристоль» в регионе?
— 150: наши торговые точки есть во всех крупных районах, а также во многих городах и деревнях. К примеру, в Аркуле, где живет всего 3000 человек, у нас тоже открыт магазин. Там, к слову, большей популярностью пользуются именно бакалейные товары. План нашего развития – открыть 180 магазинов до 2020 года. 
 
Какое время уходит на то, чтобы открыть один магазин, насколько это затратный процесс?
— Примерно 2-3 месяца. В этом вопросе важно учесть все законодательные факторы, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Например, на регистрацию договора отводится 10 дней, на получение лицензии для торговли алкогольной продукцией тоже требуется до 30 дней. Под каждый магазин производится индивидуальная мебель. Практически во всех случаях мы заключаем договоры аренды по площади, так как выкупать помещение - довольно рискованно. Не могу сказать, сколько нужно вложить для открытия одной торговой точки — это коммерческая тайна. Сами же магазины приносят разную выручку – один 1,5 млн в месяц, другой – 6 млн. Это зависит от того места, где он находится, от наличия конкурентов.
 
Конкурентов у вас очень много. Как вы с ними взаимодействуете? 
 — Играть в понижение цены мы не видим смысла: тогда мы будем или работать  в ноль, или потеряем качество товара, или перестанем развиваться. Поэтому мы решили сделать акцент на другие группы продукции. И если в прошлом году у нас очень сильно пересекались товарные линии, то сейчас они разные.
 
А как же тот факт, что вы находитесь порой практически в одном доме? Например, с магазинами «Красное и белое»?
— Эту тактику выбрали не мы. Но могу сказать, что иногда нам, как и другим торговым компаниям, приходится открывать два своих магазина в одном дворе или доме, чтобы туда не зашли конкуренты. Так, к примеру, по одному из адресов в маленьком подвальном помещении у нас работал магазин. Конечно, там был не такой большой ассортимент и он не так много зарабатывал. Поэтому когда по-соседству освободилось помещение побольше, мы и там открыли магазин. Показатели по выручке у него были явно больше. Сейчас они работают оба.
Но в любом случае, что касается конкурентов, кто-то у кого-то забирает часть прибыли, потому что круг покупателей везде один. Это надо воспринимать как данность. 
 
У вас большой штат?
— Сейчас в моем подчинении более 1100 человек. Они получают белую зарплату. При этом она у нас достаточно высокая по-сравнению с другими торговыми сетями: к нам готовы идти работать продавцы от конкурентов. У нас небольшая текучка, сложившиеся коллективы.
 
Как строится взаимодействие с чиновниками?
— С правительством Кировской области у нас хорошие взаимоотношения. За четыре года нашей работы в регионе к нам не было предъявлено никаких претензий и вопросов. Министерство промышленности и торговли работает хорошо. А мы, в свою очередь, соблюдаем правила игры — законов не нарушаем. «Стометровка», например, очень сложна для нас. Даже когда ты находишь место, в 100 метрах от которого нет никаких образовательных учреждений, нет гарантии, что в будущем они там не появятся.
Сейчас подобное противоречие мы пытаемся разрешить в Вахрушах. Там рядом с нашим магазином открылся кабинет автошколы, но дело в том, что данный объект не внесен в лицензию для проведения образовательного процесса. Поэтому сейчас мы пытаемся в судах доказать, что законов мы не нарушаем.
 
А что касается  временных ограничений по продаже алкоголя? Их в нашем регионе, кажется, принималось немало.
— Запрет, касающийся продажи алкоголя по воскресеньям до 17-00, отменили. Сейчас мы торгуем до 22.00.  А в целом подобные ограничения действуют практически в каждом регионе: где-то с 8 утра торгуют, где-то, как у нас, с 10. Есть интересный пример: мост между Пермским краем и Удмуртией. Расстояние по нему между регионами равно метрам 500-600. При этом когда в Перми, например уже 23.00, в Удмуртии еще только 22.00. Что делается в магазинах в этот временной промежуток, надо видеть! Люди берут такси, чтобы съездить за вином в соседний регион, а потом едут обратно.
Конечно, есть и дни, когда мы не торгуем алкоголем вовсе. Мы, безусловно, теряем в выручке. Но надо понимать, что перед этим, в том числе перед праздниками, наши продажи возрастают. 
 
На ваш взгляд, это способствует тому, чтобы люди меньше пили?
— Вряд ли. Я могу сказать, что в наших магазинах люди часто высказывают недовольство подобными ограничениями. Некоторых не останавливает даже то, что наши кассы после определенного времени просто не пробивают продукцию: «Я дам больше денег, а пробьете потом», - говорят такие покупатели. Иногда, особенно в праздники, магазины приходится закрывать с полицией.
А в целом кто хочет, тот всегда найдет. И в подобные дни, получается, мы помогаем нелегалам продавать свою продукцию. При этом почему-то в ресторанах и кафе алкоголь продается без ограничений. Где логика?
 
Рынок нелегальной продукции, по-вашему, сильно вырос?
— Этот вопрос нужно задавать не мне, а правоохранительным органам. Но когда я, к примеру, пришел в табачный бизнес в 2004 году, пачка «Балканки» стоила 5,3 рубля, сейчас ее цена равна 67 рублям. Сегодня даже бутылка пива стоит дешевле пачки сигарет. Не все могут покупать табак по таким ценам. Но это не означает, что люди бросают курить. Находятся производители, которые поставляют на рынок нелегальную продукцию. Да, в таких сетях, как у нас, это сделать невозможно: наша касса просто не пробьет нелегальную пачку сигарет. А люди сейчас все грамотные — без чека никто уходить не хочет. Но есть те, кто умеет обходить закон.
 
На пиво, кстати, тоже хотят ввести свои акцизы...
— На мой взгляд, подобные меры в целом помогают государству сдерживать рынок контрафактной продукции, отслеживая тот путь денег, который есть. Если завод может разливать только 1000 далл пива, а в магазинах вдруг появилось 1500, то откуда-то оно взялось? И это правильно, потому что именно за счет легальной продукции пополняется наш бюджет.
 
Но не слишком много ответственности на вас ложится: акцизы, ЕГАИС, лицензии?
— Организационная часть у нашего бизнеса большая. Это тяжело. Но мы справляемся. Одной из первых в стране, кстати, сеть «Бристоль» ввела у себя систему ЕГАИС.
 
И на проверки вы тоже не жалуетесь?
— Все проверки у нас проходят согласно законодательству. Расскажу один подобный случай: приходит утром дедушка, покупает бутылку коньяка, выпивает ее, приходит через два часа и говорит, что отравился и алкоголь был некачественным. Он написал жалобу, к нам приехали представители Роспотребнадзора, изъяли всю партию данного вида продукции, проверили ее. Вывод был однозначный: коньяк соответствует нормам, а дедушка просто много выпил. Недавно же все наши магазины прошли большую плановую проверку у Роспотребнадзора. Все выявленные недочеты мы устраним в кратчайшие сроки. 
 
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье
Александр Юрьевич Росин, директор дивизиона «Бристоль-Северный Урал».
Дата и место рождения: 9 июня 1959 года, Киров.
Образование: Московский технологический институт.
Карьера:
с 1976 г. - старший лаборант ВятГУ, мастер лаборатории множительной техники;
с 1982 г. — начальник отдела печатного цеха в Облпотребсоюзе;
с 1990 г.  - организация нескольких кооперативов в сфере торговли;
с 1993 г. — Кировский облпотребсоюз, организация первого в Кирове магазина продажи радиотехники; Союзконтракт-Регион, группа компаний «Спутник».
2002-2004 г. г.— ведущий специалист администрации города Кирова;
с 2004 г. — директор филиала компании «Мегаполис»; 
с 2016 года — директор дивизиона, компания «Бристоль»;
Увлечения: собирать модели парусников, самолетов.
Любимая литература: историческая, классическая: Тургенев, Пушкин.
Любимая музыка: классическая, народная.
Девиз: Жизнь — это цепь, а мелочи в ней — звенья, нельзя звену не придавать значения.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений