Александр Зорин
30.08.2015 08:57:00
5254
0
На связи
Александр Зорин.
В рабочем кабинете министра информационных технологий и связи Александра Зорина ничего лишнего - ни картин и фотографий лидеров на стенах, ни цветов в горшках. Только в углу на стене ЖК-телевизор. Спрашиваю, не такой ли висит и в кабинете губернатора с сенсорным экраном. Оказывается, не такой. Но это и не совсем обычный телевизор. Это монитор для конференц-связи с районами, в каждом из которых до конца года появится минимум по одному Многофункциональному центру. Рассказывая о планах, Александр меряет шагами небольшой кабинет, останавливаясь лишь на короткий миг, чтобы обозначить рукой на стене масштабность проектов, затеянных его министерством. О проектах и поговорим.
На самоокупаемости
В ноябре 2011 года по приглашению Никиты Белых в ВятГУ с презентацией работы “электронного правительства” Эстонии выступил Олег Швайковский, глава эстонского центра стратегического развития. Он рассказывал тогда вещи, которые были немыслимы у нас. Проходит три года, и многие положения из его доклада начинают реализовываться на Вятке. Этот визит действительно может считаться отправной точкой появления МФЦ?
- Идея создания центров «Мои документы», на самом деле, появилась даже раньше. Тема МФЦ пошла по России еще с 2006 или 2007 года. Краснодарский край, Ростов-на-Дону, Липецкая область, у которых зона покрытия уже сейчас больше 90%, эту задачу выполнили первыми. Минэкономразвития тогда определяло несколько пилотных регионов, в число которых попала и Кировская область, но мы тогда открыли только один центр. Проблема заключалась в том, что финансово-экономическая модель предоставления услуг различных органов власти в МФЦ на тот момент не была решена. И все затраты на их содержание нес либо регион, либо муниципалитет. Таким образом, с учетом ограниченности бюджетов все регионы настороженно относились к созданию многофункциональных центров: нельзя получать дополнительные расходные обязательства без соответствующего финансирования.
Оно и понятно, тут же не разовые вложения, а ежегодные расходы из бюджета.
- Совершенно верно, сегодня, когда внесены поправки в бюджетный кодекс о том, что 50% госпошлины по услугам, которые предоставляются МФЦ, остаются в регионе, позволяют нам обеспечивать текущее финансирование работы МФЦ.
Кстати, каковы затраты на текущую деятельность сети МФЦ области?
- На этот год на содержание центров “Мои документы” запланировано порядка 147 млн рублей. И именно такой объем госпошлины в бюджет мы ожидаем получить.
Это уже сумма за минусом 50% от пошлин, которые поступают в федеральный бюджет?
- Да, это половина. А в осеннюю сессию Госдума должна рассмотреть предложения о том, чтобы 100% пошлины по госуслугам, которые предоставляются МФЦ, оставались в регионе. Таким образом, если на следующий год у нас бюджет расходов на текущее содержание составит порядка 240 млн рублей, мы взяли на себя обязательство эти 240 млн рублей покрыть за счет госпошлины. Кроме того мы активно развиваем предпринимательскую деятельность на базе МФЦ, средства от которой будут направлены на развитие деятельности учреждения. Таким образом, например, модернизацию существующие информационных систем мы предполагаем осуществлять без дополнительного бюджетного финансирования.
Разве это возможно?
- Не только возможно, это и нужно делать. Кроме этого, предоставление сопутствующих услуг, за счет которых мы обеспечиваем внебюджетные доходы учреждения, удобно, прежде всего, для граждан. Например, ранее для того, чтобы зарегистрировать сделку, за договором по этой сделке нужно было идти в ближайшую юридическую фирму. Сегодня эти услуги доступны в МФЦ, причем цена на них ниже, чем в среднем по рынку. Наша задача: повышать качество обслуживания, сервис, при этом снижая временные и финансовые издержки для граждан. Кроме этого, за счет дополнительных доходов от предпринимательской деятельности мы повышаем зарплату нашим сотрудникам, награждаем лучшие теротделы, создаем для них дополнительную мотивацию. Ну, и как я уже говорил, за счет развития предпринимательской деятельности мы хотим, начиная с 2016 года, снять нагрузку с бюджета по приобретению и внедрению новых информационных систем, которые необходимы для повышения качества обслуживания заявителей.
Имеете в виду центры фото- и видеофиксации?
- Нет, я говорил о том, что, в случае принятие решения о замене либо модернизации информационной системы, например, которая используется центром телефонного обслуживания МФЦ, она будет приобретена не за счет бюджетных средств, а за счет доходов от предпринимательской деятельности МФЦ. А что касается фото-видеофиксации нарушений ПДД – то это тоже хороший проект, при котором мы предполагаем избежать прямого бюджетного финансирования расходов на создание группировки комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД, т.е. деньги из бюджета на это не тратятся, свои средства вкладывает инвестор. Наша задача найти баланс интересов и выстроить такие взаимоотношения с потенциальным инвестором, чтобы он создал группировку комплексов фото- и видеофиксации, увеличил ее в 2-3 раза, разместил там, где сегодня максимальное количество ДТП и опасных участков. А дальше - фиксируется правонарушение, выносится постановление, назначается штраф, и доходы поступают в бюджет. И только тогда ему идут средства на возмещение его затрат. У нас на сегодня уже есть четыре потенциальных инвестора, которым такие условия интересны. При этом опять же нужно говорить о том, что нашей основной задачей является снижение аварийности на дорогах, прежде всего, за счет сокращения водителями нарушений скоростного режима и других нарушений ПДД. Именно на это, прежде всего, направлен проект.
Инвесторов может быть сразу несколько?
- Мы сейчас рассматриваем несколько вариантов. Конечно, идеальный вариант, когда он один: ниже затраты на управление проектом с нашей стороны. Но мы заинтересованы в большом объеме инвестиций. И, возможно, нам будет выгоднее привлечь 3-4 инвесторов, чтобы закрыть проблемные участки полностью.
А в чем интерес инвестора? Какая часть от штрафов идет в бюджет, а какая ему?
- Средний размер штрафа за нарушение ПДД по Кировской области составляет 554 рубля. Соответственно, мы определяем максимальную начальную цену контракта с точки зрения того, за сколько они готовы нам эту информацию давать. На сегодняшний день она составляет около 170-180 рублей за одно постановление. Этого должно хватить на расходы по возврату инвестиций, оперативную деятельность и прибыль. Соответственно 370-380 рублей поступят в региональный бюджет от каждого штрафа. При этом инвестору интересны, понятно, не годичные контракты, а года на три, пять и более, чтобы окупить оборудование. И нам тоже интересно контрактоваться на срок не менее трех лет. Думаю, что этот проект должен быть успешным.
Получается, что государство полностью исключается из процесса фото- и видеофиксации нарушений?
- государственные органы получают информацию о зафиксированном правонарушении и по нему принимает решение - либо вынести штраф, либо его не выносить. При этом государственный контроль за организацией функционирования группировки фото-видеофиксации нарушений ПДД сохраняется.
А до сих пор как это работало?
- До сегодняшнего дня это происходит следующим образом: группировка комплексов фото- видеофиксации частично находится в областной собственности, частично - в федеральной. Управляет этой группировкой с точки зрения обслуживания наше подведомственное учреждение. То есть по факту затраты на содержание и развитие группировки несет бюджет. Причем по истечении определенного времени эти комплексы также нужно модернизировать: например, в целях профилакти нарушений ПДД не достаточно фиксировать только скорость, важно фиксировать и иные нарушения, например, непристегнутый ремень безопасности, разговор по телефону и т.п. Это дополнительные затраты, которые также ложатся на региональный бюджет. В условиях ограниченности бюджета, решать эти задачи таким способом достаточно затруднительно.
Правда, что в этом году от штрафов планируется получить в бюджет что-то около полумиллиарда рублей?
- На сегодняшний день администратор доходов уже подтвердил плановый размер доходов в объеме 360 млн. рублей, но мы считаем возможным обеспечить поступления на уровне не менее 500 млн рублей. Для этого сейчас реализуется необходимый комплекс мер, в т.ч. направленных на повышение эффективности работы самих комплексов, снижение уровня брака, повышение скорости обработки снимков и т.п., а также увеличения числа самих комплексов. На сегодняшний день группировка группировка комплексов фото- видеофиксации состит из 67 комплексов. Планируем довести ее до 150-200 в течение этого и следующего года исходя из значительного числа участков с высокой концентрацией ДТП на территории области.
Как эти участки будут делиться между несколькими инвесторами? Географически?
- Это действительно непростая задача, но она решается. К примеру, есть Советский тракт с высокой проходимостью машин. Затраты на то, чтобы выставить там комплекс, не высоки, а объем нарушений, напротив, зашкаливает. При этом у нас есть участок, расположенный за 100-150 км от Кирова, где нарушений значительно меньше. Ну и затраты на обслуживание также значительно отличаются. И мы пытаемся сгруппировать места размещения комплексов таким образом, чтобы туда вошли как близлежащие к областному центру места дислокации, так и отдаленные. После этого будут сформированы соответствующие лоты, которые могут быть предложены на условиях конкурса потенциальным инвесторам.
Три канала для граждан
Вернемся к МФЦ. Как объяснить человеку, который пока не прибегал к услугам центров, что это такое? И какую роль должны играть МФЦ в жизни человека, когда процесс будет полностью отлажен?
- МФЦ - это единое место приема документов различных органов власти. Раньше гражданину приходилось, к примеру, для того, чтобы получить какую-то услугу, проходить 5-7 разных ведомств. При этом они работают в разное время, в разном режиме, в разные дни недели - это было неудобно. Когда мы все их услуги завели в одно место, то гражданин знает, что если нужны какие-либо документы, то приходить нужно в МФЦ, которые работает минимум шесть дней в неделю, в т.ч. до 8 часов вечера. Это действительно удобно. При этом сейчас все МФЦ работают под единым брендом “Мои документы”, причем не только в области, но и по всей России. Кроме этого, по ряду услуг мы уже внедрили принцип экстерриториальности, то есть, услугу, например, администрации города Кирова можно заказать в центре «Мои документы» в г. Вятские Поляны или наоборот. При этом я думаю в будущем принцип экстерриториальности будет действовать во всех центрах «Мои документы» в масштабах России: например, гос.услугу органов власти Кировской области можно будет получить хоть из Владивостока. Для этого просто нужно обратиться в центр «Мои документы», по защищенным каналам связи соответствующий запрос будет отправлен в орган власти.
Сегодня изрядная доля услуг требует физического присутствия в офисе центра. Не проще ли делать это посредством интернета, в удаленном режиме со своего ID с защищенным паролем и электронной подписью?
- Это так, но мы все же создаем трехканальную модель взаимодействия граждан и бизнеса, с одной стороны, и органов власти с другой. Первый канал - это единый центр телефонного обслуживания. Второй канал - дистанционный. Это региональный и федеральный портал госуслуг. И третий канал - когда мы получаем в единой сети центров “Мои документы” услуги традиционным способом, когда за ними физически нужно прийти. Эта трехканальная модель - не наше изобретение, она пришла из Европы и показала там свою успешность. Это необходимо было сделать из-за большого числа людей, для которых электронные услуги что-то пугающее и непонятное, с одной стороны, и далеко не все госуслуги можно перевести в электронный вид в полном объеме, с другой.
Несмотря на то, что проводится обучение в рамках проекта “Волонтеры информационного общества”?
- Да, но перевод услуг в электронный вид все равно является нашей стратегической задачей. Когда люди будут получать их дистанционно - из дома, с работы – безусловно, кроме того, что это удобно, также сокращаются затраты как заявителей, так и органов власти на получение и предоставление услуг. Таким образом, эффективность системы госуправления в части предоставления услуг в разы увеличивается. Но мы понимаем, что это молниеносно не произойдет. Исходя из этого, уже сейчас, в современных условиях мы должны создать максимально удобные условия для граждан, когда они получают услуги традиционным способом, но при этом быстро, удобно, с минимальными временными и денежными затратами.
Именно поэтому у вас стоит задача обеспечить центрами “Мои документы” все районы области?
- Да, причем мы заходим сегодня не только в райцентры, но и в 124 сельских поселения, где мы открываем удаленные рабочие места. Мы практически со всеми муниципалитетами уже заключили соглашения, определили места дислокации этого удаленного рабочего места, оснастим их необходимым оборудованием, защищенными каналами связи, обучим специалистов и с конца декабря услуги по принципу «одного окна» будут доступны и для жителей сельской местности.
В ближайшие выходные вы проводите первый областной форум центров “Мои документы”. Для чего?
- Это первый подобный форум в нашей области. В нем примут участие около 400 человек из всех центров Кирова и области. Мы хотим популяризировать общую систему центров “Мои документы” как современной сетевой государственной клиентоориентированной организации. Важно, чтобы это осознание было, прежде всего, у наших экспертов, чтобы у них было чувство сопричастности к большим государственным проектам, которые мы сегодня реализуем, и чувство лично ответственности за их реализацию. С другой стороны, мы хотим подвести итоги и показать, что получилось уже сейчас и над чем нам предстоит работать. И, наконец, третье - это проведение тренингов, направленных на повышение мотивации сотрудников, на клиентоориентированность и работу с заявителями.
К нам на форум приезжает Алексей Игоревич Херсонцев (Ред. - директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России). Это человек, который отвечает на федеральном уровне за проект «Мои документы». Он его основоположник, идеолог и модератор. Его заинтересовало как раз то, что в рамках нашего форума должна быть утверждена система ценностей центров «Мои документы» как руководящего документы. Мы столкнулись в ходе работы с тем, что нельзя все зарегламентировать. И когда мы сталкиваемся с какой-то конфликтной ситуацией, то часто получаем ответ: это не прописано. Когда же мы утверждаем систему ценностей, то говорим: понятно, что не прописано, но у нас есть вот такие принципы, ценности, и мы действуем, принимаем решения исходя из них. И если этих ценностей кто-то не придерживается или нарушает, например, таких как, клиентоориентированность, открытость, проактивность, то ему просто нужно искать другую работу. Это касается как экспертов, так и сотрудников аппарата управления.
Центры фактически отсекают поток людей от органов власти. При этом с последних снимается определенная нагрузка. А штат сокращается?
- Мы в настоящее время готовим соответствующие расчеты и порядок принятия решения об оптимизации штатной численности: определяются трудозатраты, которые перекладываются на МФЦ, и, исходя из этого, готовятся предложения о возможной оптимизации штатной численности органов власти.
Это рекомендации. Окончательное решение - за органом власти?
- Да. Но есть определенный порядок. Нельзя провести сокращение, если услуга на 100% нам не передана. То есть, формально мы ее завели в МФЦ, но ее продолжают оказывать и напрямую в органе власти. По факту мы дублируем расходы. Это неудобно и органу власти, и населению. Задача стоит, чтобы орган власти, переведя услугу к МФЦ, прекратил у себя прием. И когда он прекратил прием, то тогда можно у него проводить оптимизацию. С учетом того, что до конца года мы переводим значительной количество услуг на их предоставление в центрах «Мои документы», по моей оценке, не позднее 1 июля 2016 года возможна соответствующая оптимизация штатной численности в органах власти.
МФЦ, наверное, сейчас занимают наибольшую часть вашего времени и внимания, но есть еще одна важная тема - ликвидация цифрового неравенства и обеспечение интернетом всех жителей области. Когда доступ в интернет появится во всех населенных пунктах области?
- Проект по устранению цифрового неравенства в регионах РФ - это проект Минкомсвязи, как заказчика, и Ростелекома, как исполнителя, реализуется с этого года. Он направлен на решение проблемы широкополосного доступа к сети интернет в населенных пунктах с числом жителей от 250 до 500 человек. Если к услуге сотовой связи в Кировской области имеет доступ 97% жителей, то к интернету - 87%. И казалось бы это неплохая цифра. Но если взять только сельские поселения, то доступ к сети интернет имеют лишь 57%. В течение ближайших четырех лет действия этого проекта скоростной интернет придет в 229 населенных пунктов и общее количество жителей села, которые будут иметь доступ в интернет, составит 72%. При этом надо понимать, что с приходом интернета туда приходит мобильная связь, начинает работать эквайринг, осуществляются электронные платежи, начинают работать банки и т.д.
Возможно ли, на ваш взгляд, создать электронную систему сбора мнений общественности, чтобы с одной стороны не тратить бешеных денег на референдумы, а с другой легитимизировать некоторые решения власти? Эта проблема встает каждый раз, когда речь заходит о каком-то строительстве, вырубке парков, сносе коммерческих объектов.
- Есть опыт коллег, как, например, Ё-полис, в них можно голосовать, но с точки зрения легитимности- тот ли человек проголосовал - была проблема. Она решается с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Мы сегодня ставим перед собой задачу, чтобы как можно больше граждан зарегистрировать в ЕСИА. При этом не только для того, чтобы они могли получать государственные и муниципальные услуги, но и для голосования по тем же проектам поддержки местных инициатив. В этом случае мы будем знать наверняка, кто проголосовал и сколько голосов реально инициатива набрала.
Каков механизм вовлечения граждан в эту систему идентификации?
- У нас в настоящее время разработана соответствующая “дорожная карта” и с сентября пойдет активная, масштабная информационная работа по привлечению граждан к тому, чтобы регистрироваться в ЕСИА. Кроме этого, уже сейчас мы выходим на предприятия, в бюджетные, некоммерческие организации, рассказываем о полезности госуслуг и предлагаем там зарегистрироваться. Причем мы не просто призываем зарегистрироваться, но и показываем для каждой целевой группы набор из 5-7 услуг, которые они могут сегодня здесь получать в электронном виде.
Беседовал Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
Досье
Александр Владимирович Зорин, министр информационных технологий и связи Кировской области.
Дата и место рождения: 16 января 1978 г., с.Пасегово Кирово-Чепецкого района.
Образование: Марийский государственный технический университет по специальности "государственное и муниципальное управление".
Карьера:
2001-2005 - следователь, оперуполномоченный УВД Кировской области.
2006-2010 зам. главы администрации Пасеговского сельского поселения Кирово-Чепецкого района.
2010-2011 - зам. начальника управления организационно-информационного обеспечения администрации г.Кирова.
02.2011-09.2011 зам. директора МБУ "Кировский МФЦ".
10.2011-10.2012 зам. директора КОГБУ "ЦСРИР и СУ".
10.2012-02.2013 зам. начальника департамента муниципальной собственности администрации г.Кирова.
02.2013-05.2013 зам. директора, директор КОГБУ "ЦСРИРиСУ".
2013-2015 зам. главы департамента информационных технологий и связи Кировской области, глава департамента.
С 01.07.2015 министр информационных технологий и связи Кировской области.
Вопросы Марселя Пруста:
Качества, которые вы цените в женщинах? - Честность, верность.
С кем из исторических личностей хотелось бы повстречаться? - Петр Столыпин.
Если не собой, то кем бы хотелось быть? - Собой.
Что Вы считаете самым большим несчастьем? - Утрата близкого и когда занимаешься делом, которое не приносит пользы.
Способность, которой вам хотелось бы обладать? - Предвидение.
Девиз: Не отступать и не сдаваться.