Ильгиз Бурханов

03.06.2018 17:55:00 2321 0
Не жалуемся и не просим

Аграриев в южных районах в этом году сильно подкосило снижение закупочных цен на молоко. Но, по словам руководителя агрофирмы и завода в Малмыжском районе Ильгиза Бурханова, все справляются и закрываться никто не будет.

 

«Наше дело — пахать и сеять, - сказал он «Бизнес Новостям». - И сохранить хозяйства».

- Расскажите, как вы начинали свое дело, как возглавили колхоз?

- Я начинал работать учителем физкультуры, но зарплата тогда была небольшая - всего 90 рублей. Поэтому я ушел в дояры за 400 рублей. С шести утра я доил коров, с четырех дня был тренером, а вечером — кочегаром. Работал круглые сутки, получал на то время неплохие деньги. Потом начал развивать колхоз. 15-17 лет назад у нас работало 440 человек и мы доили 4,5 тонны молока в день. Сейчас мы доим 15 тонн молока, и работников у нас только 170.

- Много сейчас колхозов в Малмыжском районе?

- Достаточно – всего где-то 10-12 хозяйств. По объемам они примерно одинаковые: кто-то, как и мы, молочным животноводством занимается, другие – картофелем.

- В прошлом году на работе вашего хозяйства сильно сказались погодные условия?

- Все было нормально: и в том году, и в этом, и во все предыдущие. Главная проблема этого сезона заключается в том, что сильно подешевело молоко. В Кирове закупочные цены на крупных предприятиях составляют 22-23 рубля. А наши южные районы далеко от областного центра. Часть сырья мы перерабатываем на своем маслозаводе, а остальное «сбрасываем» в Татарстан, Чувашию, Удмуртию, где закупочные цены с начала этого года стали меньше на 5-7 рублей за литр, чем в Кирове, Кирово-Чепецке, Зуевке или, например, Орлове.

- Почему так произошло, на ваш взгляд?

- Я не знаю, почему. Наше дело – сеять и пахать. Но дело в том, что в перечисленных мною регионах власти помогают аграриям серьезными дотациями: сейчас они составляют 4 рубля на литр, а в скором времени планируется добавить еще 3 рубля. Поэтому им выгодно принимать у нас молоко по 17 рублей. Конечно, можно привезти сырье в центр, но там хватает и своего. Кроме того, Татарстан от меня в 7-10 км, а Киров – в 300. То есть оттуда никто ко мне за молоком не поедет. Нас таких три района (Вятскополянский, Малмыжский, Уржумский) – примерно 15 хозяйств. И у каждого ежедневно производятся немалые объемы молока – по 7-15-17 тонн. Куда-то же его нужно сбывать?

- Как вы решаете эти проблемы?

- Работаем по существующим ценам. Тяжело, но работаем. Например, в позапрошлом году я вложил в строительство новых ферм и покупку новой техники около 40 миллионов рублей, в прошлом году — 30. Стараемся строить 1-2 фермы каждый год. Небольшие, на 100-150 голов. А в этом году я задумался: потяну ли. Я теряю каждый день по 5 рублей с литра. 15 тонн молока — это уже 75 тысяч рублей. А другие хозяйства Кировской области сдают молоко по более выгодным ценам. Это не плохо и не хорошо - просто я теряю. И я никого не ругаю: где мы родились, там и ведем свое хозяйство. Речь, конечно, не идет о разорении предприятия, но о его развитии пока думать не приходится. Ищу новые рынки сбыта – скоро поеду в Пермь.

- Власти недавно отчитались о возможных решениях этой проблемы: обещали дотации и договор с Белоруссией, чтобы можно было снизить поток продукции оттуда.

- Да, недавно мы встречались с губернатором, высказали свои предложения, нас выслушали. Из федерального центра выделят средства, но пока неизвестно в каком объеме. Лично мне никакой дополнительной помощи не нужно. Хотелось бы только вернуть те 5 рублей, которые мы неожиданно потеряли. Мои коллеги такого же мнения. Каждый раз, когда я возвращаюсь с очередного заседания Заксобрания или совещания в правительстве, мы встречаемся, обговариваем новости. Поэтому я знаю, что наши мысли едины.

Помните 2010 год? Там случилась засуха. И больше всего она задела именно нас – южные районы. Помощь тогда дали всем — спасибо большое. А сейчас нам надо только догнать другие хозяйства по ценам.

- Недавно очень сильно поднялись цена на топливо. Как справляетесь с этой проблемой?

- Мы часто говорим о том, что она поднялась. Это нормально. От того, что я еще раз об этом скажу, цена не снизится. Раз поднимается, значит государству так надо. Сейчас для нас важнее вернуть прежние закупочные цены. Надеюсь, что осталось немного перетерпеть — в начале августа цены, как правило, все равно поднимаются.

- На вас не только колхоз, но еще и маслозавод. Как сегодня развивается предприятие?

- Это акционерное общество. Когда я пришел туда, там производилось только 200 литров молока, сейчас мы производим 5-7 тонн. Продукция в виде молока, творога, кефира, масла через наши небольшие магазинчики поставляется в Малмыж, Вятские Поляны, Красную Поляну и Сосновку.

- Но в Кирове вашу продукцию не купить?

- Нет. И опять же все упирается в расстояние. Как мы устанавливаем цены — я прохожу по магазинам, изучаю стоимость других товаров и делаю так, чтобы моя продукция была самой дешевой. Масло, например, у нас стоит на 20-30 рублей меньше, чем у других. Мы - свои, закупочные цены у нас низкие, поэтому так и должно быть, я считаю.

- Если бы не расстояние до Кирова, вы могли бы составить конкуренцию тем товарам, что есть в наших магазинах?

- Такие заводы, как у нас, были в Вятских Полянах, Уржуме, Нолинске, Неме и других. Но все они закрылись, и остались только мы. Я закрывать предприятие не собираюсь, так как обещал своим сотрудникам, что оно будет работать. Сейчас у нас трудится 47 человек. Но дело в том, что нам сложно конкурировать. Мы производим 4-5 тонн продукции, а, например, «Кировский молочный комбинат» - в десятки раз больше. У них самые современные технологии, оборудование. Мы же не стремимся за скоростью: наш аппарат разливает за час одну тонну молока, их — 15 тонн. Поэтому нам нет смысла везти продукцию в Киров или на какое-то другое дальнее расстояние. Мы продаем ее только в наших магазинах.

- Я так понимаю, у вас сохранилась и серьезная социальная политика?

- Да, например, недавно мы построили детский садик. На создание его проекта скидывались все односельчане. А строили его по Программе поддержки местных инициатив. Кроме того, у нас по 25 человек каждый год ездит лечиться в санатории Кировской области. Осваивать новые технологии и знакомиться с опытом других стран езжу я, а мои сотрудники — только отдыхать, потому что они много работают. Может быть, у меня неправильный стиль управления, но я считаю, что каждый специалист должен быть на своем месте и разбираться в своем деле лучше, чем я.

- Какая поддержка вам нужна сегодня со стороны властей?

- Я стал депутатом Заксобрания не для того, чтобы просить помощи, а для того, чтобы принимать законы. Если деньги будут, нам и так помогут. А если нет, то и просить нечего. Я уверен, что про нас в министерстве знают. Если бы были в нашем регионе нефть или газ, мы бы, конечно, богато жили. Поставь аграриев соседних регионов в такие же условия, они не смогут работать, потому что привыкли к расходам, превышающим наши в десять раз. Это касается, например, Удмуртии, Татарстана, Башкирии. У них есть бюджетные деньги. У нас нет. Но и смысла обижаться тоже нет. Вот мы сейчас разольем чайничек воды на троих. Но если в нем не будет больше воды, мы же не будем его ругать за это. И просить с него не будем. У губернатора также: раздал всем по чашке, а денег больше нет и не будет. Да, мы принимаем участие во всех имеющихся федеральных программах, но для большинства из них всегда нужно софинансирование из местных бюджетов.

Нам однажды сказали, что Малмыжский район вдруг оказался самым сильным в вопросе финансов, а потом я выяснил, что мы, оказывается, не участвовали ни в одной федеральной программе, поэтому и кредитов не брали на софинансирование. Вот и получается, что ты — лучший район, если ничего не делаешь. А есть у нас глава одного сельсовета, которая много работает, участвует во всех программах. Следовательно, за ней и контроль выше.

- Политика импортозамещения, которая осуществляется нашим правительством уже несколько лет, для вас оказалась полезной?

- Скажем так, ленивый фермер никакую импортную технику не покупал: ни комбайны, ни тракторы. Он как сеял и пахал нашим К-700 10 лет назад, так и сегодня использует эту технику. Мы же заменили все на импортную, заплатили за это большие деньги. Она 10 лет отработала, состарилась. Ремонтировать ее сейчас стало очень дорого, потому что доллар вырос. А ленивый так и пашет до сих пор на отечественной технике. Поэтому если бы я сейчас дополучил деньги за молоко, я бы, наверное, купил российский трактор. Или белорусский. Но не импортный.

- Новый губернатор заявил о реализации очень амбициозного проекта — о производстве 1 млн тонн молока. Вам он поможет?

- Будет хорошо, если он будет реализован. К примеру, кто-то производит 25 тонн молока и продает его по 23 рубля за литр. А если он станет производить в два раза больше, то и цену сможет снизить до 19 рублей. Дело в том, что затрат при увеличении объемов молока не прибавится: зоотехников и агрономов больше не станет, ночных сторожей и директоров тоже. Разве только доярок потребуется чуть больше. Этот проект нужен, однако перед его реализацией нужно понимать, куда хозяйства будут сбывать свое молоко. Но на этот вопрос должны отвечать не мы. Наше дело — зерно вырастить и молока надоить.

- Вы очень оптимистично подходите к своему делу.

- Кто-то устает от жизни уже в 30 лет, а кто-то и в 75 не устает. Я всегда понимал, что останавливаться нельзя и нужно двигаться только вперед. 

Досье

Бурханов Ильгиз Фасхутдинович, генеральный директор агрофирмы «Смаиль» и «Малмыжского маслозавода», депутат Заксобрания Кировской области.

Дата и место рождения: 22 января 1964 г., с. Новая Смаиль Малмыжского района Кировской области. 

Образование: среднее.

1982-1984 - служба в рядах СА;

1985 - совхоз «Мирный», помощник комбайнера;

1985-1986 - Малмыжский райсельхозхимия, тракторист;

1986 - Рожкинская средняя школа, учитель физкультуры;

1987 - Нововятский лыжный комбинат, тракторист;

1987-1990 - колхоз им. Ленина Афанасьевского р-на, дояр, строитель;

1990-1998 - совхоз «Мирный» (с 1997 - колхоз «Мирный») Малмыжского района, животновод, зоотехник;

1998-2004 - ОАО «Стратег», директор по заготовке скота, исполнительный директор;

2003 по н.вр. - ОАО «Малмыжский маслозавод», генеральный директор;

2004 по н.вр. - ОАО Агрофирма «Смаиль», генеральный директор.

Увлечения: спорт.

Любимое телешоу: «Жди меня».

Любимое блюдо: хинкали.

Девиз: Идти вперед!

Цитата: Вот мы сейчас разольем чайничек воды на троих. Но если в нем не будет больше воды, мы же не будем его ругать за это. И просить с него не будем. У губернатора также: раздал всем по чашке, а денег больше нет и не будет.

От автора:

Про таких, как Ильгиз Фасхутдинович, говорят «человек от сохи». Говорят с огромным уважением. И я — не исключение. Именно от таких идейных и увлеченных людей зависит то, что называется «продовольственная безопасность страны». Ильгиз Бурханов знает, любит и ценит свое дело. А еще, что важнее — бережет людей, которые с ним работают.

Подготовила Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений