Илья Шульгин
28.01.2018 15:14:00
1823
0
Отговорки не пройдут
Стараться — мало, надо работать. Такова твердая позиция главы администрации города Кирова Ильи Шульгина в отношении управляющих компаний. Ему недостаточно бодрых отчетов подрядчиков о тоннах вывезенного с улиц снега. Теперь они обязаны подкреплять цифры фотографиями в мессенджере. Чем можно заменить песок, которым зимой посыпают дороги, чтобы весной областной центр не зарастал грязью? Какова судьба муниципальных предприятий, в том числе Центрального рынка? Об этом и немного о личном — в интервью «БН».
- Илья Вячеславович, вопрос по следам трагической ситуации с упавшим краном. Дайте оценку, как сработали все службы города.
- Прежде всего выражаю глубочайшие соболезнования семье погибшего крановщика. Как сообщил сегодня (22 января - «БН») на совещании в администрации руководитель СМУ-12, все пострадавшие получат компенсационные выплаты. Компания также взяла на себя все вопросы, связанные с погребением. Что касается оценки службам. Понятно, что в таких чрезвычайных ситуациях люди всегда ожидают максимальной концентрации действий городских властей. И они имеют на это полное право. Считаю, что в данной ситуации все службы сработали удовлетворительно: молниеносно отреагировали и ГУ МЧС, и УМВД, и «скорая помощь». Позднее нам очень помогли спасатели из Нижнего Новгорода — прислали вертолет с системой «Струна», провели полное обследование пострадавшего здания. Отмечу, что оперативно удалось расселить жильцов пострадавшего дома в гостиницу «Губернская». В обход разрушенного участка в доме запущено тепло, восстановлено горячее и холодное водоснабжение. Застройщик приступил к проектным работам. В случае положительного заключения о возможности восстановления здания ремонтные работы планируется провести в месячный срок.
- После этого случая вы подписали распоряжение о проверке всех кировских строек. Что конкретно будут проверять?
- Все действующие стройплощадки проверят, в первую очередь, на предмет безопасной эксплуатации кранового и любого другого подъемного оборудования, тельферов, на предмет наличия всей необходимой технической и разрешительной документации. Кроме того, Ростехнадзор проверит соблюдение всех норм и требований при проведении строительных работ, техники безопасности, состояние строительных площадок.
- На заседании Гордумы вы сказали, что приучены к заводской работе, которая не предполагает сидения в кабинете. Как сегодня складывается ваш день?
- Признаюсь честно, работа на заводе была попроще. Она предполагает больше контакта с производством. И в кабинете я появлялся после обходов только к обеду. В администрации города — совсем по-другому. Здесь, конечно, большую часть времени я провожу в кабинете, не считая выездных рейдов и совещаний. К примеру, сегодня вместе с губернатором Игорем Васильевым и главой города Кирова Еленой Ковалевой утром осмотрели территории возле торговых центров и крупных магазинов. И в принципе состояние прилегающих участков можно признать удовлетворительным — перед Новым годом ситуация была гораздо хуже. Тогда мы собрали всех владельцев крупных торговых сетей. В пример был поставлен «Глобус», где территория всегда убирается от снега. Думаю, каждый знает, что, подъехав к «Глобусу», скорее всего припаркуешься без проблем, чего нельзя сказать о многих других сетях. В итоге сегодня ситуация с содержанием территорий у торговых центров не кардинально, но серьезно изменилась в лучшую сторону.
- На днях вы участвовали в рейде по очистке дворов на Октябрьском проспекте. Ваша оценка их состоянию.
- Однозначно неудовлетворительная. Это касается, наверное, всех управляющих компаний: кого-то в большей, кого-то в меньшей степени. Понятно, что в тех УК, которые образованы застройщиками на домах, недавно введенных в эксплуатацию (компаний «Кировский ССК», «Кировспецмонтаж», КЧУС) — там ситуация лучше. У застройщиков есть своя техника — есть возможность и дворы почистить, и снег вывезти. Там дисциплина и культура труда выше. В целом же по городу жилищный фонд у нас очень пестрый, и ситуация с собираемостью денег тоже неоднородная. Это касается и Ленинской УК, где мы сейчас наводим порядок, поменяли руководство. О результатах проверок будем информировать жителей. Они платят деньги и имеют право знать, что происходит в муниципальной управляющей компании. Отговорки руководителей типа «Мы стараемся убирать» не пройдут. Надо не стараться, а убирать.
Приведу пример из своего детства. Я вырос в девятиэтажке на 8 подъездов. И наш огромный двор был всегда прибран. А убирали его всего два дворника — ветераны войны. Они вычищали снег до асфальта. И мы, мальчишки, просили их оставить хоть немного наката, чтобы можно было шайбу погонять, потому что хоккейных коробок не было.
А что мы увидели во дворах на Октябрьском проспекте? Там огромные кучи снега, которые никуда не вывозятся. В прошлом году я там на внедорожнике застрял. Сегодня мы рассматриваем стандарт, по которому нужно дворы принимать, чтобы у всех УК было единое понимание по уборке снега.
- Фотоотчеты подрядчиков в мессенджерах об уборке улиц работают? Все реагируют на ваши поручения в вайбере?
- Как правило, все. Мессенджер, наверное, больше нужен не мне, а подрядчикам. На мой взгляд, они с помощью этих каналов связи стали лучше взаимодействовать друг с другом. Подрядчики поняли, что бодрые отчеты на утренней оперативке о том, сколько тонн песка за ночь высыпано на дороги, сколько «кубов» снега вывезено - никого не интересуют. Если мы видим, что город не убран, то все эти отчеты — мертвому припарка. А когда отчет плюс фотолента — другое дело. Некоторые подрядчики пытались «выпадать» из мессенджера. им было сделано замечание: если не нравится работать в таком формате — может быть, расторгнем договор? Тут все претензии закончились.
Дальше предстоит системная работа по установке специального оборудования на машины подрядчиков с целью полной диспетчеризации каждой машины и каждого подрядчика и полного учета вывоза каждой тонны снега.
- К слову, о тоннах песках на улицах города. В конце прошлого года вы заявили, что посыпать им дороги — это каменный век, и в ближайшее время мы должны полностью от этой технологии избавиться...
- Полностью, может быть, не удастся избавиться. На самом деле никто и нигде не высыпает на дороги такое количество песка. Есть разная практика. Если применять только хлористый кальций и какие-то реагенты — по дороговизне этот способ выше среднего. Вряд ли мы можем себе это позволить сейчас. Сегодня нужно подумать, как и где применять реагенты, чтобы, с одной стороны, минимизировать затраты городского бюджета, с другой — создать максимум комфорта жителям.
Скажем, в центральной части, где много спусков и подъемов, нужно применять современные реагенты, такие как «Бионорд», которые по большому счету не дают грязи, а просто позволяют подтопить снег, чтобы его потом убрать. А песок? В апреле я наблюдал над всей улицей Московской огромное пыльное марево, которое просто закрывало обзор. Такого быть не должно. Это наше здоровье и здоровье наших детей. Кроме того, песок серьезно загрязняет город. Сколько мы его высыпали, столько же нужно потом и собрать. Причем нужно понимать, что высыпаем мы готовый продукт — песко-соляную смесь. А собираем - грязь, которую нужно куда-то вывезти. То есть мы платим за песко-соляную смесь фактически дважды: сначала покупая и высыпая на улицы, затем убирая и утилизируя на полигоне. И так каждый год.
Нам надо посмотреть лучшие практики. К примеру, в Финляндии, Норвегии, Швеции дороги посыпают либо гравийной смесью, либо мраморной или гранитной крошкой. А в конце сезона собирают ее вместе с городской грязью, рассевают, пакуют и везут на склад. Да, с талыми водами теряется около 30-40% крошки, их приходится докупать. Но это далеко не те расходы, которые мы несем, высыпая песок и затем собирая грязь. Я надеюсь, что в следующем году мы ситуацию переломим и избавим хотя бы центр города от грязи, которую мы наблюдали в этом году.
- У горожан часто складывается впечатление, что снегопад для коммунальщиков всегда приходит внезапно, техника не справляется, дворников не хватает...
– Действительно, подрядчики из-за нехватки техники начинают справляться со снегом только на вторые-третьи сутки. Самое главное, чтобы не «зарастали» основные улицы и обочины. По 30-40 сантиметров с каждой стороны улицы «зарастут» – и по одной полосе с каждой стороны просто выпадают из оборота. Этому, к слову, способствуют автомобили, которые владельцы почему-то оставляют прямо на полосе по ходу движения. Считаю, что это совершенно недопустимо. Я никогда не поставлю машину таким образом, чтобы создать проблему другим. Можно проехать дальше, «покрутиться». Да, возможно придется пройти пешком лишние 50 метров... Я понимаю, что у нас с парковками проблемы, и подрядчиков всегда прошу уделять особое внимание парковочным карманам при уборке снега. Но и каждый автолюбитель должен уважительно относиться к своим «коллегам по потоку».
- Как, на ваш взгляд, можно решить проблему парковок?
- Уже дано поручение — по всему городу посмотреть, где мы можем организовать и бесплатные, и платные парковки. С одной стороны, это позволит эффективнее использовать муниципальную землю, с другой — создадим более комфортные условия для автовладельцев.
- Осенью вы сказали, что намерены провести серьёзную ревизию муниципальной собственности. Позднее отменили все ранее объявленных на конец декабря-январь процедуры по продаже муниципального имущества. С чем это связано?
- Прежде всего, меня совершенно не устраивает подход, что если у нас бюджет дефицитный, то мы должны его сбалансировать путём продажи муниципального имущества. Давайте сначала посмотрим, для чего мы это продаём? Чтобы сиюминутно решить какие-то свои проблемы? Сбалансировать бюджет можно двумя способами: нарастить доходную часть путём продажи имущества, либо сократить издержки. При любом раскладе есть резервы. Поэтому, когда речь идет о продаже значимого для города имущества, хотелось бы знать: что мы продаем, кому мы продаем и зачем мы продаем.
Возьмем «Куприт» – предприятие, занимающееся переработкой промышленных отходов и отходов 1-го и 2-го классов опасности. Если этот объект перейдёт в частные руки, возникает вопрос: сможем мы контролировать ситуацию на территории Кирова или нет? Сегодня мы вступаем в совершенно новую эру переработки твёрдых коммунальных отходов. С 1 января 2019 года вступает в силу новые правила, поэтому 2018 год мы должны потратить максимально эффективно на создание объектов по захоронению, сортировке и утилизации мусора. И такой объект сегодня в области создаётся. Наша задача – в пределах муниципального образования предусмотреть ещё ряд площадок. Пример Москвы и Подмосковья показал уникальную ситуацию – даже в такой большой стране, как наша Россия, оказывается, не везде есть место для полигонов ТБО. А у нас область довольно большая при низкой плотности населения, поэтому место для полигона мы должны найти. Наработки по этому поводу есть.
Если говорить о гостинице «Губернская». Вот произошла ситуация с падением крана. Мы оперативно людей в свою муниципальную гостинцу заселили, у нас всё под контролем. Отдать в частные руки? Давайте посмотрим, кому? Что это за инвестор? Какие будут условия? Это здание в исторической части города – нет ли намерений его снести? То есть вопросов больше, чем ответов. И в этих вопросах нужно разобраться.
- А что касается судьбы других муниципальных предприятий - Центрального рынка и «Детского мира»?
- Понятно, что Центральный рынок в сегодняшнем виде не устраивает горожан. Это какие-то 90-е годы, и ситуацию нужно менять. Считаю, что рынок в городе должен быть. Сегодня это прибыльное предприятие, но прибыль для такого объекта несерьёзная - 8 миллионов в год, судя по отчетам. Думаю, нам можно ожидать большей отдачи от такого предприятия.
Кроме этого у меня лично вызывает вопросы расположение торговых рядов, всё очень неорганизованно. Хотя есть примеры центральных рынков в других городах, которые имеют техническое состояние, схожее с нашим, но туда приятно зайти. Потому что всё интуитивно понятно: здесь молочка, здесь мёд, здесь сухофрукты, здесь мясо. Сегодня на нашем рынке я такого не наблюдаю. Наоборот у нас можно наблюдать довольно комичную картину: здесь фрукты, рядом лаваш, тут же какие-то соленья, тут же носки шерстяные. Ситуация фантасмагорическая, и такого быть не должно.
Там есть павильоны, которые зимой не отапливаются, там совершенно невозможные для торговцев условия труда. Понятно, что деньги с них взимаются, но у меня есть вопрос: за что? Люди же должны понимать, что если им выделяется торговое место, то они имеют полное право получать определенные условия. А сейчас такое ощущение, что в павильонах рынка еще холоднее, чем на улице. Очевидно, что необходимо это менять.
Рынок занимает целый квартал, ограниченный четырьмя улицами. И горожане имеют полное право видеть здесь некое архитектурное единство, некое понятное пространство, комфортное для посещения. А самый главный вопрос при посещении рынка – куда деть машину? В выходные дни припарковаться практически нереально. Во многих городах центральный рынок и архитектурные формы объединены. Например, как Гостиный двор в Санкт-Петербурге, Центральный рынок в Уфе, Краснодаре, Колхозный рынок в Казани. Примеров много, и нам надо к этому стремиться.
«Детский мир» имеет выгодное месторасположение. Будем входить в переговоры с операторами, в том числе с федеральной сетью «Детский мир». Остальные мелкие муниципальные объекты тоже не вызывают оптимизма... Поэтому подытожу: прежде чем продать, может быть, мы сумеем на этом месте создать что-то более привлекательное.
- Вы приехали к нам из Казани. В Кирове жилье уже купили?
- Жильё снимаем. Пока не купили, но присматриваемся. Ещё работая в правительстве, я перевёз сюда семью, и уже после переезда у нас появился третий ребёнок. Поэтому намерения поселиться здесь всерьёз и надолго. Так как мы в городе недолго, то присматриваемся, чтобы понять, где семья чувствует себя комфортно. Семья у нас большая, поэтому нужно, чтобы было, где погулять, чтобы было недалеко от учебных учреждений. Пока живём в центре, а дальше будем думать.
Я работал и жил не только в Казани, поэтому у меня нет какого-то предвзятого отношения к переездам. Иногда в интернете нас называют «временными варягами». Я думаю, люди делают это не от большого ума. Ведь, например, ни у кого не возникает вопросов, когда военнослужащего отправляют в Хабаровск, Читу, Владивосток, Киров. А вот отношение к гражданской службе почему-то другое. Могу сказать, что в знании городских проблем и самого города я вполне могу дать фору некоторым людям. Поэтому намерение только одно – максимально погрузиться в работу и оправдать ожидания жителей.
Александр Грислис
grislis@mail.ru
Досье
Илья Вячеславович Шульгин, глава администрации г. Кирова.
Дата и место рождения: 16 октября 1972 г., г. Казань.
Образование: В 1995 году окончил Казанский государственный университет, в 2001 г. - Казанскую банковскую школу Центрального Банка РФ. Специальности по образованию: химия, банковское дело. Карьера: С 1995 по 2016 годы - работа на руководящих должностях на промышленных предприятиях в Казани, Стерлитамаке, Салавате. С сентября 2016 по апрель 2017 г. - и.о. министра строительства и ЖКХ Кировской области С апреля 2017 по ноябрь 2017 г. - и.о. зампредседателя правительства, министра промышленности и энергетики Кировской области. С ноября 2017 г. - глава администрации г. Кирова.
Семья: Женат, трое детей.
Блиц:
- У вас есть друзья в Кирове?
- Конечно, знакомых гораздо больше, но определённый дружеский круг уже сложился. На выходных, например, частенько ездим вместе в баню за город.
- Ваши увлечения?
- Раньше занимался горными лыжами, фитнесом, но на первом месте – рыбалка на спиннинг. Сейчас на все это не хватает свободного времени. В прошлом году летом удалось буквально на два дня выбраться порыбачить, а вот на лыжах за два последних сезона ни разу не стоял.