Константин Русских
Лекарство от депрессии
После одних затянувшихся праздников нашей стране отдыхать некогда — нужно готовиться к другим. Весна почти на пороге, курс доллара, кажется, преодолел все возможные пороги. Узнаем, как это повлияет на тот бизнес, импортозамещение в котором маловозможно. Речь о цветах. В «Бизнес Новостях» Константин Русских, директор компании «Макси-флора».
Как отразились новогодние праздники на вашем бизнесе? Был ли рост продаж, особенно в сравнении с прошлыми годами?
— Новый год, на самом деле, никогда не был нашим праздником. По нему сложно делать какие-то выводы. Кроме того, в это время в бизнес могут вмешаться и погодные факторы: если, например, стоят морозы, как было в этом году, то люди просто боятся покупать цветы. Но мы подвели итоги прошедшего года, сравнив его с предыдущим - 2014-ым. Если говорить об объеме продаж и выручке, мы их сохранили, а по некоторым параметрам даже выросли. Кроме того, увеличилось и количество наших магазинов.
Интересно. Другие предприниматели утверждали весь прошлый год обратное: экономика в упадке.
— Говорят, цыплят по осени считают. Когда мы подвели итоги, все оказалось достаточно благополучным,
А если бы не было дополнительных магазинов?
— На самом деле новый магазин не сразу начинает работать. Бывает, нужен год, чтобы запустить его на полную силу. В каком-то смысле открытие новой торговой точки сначала снижает эффективность бизнеса, появляются дополнительные расходы. В целом по году наши показатели оказались нормальными.
Сколько сейчас у вас магазинов?
— 18 торговых точек в двух городах: в Кирове и Сыктывкаре. Кроме того, в этом году у нас случилось знаменательное событие - открылось два магазина по франшизе в Архангельской области: в Котласе и Коряжме. Это был наш пилотный проект, когда предприниматели сами вышли на нас и мы согласились с ними сотрудничать.
Неужели им это выгоднее, чем открывать магазин самим?
— У нас, если вы знаете, используется необычный формат торговли, он называется «все пучком» - мы продаем цветы пучками от 5 или 10 штук. Мы работаем на рынке уже 20 лет: накопили большой опыт, у нас составлена особая ассортиментная матрица. Если вы все будете делать сами, вы набьете множество шишек. Зачем экспериментировать самим, когда можно попросить помощи у более опытных наставников и сделать бизнес успешным сразу.
Сколько стоит ваша франшиза?
— Эти два магазина были пилотным проектом, поэтому мы практически ничего с наших партнеров не взяли. Нам стало интересно, что может получиться в другом регионе.
Уже есть первые успехи?
— Да, работа прошла довольно хорошо. Конечно, хотелось бы лучших результатов, но в наше непростое время уже и достигнутого достаточно.
Вы сказали, у вас особый формат работы. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста?
— Вы знаете такой закон рынка: чем больше покупаешь товара, тем дешевле он стоит? У нас большие объемы закупок и много опыта. К тому же, мы не стремимся работать на максимальной маржинальности и держим в наших магазинах доступные, демократичные цены, которые позволяют нам продавать больше.
Какие у вас поставщики?
— Как у всех: Латинская Америка по большей части. У нас 100% импортных поставок.
Почему вас совсем не интересуют наши отечественные производители?
— У них не очень хорошее качество. На прошлой неделе мне на пробу привезли цветы отечественных производителей. Я захотел еще раз проверить, подходят ли они для нас. Поставил их к себе на стол, хотел вам показать, но уже на следующий день они завяли. Для нас важно качество предлагаемого товара для наших покупателей, поэтому мы выбираем лучшие предложения.
В прошлом году наши взаимоотношения со странами Европы отразились и на цветочном рынке. В частности, запретили импорт цветов из Голландии, потом с Турцией случился конфликт. Как это отразилось на вас?
— Турецкого товара в России практически нет, а Голландию заменить может множество поставщиков. По сути Нидерланды представляют из себя большой логистический центр, который закупает цветы у производителей из Африки и других стран, а затем перепродает их нам. Сейчас мы можем напрямую закупать из Африки, где много производителей: там прекрасные погодные условия, дешевая земля и недорогой рабочий труд.
А для нас везти цветы из Америки или из Африки получается дешевле, чем из Европы, даже с учетом логистики. Кроме того, есть предложения от Ирана, Армении и других стран. Не волнуйтесь, без цветов наши покупатели точно не останутся!
В вашем деле, как ни в каком другом, наверное, большую роль играет сезонность?
— Сейчас уже нет. 20 лет назад, когда мы только начинали этот бизнес, она была выражена очень ярко. Тогда летом цветы продавались плохо, потому что все выращивали их на своих приусадебных участках. А сейчас лето, наоборот, - один из самых благоприятных для нас сезонов.
Кто основной покупатель в ваших магазинах — мужчина?
— Все категории людей всех возрастов. Есть люди, которые любят цветы, любят их дарить и получать. У всех свои предпочтения.
У вас как-то была мысль создать собственное производство по выращиванию цветов. Вы все еще думаете об этом?
— Да, такая идея меня не оставляет, но для этого нужны условия. Чтобы создать подобное производство с использованием нормальных технологий, нужно несколько миллионов евро. А сегодня никто не может достать деньги из кармана и сказать: «Давайте будем строиться». Это должны быть длинные кредитные средства за дешевый процент, что сейчас в нашей экономике отсутствует. Хотя я все-таки надеюсь, что придут времена и будут созданы условия, когда я смогу реализовать эту мечту.
А в целом вы обращаетесь в банки за кредитами для поддержки вашего бизнеса или вы все делаете сами?
— Да, бывало, что мы брали кредиты, но в основном стараемся работать на собственных деньгах.
Насколько, в сравнении с 90-ми годами вырос в нашем городе рынок цветов?
— Когда мы открывались, был 1995 год, сложная экономическая ситуация, а сегодня серьезно выросла покупательская способность. Мы стали лучше жить, чаще ходить в магазины. Поэтому и наш бизнес вырос. Сколько мы пережили кризисов? В 2008 году, например, вся экономика провалилась, не только мы с цветами. Это бы очень сложный год: нам пришлось сильно сокращаться, мы остались с четырьмя магазинами вместо восьми.
Многие считают наоборот: нынешний кризис сложнее, чем то, что было в 2008 году?
— Мне кажется, что мы просто еще не поняли того, что сейчас происходит. Я пока не вижу возможностей для какого-либо роста. Откуда он может появиться, если у нас вся экономика зависит от цены на нефть? Вы же видите, что в магазинах все становится только дороже? За счет чего нам расти? На мой взгляд, все будет только еще больше усугубляться.
Как же должно действовать наше федеральное правительство, чтобы смягчить кризисный удар?
— Я бы попробовал провести параллель между правительством и представителем бизнеса. Когда было много денег, надо было их куда-то вкладывать. Вот, к примеру, небольшая компания, которая вдруг стала очень хорошо зарабатывать. У такого предпринимателя есть возможность накупить бриллиантов, норковых шуб и прокутить все деньги в Майами. А потом, когда ситуация на рынке изменится, когда вдруг станут нужны дополнительные средства, он будет вспоминать, как ему хорошо жилось в норковой шубе и с бриллиантами. То же самое касается и всего государства. Но из всех трудностей есть выход. Всегда бывают времена хуже или лучше — это нормальный процесс. Я лично считаю, что сначала нужно вложить деньги в бизнес, а потом уже немного и в себя.
Не было таких сложных моментов, когда бы хотелось все просто закрыть и уйти с рынка?
— Нет. Люди всегда будут стремиться дарить друг другу радость и красоту и поэтому у нас всегда есть для кого работать.
Сколько сейчас у вас на рынке конкурентов?
— Не могу сказать точную цифру. Мы отслеживаем, конечно, сколько у кого магазинов в городе. Но отношусь я к конкурентам очень хорошо — радуюсь их успехам, как своим. Там такие же предприниматели, у них работают люди, они открывают красивые магазины, стараются для всех нас.
А не слишком много для нашего маленького города магазинов цветов? Они же стоят буквально на каждой остановке?
— Так не только у нас. Я удивился, когда был последний раз в Йошкар-Оле — там цветочные магазины действительно стоят на каждом шагу. Я считаю, этот бизнес был бы не таким развитым, если бы мы жили, например, в Краснодарском крае. Там тепло и все растет прямо на улице. Или возьмем такую страну, как Италия. Там круглый год все в цветах. А у нас и листочка зеленого сегодня не видно. Конечно, наша зима прекрасна, но яркие цветы — это своего рода лекарство от депрессии.
Как вам изначально пришла идея заняться цветами?
— В Санкт-Петербурге я познакомился с предпринимателями, которые занимались этим делом и тоже решил попробовать. Сначала у меня был маленький отдел в Доме быта. Тогда любой бизнес в любой сфере был одним из первых.
Как-то один мой знакомый сказал, что цветы не отпускают. Я потом понял, что это значит. Люди, которые работают в этом бизнесе, очень редко меняют сферу своей деятельности, даже простые продавцы. Если они уходят, то к конкурентам. Одна девушка работала у нас продавцом, а потом решила пойти в магазин продавать джинсы. Она не смогла там остаться надолго, ей стало скучно. «Не могу я там работать, с цветами можно поговорить, поухаживать за ними, а с джинсами я же не буду разговаривать», - сказала она, когда просилась обратно. У меня тоже было несколько попыток «завести роман на стороне» (я о бизнесе), но цветы меня держат.
Цветочный бизнес кажется сложным: за таким товаром нужен особый уход. Как на протяжении стольких лет вам удается оставаться прибыльными?
— В каждом бизнесе свои проблемы. И нефтяная компания может разориться, а кто-то на семечках сумеет сделать миллионы. Любой товар, даже «Бабкины семечки» при правильном подходе к продажам, может сделать ваш бизнес успешным.
Вы знаете о той «налоговой войне», которая недавно развернулась в нашем регионе: почти каждого крупного предпринимателя проверяют и пытаются отсудить крупные суммы денег. Вы на чьей стороне в этой борьбе?
— Я — не большой специалист в этом вопросе, но как говорят американцы: «Две вещи неизбежны: смерть и налоги». Конечно, нам хочется, чтобы все было для нас подъемно, но в Европе, например, налоговая система еще более жесткая. Многие же спрашивают: «Почему у нас такие плохие дороги?» А ты спроси сначала сам себя, заплатил ли ты налоги? Начинайте с себя. Поэтому платить налоги нужно, тем более что у нас есть и некоторые подвижки со стороны государства: для нас ввели систему ЕНВД. В этом налоге все просто и понятно, его легко платить.
На вашем бизнесе как-то отразилась ситуация с большегрузами?
— Не сильно. Гораздо в большей степени это затронуло сам бизнес перевозок. Но у меня гораздо больше вопросов вызывает транспортный налог. Более справедливым было бы включение транспортного налога в бензин — чем чаще ты ездишь, тем больший платишь налог.
Вы занимаетесь среди прочего и благотворительностью. Может быть, у вас возникала идея пойти, например, в депутаты, чтобы приносить большую пользу обществу?
— Дело это, конечно, хорошее. Возможно все, я этого для себя не исключаю. Но на данный момент очень сложно будет что-то отстоять, потому что сегодняшняя ситуация не позволит этого сделать. Может быть когда-нибудь, если у меня будут силы и здоровье, понимание того, что я могу сделать что-то полезное, я приму для себя такое решение. Нужно будет отвлечься от бизнеса, своей семьи. Надо понимать, ради чего я это буду делать.
А вы не тот предприниматель, который может оставить свой бизнес без ущерба для его развития и заняться другими делами?
— Конечно, у меня есть хорошая команда: в моем штате 5 топ-менеджеров и около 70 продавцов. Но я всегда держу руку на пульсе.
Чего ждать вашим покупателям и, прежде всего, мужчинам, от предстоящих праздников? Ваш товар — импортный, курс доллара никак не хочет снижаться. Сильно ли подорожают цветы?
— У нас есть опасения, что при таких курсах валюты подорожает все. Но мы уже сейчас подготовили заказ на 8 марта и выбирали то, что сможем предложить за разумные деньги.
Беседовала Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
Досье
Константин Львович Русских, директор компании «Макси-флора»
Дата и место рождения: 28 апреля 1972 год, Киров.
Образование: высшее
Карьера: с 1994 года — создатель и руководитель компании «Макси-флора».
Увлечения: Охота, рыбалка, горные лыжи.
Любимая музыка: красивая, в том числе классическая.
Любимые писатели: Федор Достоевский.
Ваше любимое блюдо: лесная дичь.
Ваш девиз: нужно много работать и ко всем вопросам подходить с легкой иронией.