Марина Никонова
Сговора нет
Никто не знает лучше, чем УФАС, почему у нас так часто растут цены на бензин. Оказывается, они могли бы расти еще быстрее, но компании-поставщики сдерживают этот процесс, иногда даже за счет собственной рентабельности. Эта главная тема, с которой мы начали интервью с Мариной Никоновой, главой кировского УФАС.
В ночь с 5 на 6 июля произошло очередное повышение цен на АЗС «Лукойл» - на 30 копеек. Это достаточно большой скачок. Кировское УФАС будет предпринимать какие-то действия?
– О последнем повышении цен на бензин мы слышали. Стоимость 92-ого и 95-ого бензина действительно возросла на 30 копеек. Перед этим нам компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» направила письмо о том, что общество намерено повысить цены. Мы были к этому готовы. В целом с начала года шесть раз повышалась цена на 92-ой бензин и четыре раза на 95-ый. Повышение цен с 6-ого июля - уже седьмое повышение в первом случае и пятое — во втором.
Это не слишком часто происходит?
– В первом квартале этого года цены однократно повысились и более активно они начали расти после 1 апреля. Это связано с тем, что с началом года государство дважды увеличило ставки акцизов: с января на 2000 рублей за тонну на бензин пятого класса и на 2600 рублей - со 2 апреля. Общее повышение акцизов составило 4600 рублей. Это достаточно много. Но как это отражается на рынке? Цена с завода определяется с учетом акциза, который транслируется и в розничную цену на АЗС (стоимость топлива в структуре цены на бензин составляет около 90%), и в мелкооптовые продажи, осуществляемые с нефтебаз. Если же переводить стоимость топлива в литры, то в среднем она возросла на 4,99 рубля на 92-ой бензин (при том, что розница выросла только на 1,45 рубль), и на 4,55 рубля увеличилась цена на 95-ый (розница же только на 1,20 копеек). Цены растут по всей России, мы наблюдаем, что рост розничных цен пока сглаживается операторами розничного рынка. Собственно говоря, здесь продавцам бензина необходимо помнить конец 2015 года, когда покупное топливо несколько дешевело, а ценник на заправках оставался прежним.
В федеральной структуре УФАС говорилось о том, что скоро возможно понижение цен.
– В начале лета замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявлял о том, что цены стабилизировались. То есть несмотря на то, что весной повысились акцизы, рынок не сразу отреагировал на это, так как были еще остатки бензина по прежним ценам. Но потом постепенно участники рынка начали повышать цены.
Сейчас у вас нет претензий к поставщикам бензина?
– Пока претензий нет. Мы запрашиваем у «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» их финансовые показатели за каждый квартал. Поэтому итоги деятельности компании нам полностью известны: как в целом по обществу, так и по кировскому региональному управлению. «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», напомню, осуществляет свою деятельность в четырех регионах: Кировской области, Удмуртии, Свердловской области, Пермском крае. При этом нам предоставляется та форма отчетности, которая отправляется и в налоговую. Мы знаем и о выручке, и о затратах, и о прибыли предприятия. Всегда получаем информацию оперативно. Есть отдельные периоды, когда прибыль и рентабельность имеют отрицательные значения. При этом «ЛУКОЙЛ» во всех регионах своей деятельности устанавливает абсолютно одинаковые цены на заправках, даже несмотря на то, что везти топливо к нам обходится дороже, чем продавать его, например, в Пермском крае, где находится нефтеперерабатывающий завод. В последующем все выравнивается общей рентабельностью компании. Это один из показателей, который анализируется при осуществлении антимонопольного контроля.
Насколько наши цены на бензин отличаются от цен в других регионах ПФО?
– У нас цены несколько выше средних в ПФО. Но дело тут в том, что «ЛУКОЙЛ» давно перешел на пятый класс топлива — более качественный и дорогой бензин. Кроме того, в других регионах ПФО на этом рынке крупных участников больше, чем у нас, соответственно, и конкуренция выше, в том числе ценовая, к тому же не все продавцы реализуют бензин 5-ого класса.
Другие игроки этого рынка не изъявляли желание зайти к нам?
– Для этого нужно создать интерес для входа на рынок других нефтяных компаний. Но это вряд ли может произойти, потому что наш рынок насыщен: спрос удовлетворен, дефицита нефтепродуктов нет. Кроме того, организовать подобный бизнес непросто: мало просто поставить заправки, нужны места для хранения нефтепродуктов. Оправдают ли подобные затраты будущие объемы реализации? Маловероятно.
То есть с точки зрения закона у УФАС нет претензий к «ЛУКОЙЛ»?
– Мы проводим еженедельный мониторинг с 2007-ого года. Еще ни разу не было такой ситуации, чтобы нам задержали какую-либо информацию. Проводим объемный анализ всего областного рынка нефтепродуктов. Что касается кировского рынка, то у нас есть и независимые участники, но, конечно, их доля очень мала за исключением «Чепецкнефтепродукта», который является вторым по величине оператором рынка. То, что в Кировской области доминирует «ЛУКОЙЛ», мы воспринимаем как факт. Главное, чтобы все существующие компании работали в рамках закона: они должны достойно конкурировать между собой, не вступать ни в какие сговоры (этого и не происходит). Например, «Чепецкнефтепродукт» зачастую покупает более дорогое топливо и ему порой сложно удерживать цены на уровне «ЛУКОЙЛА», но при этом нужно сохранять конкурентоспособность.
Перейдем к вопросу о других ценах – на продукты питания. Последние ваши данные говорят о том, что стоимость всех продуктов возросла. Почему?
– Если взять статистику 2014-ого и 2015-ого года, то можно увидеть, что на протяжении ряда месяцев цены меняются: есть периоды, когда они снижаются, а потом снова поднимаются до прежнего уровня. Серьезных скачков сейчас нет: происходит некоторое сезонное колебание цен. Мы сравнивали цены, которые сложились в мае 2016-ого года с теми ценами, которые были в тот же период год назад. Они повышались и тогда, и сейчас. Но в этом году процент роста цен на продукты питания намного меньше, чем в прошлом. Например, говядина выросла в прошлом году за 5 месяцев на 25%, а в этом — только на 2%. Цена на молоко в прошлом году выросла на 9%, а в этом – тоже только на 3%. К осени, как обычно, начинается сезонное падение цен на овощи. В летний период, как показывает статистика, снижаются цены на яйцо куриное и с осенним похолоданием цены возвращаются.
Но прошлый год был совершенно непредсказуемым в вопросе цен...
– Большие скачки цен были во второй половине 2014-го года, а в 2015-ом они как раз начали выравниваться. Тогда, в 2014-ом году мы занимались среди прочего вопросом гречи, цена которой выросла на 270%. Специалисты проследили всю цепочку реализации и обнаружили, что повысил цену производитель, который находится на Алтае, то есть на не подведомственной нам территории, поэтому вся информация была направлена в наш центральный аппарат. Тогда в новостях много писалось о том, что в связи с погодными условиями будет неурожай этой культуры и цены могут резко возрасти. Возник ажиотаж. Люди покупали гречу пачками по бешеной цене. И только позже появилась новость о том, что имеющихся запасов хватит на год вперед.
Все понимают, что кошелек наших граждан не резиновый и цены не могут расти бесконечно. Они достигли своего максимального уровня к декабрю, а потом начали снижаться снова.
Как сегодня распределяются места торговых сетей на рынке? Мне как покупателю видится, что у нас нет явных монополистов. Или есть?
– Вы правильно оцениваете ситуацию. Мы производим расчет по каждой сети ежегодно. «Глобус», например, как занимал долю в 24%, так и занимает ее (25% - это максимальная часть, которую субъект может занимать на рынке). Несколько увеличилась доля «Магнита» - на 0,6% за год и он стал занимать 12,16% . «Пятерочка» проявила себя более активно в 2015 году — рост вышел более 1% ( ее доля сегодня - 7,97%). «Время простора» - чуть меньше - 7,75%. У «Красногорского» доля не изменилась (4,99%), у «Продуктовой лавки» - снизилась (3,63%), «Самобранка» - осталась на том же уровне (2%). Это данные исключительно по Кирову.
У нас достаточно много торговых сетей, в Кирове никто из них не доминирует, поэтому нет оснований говорить об установлении монопольно высоких цен. В целях соблюдения антимонопольного законодательства они не вправе вступать в сговор. Ничего подобного не происходит. Цены у всех разные.
А проблемы взаимодействия местных и федеральных сетей уже не так остры?
— С того времени, как к нам зашли федеральные торговые сети, в УФАС часто обращались местные товаропроизводители и жаловались, что их не пускают на полки новых магазинов. По этому поводу проводилось множество совещаний с различным кругом участников. Сейчас подобных заявлений нет вообще. Доказательством сотрудничества является наличие в магазинах продукции местного производства. Не жалуются и покупатели, потому что у них есть выбор.
В последнее время кировское УФАС очень часто публикует данные о найденном в кировских магазинах фальсификате.
— Между кировским УФАС, управлением Роспотребнадзора по Кировской области, Минсельхозпродом и ВТПП заключено соглашение, в рамках которого мы достаточно активно сотрудничаем по данному направлению. Нам сообщают о фактах реализации фальсифицированной продукции, а мы уже в отношении недобросовестных производителей возбуждаем дела о нарушении антимонопольного законодательства. Действия по реализации фальсификата расцениваются как акт недобросовестной конкуренции.
Подобных случаев стало много?
— В прошлом году в управление поступило пять подобных материалов, из них только по трем были возбуждены дела и установлен факт нарушения. Два производителя с нашими доводами согласились, не обжаловав наши решения, заплатили штрафы, а один индивидуальный предприниматель обратился в суд. Как раз на прошлой неделе суд признал наше решение законным.
После обнаруженных фактов фальсификата такие поставщики больше не поставляют свою продукцию на прилавки наших магазинов?
— В двух первых случаях они сами добровольно изъяли свою продукцию из оборота. Несмотря на это к административной ответственности такие лица все равно привлекаются за сам факт нарушения. Если нарушивший правила поставщик пожелает исправиться и вернуться на рынок, он может это сделать.
А в целом суд часто встает на вашу сторону?
— Большинство наших решений подтверждается в судах.
Как можно решить проблему с фальсификатом?
— Этот вопрос больше имеет отношение к Роспотребнадзору. Сейчас у этого ведомства появилась возможность проводить внеплановые проверки, не уведомляя проверяемого за сутки как это было раньше. А если масло, которое попало под подозрение, уже завтра исчезнет с прилавка? Поэтому здесь можно говорить о повышении эффективности контрольных мероприятий.
Если говорить об антимонопольном органе, то мы рассматриваем дела согласно установленной процедуре, которая является довольно длительной. С января этого года вступил в действие четвертый антимонопольный пакет, который распространил механизм выдачи предупреждения в случае совершения действий, которые квалифицируются как недобросовестная конкуренция. То есть при поступлении к нам материалов о фальсификате мы обязаны сначала выдать предупреждение. И только в случае его неисполнения, мы возбуждаем дело. Сейчас, к слову, мы готовим такие предупреждения на производителей масла и мороженого.
Как часто люди приходят к вам с жалобами?
— Чаще направляют по почте или по «электронке». Их особенно много, когда поднимается цена на бензин. Что касается продуктов питания, то в основном люди жаловались, когда происходит резкое повышение цен, как это было в 2014 году. Мы подробно отвечаем на каждую жалобу.
Насколько большая ваша структура — успеваете ли вы со всем справляться?
— Нас всего 23 человека. Немного, но успеваем.
Стали бы вы сами жаловаться, если бы увидели какую-то неправомерную рекламную вывеску, например?
— Контролируя рекламную деятельность, антимонопольный орган работает не только по заявлениям, но и вправе возбуждать дела по собственной инициативе. Сотрудники отдела рекламы, например, и за пределами рабочего времени профессиональным взглядом оценивают внешнюю рекламу в городе и в СМИ на соответствие закону. Я тоже, как сотрудник антимонопольного органа, обращаю внимание на распространяемую рекламу. Если видим нарушения, фиксируем их и возбуждаем дела.
Готовы ли вы были к должности руководителя ведомства?
— Я работаю в антимонопольном органе с 1993-го года. Когда Артем Молчанов был у нас руководителем, он отмечал наше с ним сотрудничество как положительное. Когда ему предложили перейти в центральный аппарат ФАС России, в свою очередь он мне предложил занять должность руководителя управления. Не скрою, что для меня это было несколько неожиданно, мне было дано время подумать, и, я дала согласие.
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Досье
Марина Леонидовна Никонова, руководитель управления федеральной антимонопльной службы по Кировской области.
Дата и место рождения: г. Киров.
Образование: высшее.
Карьера: с 1993 года в антимонопольных органах (начальник отдела,
с 2003 года заместитель руководителя управления, с января 2016 года руководитель управления).
Семейное положение: замужем, есть сын.
Увлечения: природа, дача.
Любимая литература: отечественная классика.
Любимые фильмы: советские.
Любимая музыка: музыка 80-х, классика.
Секрет успеха: Никогда не поздно поставить новую цель или обрести новую мечту.
От автора
Марина Никонова сразу согласилась на интервью и быстро нашла время в своем графике для встречи с журналистом. На время нашей беседы она отключила телефон. Марина Леонидовна легко оперировала в разговоре цифрами, даже не подглядывая в бумаги, и терпеливо объясняла те вещи, которые для ее ведомства являются элементарными. Я поразилась, как успевает она и ее немногочисленный аппарат справляться с таким объемом работы.