Ольга Лобастова
«Заповедник» на экспорт
В прошлые выходные в Кирове с размахом прошли «Всемирные сказочные игры». Главный затейник и основной спонсор сего действа Центр активного отдыха «Летучий корабль» теперь трижды подумает, прежде чем вновь дарить городу сказку. Бюджетные деньги, запланированные на проведение игр, предприятию так и не удалось получить. Почему? Об этом директор «Летучего корабля» Ольга Лобастова рассказала в интервью газете «Бизнес новости». А еще поведала о том, куда корабль полетит дальше и как организовать прибыльный туристический бизнес «с нуля» в нетуристическом регионе.
Цена игр
Впервые за всю историю газеты интервью происходит то на сундуке в лавке чудес Деда Мороза, то в звездном зале, то в «английской детской», то в зале снежной королевы (в котором долго находиться нельзя, иначе сердце заледенеет). Дети, неожиданно появляясь там, где мы только что пытались «поймать тишину», то и дело заставляют нас перемещаться в очередное сказочное помещение. Дети здесь — главные.
- У нас сегодня игра по мотивам сказки про Питера Пена... Здравствуйте! - приветствует Ольга Лобастова пробегающих мимо «сказочных героев». Мы пробираемся сквозь лужи по залитой дождем поляне «Заповедника сказок» в Заречном парке. Здесь «Летучий корабль» обитает уже пять лет. - Вода ушла с поляны только 10 мая (до этого мы по территории на байдарках перемещались), а 20-го надо было уже принимать гостей.
Масштабное было мероприятие?
- Всего работало 30 анимационных площадок на Театральной площади и столько же в «Заповеднике сказок», на каждой шло какое-то действие. Привлекли 85 аниматоров. Были задействованы школы, творческие коллективы, управление культуры, управление образования... Вообще, конечно, если бы мы знали, насколько это тяжело, возможно, мы не взялись бы. Было невероятно сложно, иногда невыносимо. Дело в том, что когда мы вышли с идеей проведения «Всемирных сказочных игр», то видели этот проект несколько более скромным — наподобие прошлогодней свадьбы Кикиморы и Домового (однодневное мероприятие в «Заречном парке»). Уже потом проект стал обрастать новыми... так скажем... обязанностями для «Летучего корабля».
Ольга Анатольевна рассказывает историю «сотворения» сказочных игр тщательно подбирая слова. Видно, что тема еще не отпустила коллектив центра и не стала «очередным этапом в истории».
- Когда идея уже была озвучена в правительстве области, нам стали говорить, что мероприятие обязательно должно проходить в 2-3 дня, - говорит Лобастова. - Появились социальные площадки, Рябово. Проект разросся. Ресурсы «Летучего корабля» при этом не увеличились. Нас в штате - 16 человек, и на такой праздник наши силы не были рассчитаны.
Надо полагать, власти как-то помогали?
- Помогали. Активно подключилось управление культуры и образования в организации шествия. Нас пригласили на туристическую выставку «Интурмаркет». Мы продвигали сказочные игры. Но вот дальше случилась большая неудача. Мы не успели вовремя зарегистрироваться на электронные торги (опыта участия в торгах совсем не было) и аукцион на проведение сказочных игр выиграла московская фирма с достаточно плохой репутацией. Она, судя по всему, специально была создана для участия в торгах. В итоге правительство области не заключило с ней контракт, но и мы этих денег получить не можем. Они так и остались в бюджете.
То есть финансирование проекта было предусмотрено, но деньги до вас так и не дошли?
- На оргкомитете сказочных игр справедливо прозвучало: «вы сами виноваты». Признаем. Хотя в этих делах даже опытные фирмы не уверены в результате. Когда все это случилось, у нас был очень нелегкий выбор — отказаться от проведения сказочных игр либо делать их за свой счет. А за спиной уже была полугодовая работа, были приглашены сказочные герои со всей страны. Сказать после этого «Ну извините» было сложно. Да и после высказываний спикера Заксобрания Алексея Ивонина о Кикиморе, оставалось либо доказать состоятельность этого проекта, либо расписаться в бессилии. Мы приняли серьезное решение — делать «сказочные игры» своими силами. Это было делом чести.
А о какой сумме примерно идет речь?
- Смета пересчитывалась много раз. Когда появилась информация, что возможно софинансирование Ростуризма, программу праздника расширили. В результате Ростуризм денег не дал, но сворачивать программу обратно было уже поздно. В целом бюджет праздника предполагал где-то 2 млн 100 тысяч. На аукционе разыгрывались 1,3 млн. рублей. Плюс отдельно оплачивался информационный тур (приглашение туроператоров и журналистов). Он обошелся в 675 тысяч рублей. Эти деньги мы выиграли.
Но все затраты, я так понимаю, не окупятся?
- А как они окупятся? Вход на игры был бесплатный. Причем это был не наш выбор. Все же мы коммерческая фирма и нацелены на зарабатывание денег. Если бы мы делали просто пиар-проект, то точно не такой затратный. «Всемирные сказочные игры» я бы назвала грандиозной социальной акцией.
За счет «Летучего корабля»...
- Вообще, конечно, очень непросто было работать в таком формате. Меня постоянно спрашивают - будут ли эти игры традиционными. Знаете, мы так нахлебались, что пока об этом не хочется думать...
Прицел на Россию
Как вы будете развиваться дальше? Будете делать ставку на иногородних туристов?
- Сейчас надо остыть и осознать что произошло, оценить реакцию. Увеличить процент иногородних туристов, разумеется, планируем. Но нельзя сказать, что мы не делаем больше ставку на кировчан. К нам с удовольствием приезжают одни и те же группы, потому что мы каждый раз кардинально меняем программы. Вот сейчас мы с вами сидим в английской комнате. Этот антураж сделан специально под новую программу, хотя она пройдет всего-то две недели.
А потом вы все здесь переделаете?
- Да, полностью. Если мы перестанем удивлять — нам не выжить. Кстати, что касается развития — нам поступило предложение создавать сеть таких «Заповедников сказок» по всей России.
От кого поступило?
- От президента «Розы ветров» - это старейший туроператор России. У них большой интерес к нам и нашему опыту. Но мы пока думаем, так как понимаем, насколько это не просто. Хотя и не отметаем это предложение.
А разве ничего подобного в других регионах нет? Есть же, например, Великий Устюг со своей вотчиной Деда Мороза, или Кострома со Снегурочкой...
- Мы изначально, когда только начинали работать, заняли такую позицию: никого не копировать. И уж тем более не быть похожими на Великий Устюг. Так что могу предположить, что такого уровня проекта с детской направленностью в России больше нет. Но здесь в первую очередь разговор шел о том, что подобного проекта нет в Москве, где огромное количество детей, которых чем-то нужно занимать. Вообще интерес к «Заповеднику сказок» растет. Недавно к нам приезжали коллеги из Архангельска, Рязани. Все хотят сделать свой «Заповедник». Хорошо, что мы успели зарегистрировать торговую марку «Заповедник сказок» в Роспатенте.
То есть чисто теоретически можно ожидать, что в скором времени «Летучий корабль» начнет экспансию в другие регионы?
- Пока рано говорить. Но раз интерес есть, может быть, придется действовать по принципу «не можешь противостоять — возглавь». В противном случае начнут просто «слизывать» наш проект и делать нечто подобное самостоятельно. Вообще, если честно, нам поначалу казалось невероятным, что мы можем быть кому-то интересными: люди едут за опытом организации турбизнеса к нам, в совершенно нетуристскую провинцию. Но если разобраться, то организовать детский отдых, особенно с дальними перевозками, — это архисложно. За это берутся единицы... и им памятники можно ставить! Все считают, что детская путевка должна стоить меньше, чем взрослая. А с чего бы? Там столько ограничений и требований, которые ведут к удорожанию путевки. Поэтому все более востребованными становятся проекты «шаговой доступности». И такие проекты можно делать прибыльными в любом городе, подобном Кирову.
А вы когда начинали, могли предположить, что ваш бизнес вырастет в большой проект, который будет интересен Москве и другим городам?
- Амбиции были, конечно. Но только в очень смелых мечтах я представляла себе, что мы так развернемся.
Корабль из ничего
За несколько лет «Летучий корабль» развернулся не на шутку. Поляна «Заповедника сказок» вся усыпана причудливыми сооружениями. Кикиморская избушка, вместительная чайная с верандой, детские горки, музей-терем, мельница, сторожка (она же - машина времени, цыганская кибитка, вокзал, ярмарочный домик, летающий домик Элли), большой плот на пруду, в прошлом году появился настоящий «Летучий корабль», в этом — деревянный стадион и лыжная база.
- А четыре года назад здесь была лишь полиэтиленовая чайная, - рассказывает Ольга Лобастова. - Строили мы ее прямо посреди зимы. Раскопали снег, поставили каркас, обтянули полиэтиленом. С тех пор каждый сезон здесь появляется что-нибудь новое. Меня часто спрашивают —окупились или нет вложенные средства?
Действительно, окупились?
- Конечно, окупились. У нас не могло быть иначе, потому что на первом этапе были вложены очень скромные средства. Недавно мы ездили в Переславль-Залесский. Там есть проект-музей «Рождение сказки». Так вот в этот проект было вложено сразу 20 млн рублей. Мы же начинали с нуля. И первые программы шли очень малобюджетные: декорации из спанд-бонда и снега, костюмы из занавесок. Средств на нормальную рекламу не было, так что мы ходили по школам, раздавали черно-белые листовки, уговаривали учителей привезти детей, объясняли, что наши программы действительно стоят внимания. Не было своего транспорта (сейчас у нас три своих автобуса), поэтому ребята таскали снаряжение в рюкзаках от остановки до поляны. У нас были маленькие зарплаты и очень много работы. Все заработанные средства вкладывали в развитие. В таких условиях каждый проект неизбежно должен быть окупаемым и прибыльным.
То есть вы можете доказать, что прибыльный туристический бизнес в нетуристическом регионе «с нуля» сделать можно?
- Да. Но нужно сильно потрудиться и быть готовым к тому, что какое-то время будешь жить ради будущего. Сейчас в каждом сезоне количество посетителей в каждом проекте растет примерно на 20%. Мы постоянно растем. За прошлый год у нас тут прошло примерно 25 тыс. человек.
Ольга Анатольевна, вы же ушли в туризм из педагогики?
- Да, я была учителем географии, работала в школе. Но всегда занималась туризмом, а в институте подрабатывала инструктором байдарочных походов. Да и будучи учителем постоянно водила детей на экскурсии, в походы, мы ездили на турслеты. И я всегда хотела заниматься туристическим бизнесом, даже когда турбизнеса в России как такого не существовало.
Видели перспективы?
- Я знала только, что это мне будет в удовольствие. Мне всегда хотелось независимости. А в школе бумаги, отчеты... И когда у меня сократилась учебная нагрузка, я поняла, что мне надо искать работу. Меня пригласили в одну туристическую фирму. Мне казалось, что я тоже буду заниматься продажей «пляжного отдыха», но я просто не знала как это делать, как рассказывать клиентам о том, чего сама не видела? А делать экскурсии и походы я умела. К тому же это не требовало вложений. И мы стали развивать это направление. Первые деньги зарабатывали на экскурсиях на конно-спортивный комплекс, в аэропорт, в Слободской, в Великорецкое. А потом классная руководительница моего сына попросила раздать новогодние подарки «как-нибудь необычно». Мы выехали в лес, взяли в школе костюм Деда Мороза и поиграли с детьми. Все были счастливы. Тогда пришла мысль: я могу организовать классу своего сына праздник, а многие родители не могут и готовы кому-то это поручить, но некому. Так появилась «Дача Деда Мороза». Когда проект получил известность, мы стали подумывать о своем бизнесе. Тем более, что на нашу деятельность в фирме не выделялось совсем никаких средств. И мы отделились.
Разошлись полюбовно?
- Вполне. Ушел практически весь отдел. Учредителями тогда стало 4 человека. Со временем количество учредителей выросло до 6-ти.
Подождите, у «Летучего корабля» сейчас 6 учредителей?
- Да. Мне говорят, что это неправильно, что так не должно быть и невозможно договориться такому количеству человек. Но у нас «прививка от дрязг». Создавая новую фирму, мы четко определили условия, при которых объединяемся и на которых расстаемся, если вдруг такое когда-то будет. Пока, слава богу, никому такое в голову не приходит. Мы все в работе, каждый отвечает за какое-то конкретное направление. Условия нашего бизнеса максимально открыты. И мне кажется, мы сумели создать неповторимую атмосферу. В Кирове уже многие пытались так или иначе делать интерактивные программы. Часто копируют нашу рекламу один в один, пытаются строить ход программы как у нас. Но вот именно атмосферу передать сложно. Поэтому и конкурентов я особо не вижу. Мы сами себе конкуренты, потому что в каждом сезоне должны сделать все лучше, чем в прошлом году.
Вы сейчас предлагаете еще и туры за границу. Что выгоднее — заниматься внутренним туризмом или внешним?
- Для нас — внутренним. Поскольку мы нашли нишу, и мы в ней сильны. А учитывая конкуренцию, которая есть в Кирове, у турагентств нелегкий хлеб. Фирм очень много. Мне кажется, уже в районе 200.
А кризис не внес коррективы?
- По крайней мере количественно турфирм меньше не стало. Но, думаю, большинство работает с маленькими прибылями. Все же конкуренция очень большая. И сезонность никто не отменял. Мы эту проблему, кстати, почти решили. Летом, когда дети на каникулах и детских групп нет, мы занимаемся корпоративами и водными походами. Безусловный не сезон — это апрель, октябрь и ноябрь. Но это время необходимо, чтобы разрабатывать новые программы, рекламу, проводить строительные работы. В общем, нам всегда есть чем заняться.
Кикимору заказали?
Не могу не спросить: как вы отреагировали на заявление спикера Заксобрания Алексея Ивонина о Кикиморе? Она, вроде бы, даже инвестиционную привлекательность региона портит, да и вообще недостойна быть представителем области на Сказочной карте России и не может сосуществовать рядом с Великорецким крестным ходом...
- Мне когда позвонили журналисты, я подумала сначала, что это какая-то шутка.
Вы знаете, многие уважаемые люди нашего города действительно поддерживают Ивонина и считают пиар Кикиморы излишним.
- В этот пиар не вложено ни копейки бюджетных средств, так почему мы вообще обсуждаем этот вопрос на таком уровне? Это проект конкретной коммерческой фирмы и как маркетинговый ход оказался очень действенным. О банальном и скучном персонаже говорить никто не будет. Нам же надо было спровоцировать внимание. И о Кикиморе заговорили. Этот персонаж цепляет внимание. Причем мы изначально не отталкивались от мифологического образа. У нас Кикимора — сказочный персонаж. Я помню детские фильмы, где Кикимора - смешная, простодушная, не злобная и не страшная. Своим детям я читала сказки Натальи Русиновой, она пишет о девчонках-хулиганках, которые живут на Кикиморской горке. Они тоже вовсе не злые. И никто не стремится сделать Кикимору символом Кирова. Это персонаж «Заповедника сказок». И мы знали, зачем его создаем. Я совершенно не понимаю, зачем обсуждать это на Заксобрании?
Вы не считаете, что это был заказ на Белых?
- Я не могу это комментировать.
А насколько вообще оправдано сейчас столько времени уделять брендированию Кирова?
- Наверное, оправдано. Я вообще считаю, что в первую очередь городу надо вернуть историческое название. Нам бы в туризме было гораздо легче. Когда говоришь на выставках про Киров — никто не понимает о чем вообще идет речь. Вятка людям более известна.
Туристическое будущее
Но это надо делать с перспективой развития туризма в регионе. А насколько целесообразно здесь развивать туризм?
- Эксперты Ростуризма, которые в этом году у нас побывали, очень высоко оценивают наш потенциал. Город просто не раскручен. Но у него есть все, чтобы быть интересным маршрутом выходного дня.
Знаете, «большие бизнесмены» часто говорят, что те, кто пытается позиционировать Киров как туристический город - занимаются глупостью. Лучше бы промышленность развивали.
- Мы же туризм не вместо промышленности развиваем. Я лично вижу большой потенциал города. Для этого у нас есть возможности. Поездки выходного дня крайне популярны. И у Кирова в этом плане много шансов. Нас отделяет от Москвы одна ночь в поезде. У нас хорошие и разнообразные музеи. Мы еще не «забронзовели», принимаем туристов радушно. И можем составить очень разнообразные туры. От традиционных туров люди немного устали. Говорят, иностранцы, которые проехали по городам «Золотого кольца», пишут в отзывах: «нам казалось, что эти церкви за нами сзади возят»...
А отсутствие дорог, гостиниц?
- Мы же говорим о двухдневных поездках, в основном, по городу. В городе, слава богу, дороги есть. Да и номерной фонд на данном этапе достаточный. Если турпоток увеличится, то уже заложен «Хилтон», у моста строится новая гостиница... Всем хватит места.
А как вы думаете, поток вырастет?
- Думаю, да.
Просто иногда выезжаю в старые красивые русские города и мне все время кажется, что они более менее одинаковы: везде, как и в Кирове, есть хорошие музеи, реки, красивые церкви. Чем-то завлечь именно в Киров крайне трудно.
- Поэтому и ценится инетрактив. По крайней мере, популярность «Заповедника сказок» растет и он вполне может стать тем объектом, ради которого едут в Киров. И не забывайте, у нас уже есть направления туризма, которые действительно хорошо представлены. Санатории, например. Активный туризм имеет своего клиента. В наши байдарочные туры едут семейные пары с детьми, люди в возрасте, не готовые к экстриму. В том числе едут москвичи. Главное, сделать интересную программу. Туристы же едут не за шикарным номером и эксклюзивным питанием. Они едут за впечатлениями. Или вот, посмотрите: у нас дети на программах пьют чай с обыкновенным печеньем, мы их не потчуем никакими заморскими яствами, а они довольны и счастливы. Потому что они в сказке. И это для них главнее.
А вы себя считаете счастливым человеком?
Да. Я реализовала себя.
Беседовала
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
Досье:
Дата и место рождения: 16 апреля 1961 года, Архангельская область.
Образование: В 1983 году окончила географический факультет Архангельского государственного педагогического института имени Ломоносова.
Карьера:
1983 — 1984 — учитель географии в Кодинской средней школе;
1984 — 1986 — завотделом учащейся молодежи Онежского горкома комсомола;
1987 0 1988 — работала в Доме пионеров в Кирове;
1988 — 1996 — учитель географии в школе № 25;
1997 — 2002 — методист Городского центра детского туризма и экскурсий;
2003 год — директор туристско-экскурсионного центра учебно-тренинговый центр «Открытый мир»;
2007 — совладелец и директор Центра активного отдыха «Летучий корабль».
Увлечения: путешествия, цветы.
Любимая литература: книги, где есть психология, юмор, легкий слог. Из авторов - Виктория Токарева, Юрий Поляков, Людмила Улицкая.
Предпочтения в кухне: люблю рыбу.
Семейное положение: два сына.
Девиз: Делай что должно, и будь что будет.