Роман Троценко

Роман Троценко

18.11.2013 00:09:00 4028 0

Надо пораньше проснуться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На акции аэропорта «Победилово» появился претендент. Московский инвестор - компания «Новапорт» - намерена увеличить пассажиропоток аэропорта и вывести его на окупаемость уже в 2015 году. Для этого она сначала составит бизнес-план, а потом начнет вкладывать средства в уставный капитал компании. Роман Троценко, председатель совета директоров «Новапорта», рассказал «Бизнес Новостям» о том, что им уже не раз приходилось поднимать аэропорты почти с колен.

 

 

- Роман Викторович, что вы уже узнали об аэропорте «Победилово»?

– Изучая ситуацию в Кирове и кировском аэропорту, мы обратили внимание на то, что так называемый коэффициент авиационной подвижности населения у вас чрезвычайно низкий - 0,03. Если мы возьмем ваших соседей, то в Нижнем Новгороде он, например, равен 0,22 (то есть в девять раз выше), в Казани — 0,34 (в десять раз выше).
 
- А ниже есть?
 
Есть, конечно, но в северных районах. В европейской части России ниже нет. У нас было два предположения. Первое заключалось в том, что кировчане - особенные люди, они не любят летать, боятся самолетов и им больше нравится ездить в поездах, кушая вареную курицу. А второе — в силу отсутствия  регулярного удобного авиационного сообщения люди вынуждены пользоваться аэропортами других субъектов федерации: Казани, Перми, Уфы и т. д. Поскольку мы в этом бизнесе давно и имели в своей практике подобные случаи, нам это напомнило ситуацию в Томске. Когда мы туда пришли, то коэффициент авиационной подвижности там был равен 0,04 (почти как у вас). А когда мы закончили реконструкцию аэропорта, запустили удобное расписание, выяснилось, что томичи ничем не отличаются от всего остального населения России и коэффициент авиационной подвижности у нас очень быстро вырос до 0,25. А в силу того, что в Томске много университетов и, соответственно, много молодежи, сейчас этот показатель там равен 0,4. То есть произошел десятикратный рост. И мы понимаем, что жители Кировской области тоже хотят добираться куда-либо быстро, удобно и экономить собственные деньги, поэтому мы, обратив внимание на это несоответствие, решили, что аэропорт имеет большой потенциал. Какой? Несложно сделать расчет, что при населении региона 1,4 млн человек, если мы возьмем коэффициент 0,25, то количество человек, пользующихся авиаперелетами, дорастет до четверти миллиона, а то и до 350 тыс. пассажиров в год.
 
Что такое коэффициент авиационной подвижности?
 
Это количество авиаперелетов, которые выполняет среднестатистический житель области в год. Если мы имеем коэффициент 0,03, то это значит, что, условно говоря, три жителя региона делают один перелет на сто жителей региона в течение года. Иначе говоря, только раз в 30 лет один из жителей вашего региона воспользуется авиационным сообщением. Это очень мало.
 
- Согласна. Я вообще ни разу не летала из нашего аэропорта, честно говоря.
 
– Мы вас приглашаем.
 
- Спасибо. Скажите, вы сами обратили внимание на наш регион или вас пригласил губернатор?
 
– Инициатива шла от губернатора, который озабочен сложной ситуацией в «Победилово». Когда мы бросили беглый взгляд на аэропорт, наша первая мысль была о том, что это микроскопический бизнес и нам он просто неинтересен. Наша компания только за один год перевозит около 7 млн пассажиров. И рассуждать о 42 тыс. пассажирах, которые есть на сегодняшний день в аэропорту, даже не хотелось. Но когда мы углубились в статистику, мы поняли, что эта ситуация необъективна, сложилась она в силу запущенности аэропорта и может быть поправлена.
 
- То есть, даже в сегодняшнем плачевном состоянии вы нашли плюсы?
 
– Я сегодня уже говорил на заседании правительства, что если сложности положения в разных аэропортах оценивать по десятибалльной шкале, то Киров  получил бы, наверное, 8 баллов, так как это очень сложный и запущенный аэропорт, но у нас был опыт выхода из подобных ситуаций, как я уже говорил, в Томске и Чите. Глаза боятся, руки делают. Нужно нарисовать длинную программу улучшений и просто ее выполнять день ото дня, год от года. Через пять лет вы увидите, что у вас вполне приличный аэропорт, люди из него летают в десять городов России и зарубежья и редко кому в голову приходит ехать на поезде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Вы подробно ознакомились с деятельностью аэропорта? Что в первую очередь там нужно сделать?
 
– Нужно завершать запуск взлетно-посадочной полосы, который и так перенесся на полтора года. Дальше нужно начинать работу по открытию терминала международных воздушных линий. Третье — нужно вести переговоры с перевозчиками. Для них сейчас Киров является случайной точкой, поэтому они составляют для нашего города неудобное расписание. Кому нужно прилететь в Москву в 11 часов дня, когда уже все совещания и бизнес-встречи прошли, и когда вы по пробкам доедете до центра города только к обеду? Задача состоит в том, чтобы начать, в первую очередь, организационные мероприятия. Во-вторых, нужно приводить в порядок сам терминал. Сейчас же он в некоторых местах является даже опасным для жизни и здоровья: где-то прогнили несущие конструкции.
 
- Но его же реконструировали совсем недавно?
 
– Реконструируют. Процесс идет. И он требует денег, немедленных вложений. В противном случае эксплуатировать аэропорт будет невозможно. Сейчас мы выстраиваем с областью взаимоотношения, решаем, что она будет субсидировать. По факту сегодня аэропорт работает в убыток, два раза он уже был банкротом и сейчас стал бы и в третий раз, если бы правительство региона не приняло решение о выделении субсидии в 250 млн рублей. Причем несмотря на это до конца года появится еще 70 млн рублей убытков. На следующий год убыток обозначен в 160 млн рублей, через год — 120. И это бесконечная дорога в никуда. Мы предлагаем сделать немного по-другому.
 
- Как?
 
– Дело в том, что субсидирование аэропорта является демотивирующим фактором его развития независимо от того, кому он принадлежит. И у руководства «Победилово» нет задачи сделать аэропорт рентабельным, а есть задача выпрашивать деньги раз в год. Получается, что и не смысла работать над себестоимостью и тем более вести нормальную программу реконструкции. Возникает замкнутый круг. Нет никакого развития. Поэтому закрытие прямых убытков предприятия является самой опасной формой болезни и всегда приводит к очередному банкротству. А что правильно? Правильно, когда в аэропорту действует оператор, который живет по принципу: как потопал, так и полопал. То есть, он должен рассчитывать на свои деньги. И правильно, когда область ставит четкую задачу, например, - увеличение количества рейсов из аэропорта. Говоря иначе, должно происходить субсидирование не аэропорта, а авиакомпании в случае постановки нового рейса в зависимости от типа судна. Почему это нужно? Потому что самый сложный период при раскатке любого рейса – это начало, когда вы вынуждены летать каждый день, а загрузка у вас еще очень низкая. Субъект федерации должен быть заинтересован в том, чтобы маршрут оставался, чтобы люди к нему привыкли и выбирали его вместо поезда. Чтобы люди, улетая в Москву, например, знали, что вечером можно вернуться. Когда все начинают вставлять эти рейсы в расписание своей жизни, загрузка растет. В конечном счете аэропорт получает дополнительный доход от обслуживания этих рейсов, область получает дополнительный сервис для граждан и возникает еще с десяток дополнительных плюсов: увеличение частоты и линейки полетов позволяет быстрее добраться до области, что является серьезным фактором роста бизнес-активности. То есть сюда не нужно добираться на собаках, машинах и т. д. Возникает масса дополнительных перспектив. По сути через субсидирование перевозчиков вы субсидируете всех граждан области, так как любой человек может воспользоваться этой услугой. А в том случае, если вы даете деньги аэропорту, вы субсидируете, грубо говоря, только менеджмент и трудовой коллектив аэропорта.
 
- Вы сказали, вы уже ведете переговоры с правительством Кировской области по поводу того, что оно готово субсидировать. Какие средства в итоге будете вкладывать вы, какие – мы, то есть наше правительство?
 
– Мы финализируем договоренности, когда будет готов бизнес-план развития «Победилово». Это будет первый квартал следующего года. Эти цифры не наши, есть план области. На сегодняшний день он предусматривает, что регион будет продолжать субсидировать убытки аэропорта – от 160 до 180 млн рублей каждый год. Наша идея заключается в том, что мы предлагаем отказаться от этой практики, начиная с 2015 года, и направлять эти деньги на субсидирование и открытие новых рейсов. Конкретные договоренности будут достигнуты тогда, когда мы рассчитаем математическую модель по перевозкам. Надо сказать, что в целом аэропортовый бизнес является во многом производной от статистики, окупаемости, прогноза средней заполняемости по рейсу, роста тарифов. Это сложные математические модели, поэтому бизнес-план по аэропорту – это достаточно серьезный труд уровня докторской диссертации страниц на 500, даже и для маленького аэропорта. И если вы где-то ошибетесь, вы можете не выйти на окупаемость и сломать всю программу инвестиций. Составление этого бизнес-плана полностью ложится на наши плечи.
 
- Компания «Новапорт» планирует становиться акционером аэропорта?
 
– Будет выстраиваться отдельная модель. Но скорей всего мы проведем дополнительную эмиссию, в ходе которой будем вкладывать деньги в развитие аэропорта. То есть мы будем вкладываться в уставной капитал, благодаря которому аэропорт будет развиваться.
 
- Вы сказали, что через пять лет наш аэропорт может выйти на окупаемость.
 
– Через пять лет, по нашим предположениям, аэропорт «Победилово» может иметь четверть миллиона пассажиров. Если будет принято решение о том, что мы занимаемся менеджментом аэропорта, мы поставим перед собой задачу выйти на окупаемость в 2015 году. Нам очень не нравится вкладывать в аэропорт деньги из своего кармана, так как это будет означать, что жители Челябинска или Волгограда дотируют перевозки из Кирова, что им, наверное, вряд ли понравится. Поэтому наша задача – в течение 2014 года завершить все изменения и прийти к тому, чтобы аэропорт не приносил убытков.
 
- А вам какая выгода? Какова рентабельность этого бизнеса?
 
– На самом деле это низкорентабельный бизнес, который требует больших затрат на начальном этапе. Мы всегда полагаем, что если бизнес-план предлагает нам окупаемость 8 лет, или 12 лет, то это здравая рентабельность, за которую стоит браться. Хотя чаще всего мы идем быстрее плана – у нас на все  уходит 7,5 лет. Это в любом случае тяжелый бизнес на многие годы, в котором быстро денег не вернешь.
 
- Скажите, взлетно-посадочную полосу подрядчики обещают закончить к концу года?
 
– Знаете, строители – честные люди, и обманывают они в отношении только трех вещей: сроков строительства, его качества и стоимости. А во всем остальном они честны. Поэтому нужно оказывать на них давление. И я думаю, что если вы даже просто наймете кого-то сделать ремонт в вашей квартире и не будете ставить конкретных задач о сокращении сроков, он будет длиться бесконечно. Бригада будет просто жить у вас, а в итоге скажет, что денег им не хватило. За подобными вещами требуется постоянный контроль и надзор. Компаний, которые являются внутренне мотивированными на результат и скорость, очень мало в России.
 
- А тот менеджмент, который сейчас работает в «Победилово», вас устраивает?
 
– У нас есть впечатление, что даже не обладая опытом построения сложных математических моделей руководство аэропорта тем не менее все делало правильно. И мы не видели никаких странностей, глупостей или непрофессионализма. Та небольшая реконструкция, которая идет в аэропорту, велась бы и нами. Нас менеджмент устраивает: это порядочные и профессиональные люди, которые переживают за аэропорт. Им надо просто поставить новые задачи, дать новые подходы.
 
- То есть, менять команду вы не будете?
 
– Этого не требуется. Мы в большинстве аэропортов сохраняем ту команду, которая есть. Нам кажется, что и в этом аэропорту менеджмент молодой, активный и здравый.
 
- Если сравнить Кировскую область с другими, то что из опыта работы там вы можете применить здесь? Как правило, наш регион называют чахлым, дотационным, безперспективным…
 
– Если говорить о важности аэропорта для развития региона, то я поставил бы авиасвязь на второе место после телефонной связи. И даже дорожная сеть не так важна, потому что инвестиции, деньги, бизнес становятся международными, крупными, и, условно говоря, человек, который готов вложить серьезные деньги в Кировскую область, не поедет сюда на лыжах, или даже поезде, ему нужно на чем-то прилететь, потому что он - занятый человек. Поэтому значение аэропорта для развития региона сложно переоценить. Я был однажды в центральном Китае, где мы объехали несколько малых аэропортов. Мы разговаривали с мэром одного из субъектов и он сказал такую вещь: «Я сделал большую ошибку, начав строить дороги, отели и упустив при этом аэропорт. В результате инвесторам, которые хотели к нам попасть, приходилось проезжать мимо восьми других городов». И когда он понял, что многие просто не доезжают, он стал все менять. Что важно для инвесторов? Время. Они хотят прилететь и принять решение в течение одного дня. Поэтому аэропорт – это важнейшая вещь. И то, что губернатор уделяет такое внимание аэропорту, очень правильно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Как вы оцениваете программу по межрегиональным перевозкам?
 
– Программа стала для ПФО неким экспериментом. Мы считаем, что она уже показала свою эффективность: мы наблюдаем рост перевозок в небольших аэропортах, возник ряд маршрутов, благодаря которым людям не нужно лететь через Москву. Но при этом сама программа, если ничего не делать в кировском аэропорту, ничего нам не даст, а достанется в конце концов Казани или Перми, то есть тем городам, которые заберут на себя обслуживание кировских пассажиров. Приз достается по сути тому, кто встал с утра первым. Поэтому надо проснуться пораньше и заниматься аэропортом.
 
- А без дотаций государства эта программа сможет развиваться? Мы сможем добиться того, чтобы она приносила прибыль?
 
– Ее можно было начинать и без дотаций, просто на это потребовалось бы много времени. Да и сейчас Киров особо не может встроиться в эту программу, потому что государство выделяет дотации на пассажиро-кресла, а если у вас их мало, то надо ставить задачу как можно быстрее наращивать пассажиропоток. Пока же большого эффекта не будет.
 
- Вы как-то сказали, что нам сегодня в авиационном деле нужно достигать того уровня, который был в Советском Союзе. Сегодня мы догнали его хотя бы в каких-то аэропортах?
 
Мы как раз сегодня обсудили прошлое вашего конкретного аэропорта – когда-то он возил 300 тыс. пассажиров. В 1989 году было 33 направления, в 2012 году осталось только 3. Все остальные регионы параметров Советского Союза достигли. Связи никуда не делись. Отношения тоже не делись: везде есть родственники, диаспоры, дела. Поэтому когда мы готовили свой план, то 250 тыс. человек называли спокойно, а при этом через запятую предполагали и 350. В плане на 2016 год у нас стоит 20 направлений. И мы говорим это не просто так, потому что с меня потом тоже спросят те, чьи деньги я буду инвестировать.
 
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
 
 
Досье:
Роман Викторович Троценко, российский предприниматель, советник президента государственной компании «Роснефть», председатель совета директоров компании «Новапорт».
Дата рождения: 12 сентября 1970 года, Москва.
Образование: В 1992 году закончил экономический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ имени М. В. Ломоносова (специализация «экономика Японии»), в 2001 — юридический факультет МГУ. В 1987—1988 годах проходил стажировку в Йельском университете (США) и Коимбрском университете (Португалия).
Карьера:
 
1987-1989 — коммерческий директор Казахской республиканской телекомпании «Азия ТВ» (1989—1991).
1989-1992 — председатель правления МССБ «Альбарак-Казахстан».
1992-1993 — генеральный директор АО «Интермедбиржа».
1994 — генеральный директор АО «Стройлизинг».
1994-1996 — председатель правления КБ «Платинум Банк».
1996—1998 — председатель правления ЗАО Промышленное развитие.
В 1996 году Троценко возглавил Совет директоров АО «Пассажирский порт». С 1997 года является председателем Совета директоров ООО «Южный речной порт». В 1999 году после аспирантуры приходит в Министерство транспорта на должность помощник министра. С 2000 по 2002 год является генеральным директором ОАО «Московское речное пароходство».
В 2007 году создал AEON Corporation.
В октябре 2009 года назначен президентом ОСК («Объединённой судостроительной корпорации»).
1 июля 2012 года ушёл в отставку с поста президента ОСК.
С 2012 года - советник президента компании «Роснефть» Игоря Сечина, куратор шельфовых проектов компании.
 
Показатели компании «Новапорт»:
По итогам 2012 года аэропортами группа «Новапорт» было обслужено 6,2 млн пассажиров.
По результатам 2012 года аэропортами группы «Новапорт» было обработано 43 тыс. 800 тонн груза.
Аэропорты, в которых реализуются программы развития компании, находятся в городах: Новосибирск, Барнаул, Томск, Чита, Астрахань, Челябинск. Волгоград.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений