Владимир Евсеев

14.05.2012 2428 0

Флот для Европы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добраться до Аркульского судостроительно-ремонтного завода – задача не из легких. И дело даже не в километраже (160 км в одну сторону), сколько в дорогах, которые оставляют желать лучшего. Однако все это не мешает технарям с окрестных поселений строить на заводе баржи и в течение последних 15 лет вполне успешно продавать их в Европу. Чтобы посмотреть, как вятские умельцы в глуши, еще на советском оборудовании, под руководством Владимира Евсеева делают и поставляют высококлассные суда в Голландию, «Бизнес Новости» и проделали подобный путь.

Своих нет
Владимир Сергеевич, под вашим руководством находится уникальное предприятие, которое уже несколько лет сотрудничает с зарубежными странами, поставляете им готовые суда по ценам ниже европейских. Как на сегодняшний день развивается ваше сотрудничество?
- Мы работаем с 1997 года. То есть, если посчитать, сотрудничество продолжается добрых 15 лет. И, в общем, вполне нормально развивается.

Европейскими партнерами довольны?
- По большому счету, нам не из чего выбирать: российских заказчиков днем с огнем не сыщешь. Но, в принципе, к европейцам никаких особых претензий нет. Работаем и все. Хотя, хочу отметить, что с зарубежными партнерами, конечно, проще работать. Европеец сказал - сделал. Мы, в свою очередь, получили заказ, сделали, сдали продукт, получили деньги. У наших же, российских заказчиков, исполнение договоренностей хромает, впрочем, как и своевременная оплата. С другой стороны, я не могу сказать, что с представителями Европы легко работается: мы обязаны выдерживать качество и сроки. Без этого никакого сотрудничества не получится.
Впрочем, не скажу, что наши поставки в Европу носят массовый характер. При социализме построенный объект мы сдавали прямо в затоне. Сейчас приходится гнать своим ходом до самого Санкт-Петербурга. А это удовольствие, как вы понимаете, не из дешевых - обходится в среднем от 2 до 3 млн рублей. Если бы наше предприятие находилось на магистральной реке, где глубины позволяют «слиповать», затраты были совершенно иными. При таком раскладе о массовых заказах говорить бессмысленно. Но интерес европейцев понятен: Европа эксплуатирует суда все 12 месяцев в году, у нас навигация длится от силы полгода. Логично, что из-за границы идут стабильные заказы.

Вы возглавляете предприятие с 1991 года. До этого работали на разных должностях здесь же. Насколько проще было вести дела в советское время при плановой экономике? Открыл ли для вас капитализм какие-то новые горизонты?
- Сложно однозначно ответить... Сейчас есть свобода выбора при приобретении необходимых материалов для работы. Купил, переработал, продал. Никаких излишков. При социализме очень много неиспользованных материалов оставалось на складах, что, разумеется, было отнюдь нерационально. Хотя, признаюсь, несмотря на то, что минуло уже столько лет с момента развала СССР, мы до сих пор пользуемся этими излишками на складах, оставшихся с того времени. С другой стороны, больше нет никаких государственных заказов, а заказчиков приходится искать самим. В общем, есть и свои «плюсы», и свои «минусы». Неоднозначно...

Вернуться бы не хотели в то время?
- Вернуться?.. Можно и вернуться, только изменить бы кое-какой расклад. Оставить свободу выбора и закупки материалов, и вернуть плановые заказы. Распределение материальных ресурсов было совершенно ни к чему. Советские нормативы почти никогда не выдерживались: надо построить 11 теплоходов, строили в итоге 10, материалы оставались. Производственные-то фонды никто не выбирал с умом. При этом, надо оставить еще один «плюс» капитализма, когда не надо ни перед кем отчитываться, кроме налоговой инспекции и собственных акционеров. Ну еще внебюджетные фонды... Кстати, я столько лет работаю, но так и не могу понять, куда идут деньги, которые мы отчисляем на медицинское страхование. Социальное страхование дает нам средства на спецодежду и проведение медосмотров, а вот ОМС что дает? Отчисляем им 5,1% от каждого заработанного рубля...

В действительности многие этого не понимают.
- А знаете, что необходимо делать? Заставить физлиц самих платить налоги. Сейчас я, как работодатель, плачу почти 33% налогов. Зачем? Желает человек откладывать на пенсию, пусть платить в Пенсионный фонд, желает иметь социальную страховку – пусть отчисляет в ФСС. Нет, конечно, любое предприятие должно платить налоги: транспортный, земельный, налог на прибыль и т.д., но все должно быть соизмеримо. Государство почему-то все возложило на работодателя. Почему? Не знаю.

Думаю, если у людей появится выбор, они вообще не станут платить никакие налоги.
- А вот это уже другой разговор.

Насколько сложнее стало жить предприятию после повышения налогового бремени?
- А сами как думаете? Непросто, конечно. Например, в прошлом году прибыль от реализации продукции получили, а общей прибыли у нас практически не вышло: все «съели» налоги, зарплаты, текущие платежи. Поймите, в Европе кризис. И серьезный кризис. До этого у нас были неплохие цены на изделии судостроения, соответственно, была и неплохая прибыль, но сейчас европейские заказы прилично «ужались», их стало меньше и они стали дешевле. И здесь есть только два выбора: либо строить за те деньги, которые предлагает Европа, либо не строить вообще ничего. Налоговый процент, который был ранее (28%) являлся вполне соизмеримым с расходами. С другой стороны, я тоже понимаю государство - расходы растут, необходимо сокращать дефицит. Но почему-то бизнес никто понять не хочет. И еще раз повторюсь, социальные налоги должен платить работник из своего кармана. В этом отношении европейский опыт для нас оказался полезен... Вы, наверное, знаете, что сейчас началась аттестация рабочих мест?

Разумеется.
- А что аттестовать? Большая часть оборудования была закуплена при социализме. А что такое модернизация по Медведеву, вы не знаете?

Догадываюсь, но вы расскажите свое видение.
- Я так полагаю, это обновления производственных фондов. Но раз об этом заявили, то, может быть, денег предприятиям для этого надо дать?

Депутаты Заксобрания как раз сейчас рассматривают законопроект о льготах по налогу на прибыль для тех предприятий, кто инвестирует в обновление производственных мощностей.
- Для этого еще надо прибыль получать, понимаете? Чтобы потом получать льготу по налогу на прибыль. У нас рентабельность не более 5%. Под закон, скорее всего, попадут предприятия обрабатывающей промышленности, нефтегазовой, естественные монополии... Мы - очень вряд ли. Речники не такие богатые, как кажется некоторым. Зарабатывают только 6 месяцев, а другие 6 месяцев пытаются как-то прожить: платить зарплату работникам, ремонтировать суда. Многие говорят «да что там ремонтировать? Это же судно». Это автомобиль, может быть, не надо ремонтировать каждый год: купил новый и катайся несколько лет, только техосмотр вовремя делай. Речное судно – это совсем другое. В него надо ежегодно вкладывать немалые деньги. Вот, в прошлом году «Булгария» утонула. Тоже не просто так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Получается, по вашему мнению, этот закон не принесет ничего хорошего?
- Конечно, региональный закон – тоже неплохой почин, но он далеко не всех коснется.

В интервью 5-летней давности вы говорили о том, что российские заказчики предпочитают не заказывать новые суда, а латать старые. Так, может, вот она, очевидная разгадка трагедии «Булгарии» и остальных ЧП на реках России?
- Насчет «латания» - да, так и есть. За эти пять лет все осталось на своих местах. Насчет ЧП - не мне судить. Мы занимаемся строительством и ремонтом, а не эксплуатацией. Есть заказчики, которые строят, латают и эксплуатируют этот флот. Есть речной регистр – те, кто должен их контролировать. И что-то еще я вряд ли скажу по этому поводу.

А насколько перспективны тогда, на ваш взгляд, круизы по Вятке? Наверное, вы слышали, что их хотят возобновить.
- Хм... При социализме были такие круизы. Помню, был круиз «Уфа-Киров». В советское время он был востребован, желающих прокатиться набиралось немало. А сейчас?.. Сложно сказать. Вятку очень сильно запустили, никто ей не занимается с начала 1990-х годов. Никаких серьезных глубин на ней уже нет. Это направление может быть перспективно, если, во-первых, займутся рекой, во-вторых, построят соответствующий флот, а в-третьих (и это самое главное), - создадут необходимый сервис. Сейчас потребитель не такой, каким был 30-40 лет назад. Сегодняшнему клиенту необходимо, чтобы он вышел с теплохода, встретили его автобусы, накормили в приличном месте, провели интересную экскурсию. А у нас этого нет. Нужно создавать условия, тогда и круизы станут вновь востребованы. Но заниматься этим должны частные компании.

И рекой Вяткой тоже?
- Нет, рекой должно заниматься государство самостоятельно либо при помощи частно-государственного партнерства. Все-таки, налоги платим, как-никак. За один год этого, естественно, не сделать. Даже в советское время подобные усилия по очистке реки и приведение ее в порядок прилагали годами.

Ваша деятельность напрямую связана с судоходностью реки.  Не боитесь, что при таком отношении к реке предприятие скоро уже не сможет поставлять продукцию своим ходом?
- У корпусов барж осадка небольшая, так что, не думаю, что нам это грозит в ближайшем будущем. Хотя, признаюсь, что подобные перспективы несколько пугают. А что делать? Понимаете, если бы по Вятке проходили серьезные грузопотоки, то рекой в любом случае пришлось бы серьезно заниматься. Но грузопотоков нет. Разве что в районе Кирова или Кирово-Чепецка. Знаю, что хотели строить цементный завод около Советска, но дальше разговоров дело не зашло. Ведь в случае постройки такого предприятия, русло реки пришлось бы основательно прочистить. Это тоже бы стало вкладом в развитие грузопотоков по реке. Вот нефть найдут...

Нефть?
- Конечно. Ведут же сейчас ее поиски в Унинском районе. У нас тоже 5 лет назад искали. Смотрите, как интересно: Башкирия нефть качает, Татарстан нефть качает, Удмуртия – качает, Коми - тоже качает. А у нас нет? Может, и у нас имеются государственные запасы?

А не боитесь, что найденная нефть значительно подпортит экологию вашего района?
- Какая там экология! Мы живем в лесном массиве. Чего пугаться? Если честно, я вообще не понимаю, что все постоянно твердят об экологии, о вырубках леса под промышленные объекты? Если, например, сосне стукнуло 80 лет, ее надо обязательно убирать. Она либо сама упадет и сгниет, либо, срубленная, принесет пользу. Жаль только, что посадками леса, как было при социализме, сейчас занимаются очень мало. Если не только рубить, но и сажать лес, то ничего страшного с экологией не произойдет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Газ, кадры и дороги
Также 5 лет назад вы говорили о том, что газификация поселка и предприятия – одна из самых острых проблем. Ситуация сдвинулась с мертвой точки?

- Да, почти. Газификация поселка Аркуль проведена, но наше предприятие пока не газифицировано. Это дело ближайшего будущего (при наличии денег, конечно). Но, знаете, это, как ни странно, - не самая насущная проблема. Главное, чтобы дороги были.
Газификация конкретно на нашем производстве в облегчении производственных процессов особой роли не сыграет. Высвободилось бы человека 3-4, не более. Была бы небольшая экономия электроэнергии, но она вряд ли бы окупила наши затраты на газификацию. А вот дороги... С ними беда у нас большая.

Предлагаю поговорить о кадрах. Чем сотрудников на предприятие заманиваете? Добраться до вас – определенная проблема.
- Заманиваю исключительно деньгами. Я прагматичный человек и понимаю, что молодежь сейчас в большей степени интересуют лишь деньги, каждый ищет место получше. Что же касается обучения, то обучаем сами, прямо на рабочем месте. Для пополнения инженерно-технических кадров берем выпускников ВГСХА (с инженерного факультета), ВГУ. Правда, тоже приходится частично переучивать, так как наше производство относительно специфическое.

Образование у ваших сотрудников исключительно высшее или средним тоже не пренебрегаете?
- Без высшего образования на работу я никого не беру уже давно. С «вышкой» человек мыслит уже совершенно по-другому, умеет работать с документами.

Сколько бы средств ни вливали сегодня в развитие села, оно вымирает. Люди стремятся в город за более высокими зарплатами и качеством жизни. Не боитесь остаться со своим предприятием, грубо говоря, в одиночестве посреди поля?
- Город есть город. Большинство считает, что лучше уехать в город, снимать там чужой угол втридорога и работать грузчиком на базе, имея высшее образование, чем оставаться здесь и работать по специальности. Такому мышлению способствуют и родители, которые постоянно твердят своему ребенку: уезжай в город, уезжай в город... Большого интереса к работе у молодежи сейчас нет. Поменьше работать, побольше получать – вот и вся философия. Так что, пусть едут. Я не против. А если и один останусь, то что поделать... В этой жизни все может быть. Зачем загадывать?

Это звучит совсем печально.
- Жизнь не победить. Я не строю планы слишком далеко вперед.

А на сколько планируете?
- Обычно на год. В частности, на этот год мы уже загружены заказами на 100%. Что будет в следующем году, станет понятно только в ноябре-декабре.

Считаете ли вы, что региональная власть должна помогать уникальным предприятиям вроде вашего (как-никак у вас зарубежные заказчики, вы платите немалые налоги)?
- Думаю, не должна. Единственная помощь, которая была бы для нас актуальна (как и для всех предприятий), - это снижение налогового бремени. Скажите, к примеру, зачем поднимать российский автопром, когда он откровенно умер? А государство все ему помогает, не теряя надежды. Этого я не понимаю.

Как у вас складываются отношения с конкурентами в Сосновке? Насколько я знаю, раньше вы с ними хорошо контактировали.
- Я бы не сказал, что мы какие-то друг другу особые конкуренты. У нас несколько разные ниши: они делают самоходный флот, а мы – несамоходный. И завод там на порядок крупнее.
Я раньше был хорошо знаком с прежним директором, но он ушел на пенсию. И как сейчас идут дела в Сосновке, я не совсем в курсе.

Беседовала
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru



Досье:
Владимир Сергеевич Евсеев,
директор «Аркульского судостроительно-ремонтного завода им.Кирова».
Дата и место рождения: 1947 год, п.Аркуль Нолинского района Кировской области.
Образование: Ленинградский институт водного транспорта (окончен в 1975 году)
Семейное положение: женат.
Карьера:
- 1975-1985 – старший инженер в плановом отделе, затем – экономист «Аркульского судостроительно-ремонтного завода»;
- 1985-1991 – главный бухгалтер «Аркульского судостроительно-ремонтного завода»;
- 1991 года – по настоящее время - директор «Аркульского судостроительно-ремонтного завода».
Хобби: работа
Любимое блюдо: пельмени, зимний салат.
Любимый фильм: «Белое солнце пустыни».
Любимая литература: экономическая.
Девиз: «Видите, у меня знамя стоит в углу? Там написано «Вперед, к коммунизму!». Считайте, что это и есть девиз».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений