Владимир Грибанов

19.01.2016 09:17:00 3719 0

Пока есть люди

Прошлый сложный культурный год завершился назначением нового министра. В начале этого года прибыло в полку Драмтеатра — там появился новый режиссер. А как обстоят дела у одного из самых популярных в нашем городе Театра на Спасской, мы решили узнать непосредственно из уст его директора — Владимира Грибанова. Как он утверждает, театр, в отличие от правительства, свои обязательства перед людьми выполняет.


Владимир Грибанов с 2004 года возглавляет Театр на Спасской.

Под знаком Мюнхгаузена

Прошлый сезон вы начали без главного режиссера. Вам и труппе в связи с этим было тяжелее работать?

– Поскольку о том, что с Юлией Батуриной не будет продлеваться договор, я принял решение еще до окончания театрального сезона, для театра не стало неожиданным открытие нового сезона без режиссера. Планы сверстываются заранее, и мы знали, чем будем заниматься. Приглашение на постановку Степана Пектеева обсуждалось давно. Мне на глаза попался очень интересный материал про Мюнхгаузена, и я предложил эту тему режиссёру. Он откликнулся, долго искал готовую пьесу или инсценировку, но не нашёл достойного внимания, и тогда предложил сделать спектакль в такой форме, в какой его и увидел зритель. Поэтому вся осень у нас прошла под знаком этой работы.

Не могу не спросить по поводу отношений театра с Юлией Батуриной. Вы расстались, насколько известно общественности, со скандалом. Почему  так получилось?
– Честно говоря, возвращаться к этому вопросу по прошествии времени не очень бы хотелось. Но раз уж вы спросили, все высказывания Юлии Батуриной постфактум подтвердили линию ее поведения в нашем театре. Поэтому и я еще раз убедился в том, что поступил правильно. Театр — это совокупность людей с определенными профессиональными навыками. Кроме того, их объединяют и особенные взаимоотношения. Сейчас это называется корпоративной этикой, а раньше мы говорили «театр-дом», «театр-семья». У театров есть своя история, традиции. И люди либо проникаются их духом и начинают развивать театр дальше, либо попадаются разрушители, которые стараются все перелопатить, переломать и переделать на свой лад, перечеркнув прошлое. К сожалению, Юлия Батурина считала, что у Театра на Спасской нет истории. Эта позиция для нас оказалась очень обидной. Многие наши работники отдали театру почти полжизни. Мне же, как руководителю, обижаться было некогда: надо было думать о том, как будет развиваться театр. Я сделал соответствующие выводы.  По своим качествам Батурина никак не могла сравниться с лидерами последних десятилетий: Бородиным, Клоковым, Павловичем.

А вам лично ее спектакли нравились?
– Мы предоставили Юлии Батуриной все возможности, чтобы заявить себя как творческого лидера, как строителя театра. Из четырех спектаклей, которые она поставила за это время, я с уверенностью могу сказать, что «Господа Головлевы» - это единственная работа, за которую Батурину у нас любят и ценят. Все остальные были совершенно ремесленными незатейливыми спектаклями. Ничем особым они не выделились. В процессе работы стало понятно, что этот человек способен создавать интересные вещи, но уже не в качестве главного режиссера театра точно. И повлияли на это не те высказывания, которые она делала. Есть определенный набор профессиональных и человеческих качеств, который необходим для того, чтобы быть творческим лидером. В Юлии Батуриной я их не обнаружил.

Сейчас вы находитесь в поиске такого лидера или пока этот вопрос отложен?
– Как только я понял, что мы должны расстаться с Юлией Батуриной, я сразу начал думать о том, где и как искать нового режиссера. Это сложное дело. Например, перед тем, как в театре появился Павлович, у нас два года не было художественного руководителя. Но мы жили и развивались. При приеме на работу Батуриной, возможно, было принято несколько скоропалительное решение. И сейчас я понял, что торопиться в этом вопросе не нужно.

Театральные лаборатории вы не планируете?
– Возможно, но на самом деле подобные проекты требуют дополнительных затрат. И если бюджет окажет нам поддержку, то, конечно, мы проведем лабораторию. Заявку на нее я подал. Это очень интересная форма работы. Может быть, не всегда после подобной лаборатории удается пригласить режиссера на постоянную работу, но она очень помогает при формировании репертуара.



Статистическая игра

С того времени, как ушел Борис Павлович, что-то изменилось в театре в финансовом плане? Может быть, выросли зарплаты, эффективнее стал решаться вопрос с жильем (я имею ввиду проблемы, описанные в прощальном письме Бориса Дмитриевича).

– Всем известно, что Кировская область в общей картине регионов России выглядит очень неприглядно. Как все часто замечают, мы – дотационный регион. У нас ситуация не только не изменилась в лучшую сторону, но и значительно ухудшилась. Раньше, например, мы могли ставить 4-5 спектаклей в год. А в 2015 году все бюджетные организации не в полном объеме получили субсидии даже на выплату заработной платы, и была проведена оптимизация штатной численности.

И у вас?
– Да. Под лозунгом оптимизации мы вынуждены были избавиться от низкооплачиваемых категорий сотрудников. Нам пришлось либо отправить их за штат и заключить с ними гражданско-правовые договоры, либо перейти на аутсорсинг. Оставшиеся средства мы, конечно, направили на зарплаты тем сотрудникам, которые остались и средняя заработная плата сразу выросла. Но аутсорсинг мы все равно вынуждены оплачивать из собственных внебюджетных средств. Поэтому подобная оптимизация – это лишь статистическая игра и перекладывание денег из одного своего кармана в другой. Ни у кого не увеличились субсидии на развитие театральной деятельности. Удручает то, что у людей, ответственных за развитие региона, не очень получается наполнять бюджет. Само же правительство придумало дорожную карту. Если на нее опираться, то к 2018 году должен произойти существенный рост заработной платы. Театры  справляются со своей обязанностью по реализации этой программы: свои показатели мы выполняем. А люди, ответственные за наполнение бюджета Кировской области, не справляются.

Что вы имеете ввиду под словом «справляться»?
– Бюджет Кировской области дефицитный в очень большой степени. И нам не гарантировано финансирование в том объеме, который требуется. Расходы театра состоят из двух частей: субсидий из бюджета и того, что мы заработали разными способами (показами спектаклей, сдачей в аренду помещений, проектами и т.д.) Мы следуем своим планам и даже перевыполняем их: Театр на Спасской ежегодно увеличивает свои доходы примерно на 1 млн рублей. Если же говорить о бюджете Кировской области, там все стабильно наоборот.

А вы считаете справедливо сравнивать два этих бюджета: небольшого театра и целого региона?
– Я не сравниваю. Но по факту получается, что мы исполняем свои обязательства, а правительство Кировской области не делает подобного в отношении тех учреждений, которыми оно руководит. Понятно, что механизмы формирования бюджета региона более сложные, чем у нас, но и возможностей у него больше. В области же есть промышленность, сельское хозяйство, бизнес. Доходы в бюджет должны поступать из разных структур: вкладываются же инвестиции, создаются технопарки и т.д. Меня как директора театра или просто как обывателя, мало волнует то, почему им это не удается. Я честно работаю, люди у нас честно работают, и у нас есть результат. Мы содержим штат из 100 человек и развиваемся. А у правительства и министерства культуры, в частности, почему-то отсутствует  возможность оказывать значительную поддержку в развитии театрального дела.

Финансовая помощь театрам оказывалась, выдавались гранты?
– Да,  была хорошая тенденция: каждый год увеличивались средства, выделяемые на постановку спектаклей, на приобретение оборудования. Была создана замечательная программа модернизации кировских театров, которая, к сожалению, просуществовала всего два года.
 Существовала и программа, по которой кировские театры боролись за гранты на развитие театрального дела. Сначала мы его получили. Тогда на миллион наш театр купил квартиру. Потом грант в 3 млн рублей выиграл Театр кукол. Через год опять выиграли мы, и на этом все закончилось. Стало понятно, что денег нет, и нет и самого главного — программы развития и укрепления театров высококвалифицированными кадрами.

Сейчас у нас появился новый министр культуры – Андрей Скальный. Вы знакомы с ним? Чего-то ждете от него?
– Я знаю его как руководителя Филармонии. Объективные показатели успешности этого заведения на лицо: они выполняли планы, платили налоги и т.д. Скальный как организатор своего дела, справлялся. К тому же он образованный интеллигентный человек с широким кругозором. Но как ему удастся справиться с ситуацией безденежья, какую концепцию развития культуры в Кировской области он сможет создать и отстоять в правительстве, как сможет защитить интересы культуры, говорить об этом пока рано. А мы, в свою очередь, своими действиями будем доказывать, что мы способны на многое и заслуживаем внимания.

В СМИ также просочилась информация о том, что в скором времени возможно объединение трех театров и Филармонии под единым руководством. Не является ли назначение Скального на должность министра культуры началом этой реформы?
– Меня несколько насторожила позиция Андрея Борисовича (высказанная в одном из интервью) по поводу объединения в одну концертно-театральную дирекцию Филармонии и трех театров. Ничего страшного в этом он не видит, хоть и сказал, что сегодня этот вопрос для нас не актуален. Пока. Что меня и волнует. Ни один человек, профессионально занимающийся организацией театрального дела, никогда не пойдет на такое слияние. Я не думаю, что театры будут мириться с такой ситуацией, подставят шею и скажут: «Рубите». Руководить из объединенной дирекции невозможно. Уважающий себя мастер в такой коллектив не пойдет. Какие-нибудь пойдут, но не те, кто нам нужен. Приведу обычный пример: чтобы купить килограмм гвоздей, нужно будет обращаться в объединенную дирекцию с каким-нибудь письмом. Пока они его рассмотрят и подпишут, уже и гвозди эти станут не нужны. Я за день по 25 раз прохожу по всему театру, бываю во всех отделах, кабинетах и по ходу дела решаю множество различных вопросов. Это помимо запланированных мероприятий. Как будет все это решаться в объединенной дирекции?
Кроме того, я убежден в том, что и никакой финансовой экономии не получится, потому что содержание такого аппарата как у нас, не столь значительно. И бухгалтеров не сократить, иначе оставшиеся просто не справятся с таким объемом работы.

А будет, по-вашему, это объединение?
– Я думаю, что само министерство не очень заинтересовано в этом. Никто не горит желанием заниматься подобным губительным делом. К тому же есть примеры подобных слияний в других регионах и там очень много отрицательных примеров. Никто и никогда не сказал мне ни одного слова в защиту подобных проектов. Кроме того, никто из защитников подобных идей ни разу не объяснил, зачем это нужно делать. Какова «благородная» цель? Если речь идет о финансовой экономии, то какова она? Может быть чиновники хотят сэкономить 5 млн рублей, а по факту получится только 500 тысяч. Такое ощущение, что эти разговоры начались для того, чтобы, так сказать, «прозондировать почву». Еще раз повторюсь, мы против. Мы — это театральное сообщество.



Пока есть люди

Есть такое мнение, что в Драмтеатре нечего смотреть. Даже сам режиссер назвал последний поставленный там спектакль примитивным. Создается такое впечатление, что Драмтеатром просто низвергается высокий уровень культуры.

– Театр драмы находится в длительном творческом кризисе. Причины тому разные и проблем там много.

Кризис у всех, но вы же не ставите примитивные вещи.
– Да, не ставим. Но и труппа Драмтеатра давно «наелась» примитивными комедиями и им хочется нормальной драматургии. Почему-то у руководства театра было и сейчас есть такое мнение, что публику надо больше веселить и тогда она будет бежать в театр. Я уверен, что там есть замечательные актеры, которые могут работать с серьезной драматургией. Сейчас у них появился новый режиссер. Конечно, ему будет не просто войти в этот театр, но если он молодой, энергичный и талантливый, то у него все получится.

Вы начинали работать в Театре на Спасской с должности актера, сейчас вы – директор. Что для вас театр?
– Не буду оригинальным, театр – это моя жизнь, моя судьба. Я всегда шучу на эту тему: меня впустили в театральное училище, меня оттуда не выгнали, и таким образом судьба моя была предопределена.

На посту руководителя вам, наверное, не хватает сцены?
– Когда возник вопрос, кому быть директором, я не ожидал, что выбор падет на меня, я к этому не готовился. И какое-то время, пока существовали  спектакли, в которых я был занят, я играл свои роли. Но постепенно их не осталось. Я решил, что я не буду совмещать эти два дела, потому что это очень тяжело. Но и сейчас я выхожу на сцену, когда нужно кого-то заменить. Саша Трясцин, например, уезжает на сессию. Мы же не можем закрыть театр, когда его нет. Но скажу так, что это стоит мне гораздо большего труда, чем тем актерам, которые каждый день выходят на сцену.

Какие планы у театра на этот год и на будущее? Каких премьер ждать?
– В феврале к нам приедет французский режиссер, с которым мы планируем поставить классический вариант комедии дель арте. Это будет пьеса  «Два веронца» Шекспира. Ее зритель увидит весной. Кроме того, как раз от начинающего режиссера Трясцина поступила творческая заявка на постановку истории о дворовой жизни детей. Позднее мы начнем работу с Егором Чернышовым, который был в Кирове уже на двух театральных лабораториях: у нас и в Драмтеатре. Кроме того, в июне мы проведем в театре юбилейный вечер – нам исполнится 80 лет.
Задача, которая сейчас стоит перед нами – сделать так, чтобы жителям Кирова не обязательно было ехать в московские или петербургские театры. Чтобы он мог сказать: «У нас в Кирове замечательные театры, шикарные режиссеры и актеры, мы их любим». Чтобы к нам на спектакли приходили с вязанками цветов. И пока у нас в театре есть люди, готовые работать почти на собственном энтузиазме, я могу ручаться, что мы осуществим все задуманное.

Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru


Досье
Владимир Иванович Грибанов, директор Театра на Спасской.

Дата и место рождения: 19 октября 1955 года, Киров.
Образование: В 1977 году окончил Саратовское театральное училище им. Слонова.
Карьера: С 1983 года - артист Кировского государственного театра юного зрителя, «Театра на Спасской». В репертуаре более 70 сыгранных ролей.
В 1990 –2000 г.г. – председатель профсоюзной организации «Театра на Спасской».
С 1995 по 2004 г.г. – председатель Кировской организации Союза театральных деятелей России.
В 2004 году за роль Телегина в спектакле «Дядя Ваня» Владимир Грибанов удостоен звания лауреата премии Кировского отделения Союза театральных деятелей России «Удача года – 2003» в номинации «Лучшая мужская роль». В том же году Владимиру Ивановичу присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».
С 2004 года - директор «Театра на Спасской».

Опросник Марселя Пруста:

Какие добродетели вы цените больше всего? Умение дружить и  терпимость.
Ваши  любимые писатели? Для меня самый талантливый Александр Пушкин. А в советской литературе – Давид Самойлов и Михаил Тарковский.
Ваши любимые литературные персонажи? Зарубежная литература – Сирано де Бержерак, отечественная -  дядя Ваня и Виктор Зилов.
Есть ли способность, которой вам хотелось бы обладать? Хотел бы уметь летать.
Ваш девиз? Если я не сделаю сам, за меня не сделает никто.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений