6 рублей за воду
«Кировские коммунальные системы» недавно заявили о необходимости значительно поднять тариф на свои услуги. Но это не значит, по словам руководителя компании Романа Лобанова, что РСТ эту инициативу одобрит.
В интервью «БН» он рассказал также о проведенных ремонтах и реконструкциях на сетях, борьбе с неплательщиками и новом концессионном соглашении с администрацией города.
- ККС недавно ввели новые санкции против неплательщиков. Расскажите о них. Большие ли долги сегодня у потребителей перед вашей организацией? Они стали меньше (больше) за последнее время?
— Общий текущий долг сейчас составляет более 200 млн рублей. В прошлом году нам удалось прекратить наращивание дебиторской задолженности. Так, мы перешли на прямые расчеты с жителями, уйдя от работы с управляющими компаниями, из-за которых эта задолженность и формировалась. Оказалось, что люди в большинстве случаев платят по счетам, как правило, вовремя. Мы напрямую поставляем квитанции, напрямую получаем деньги, и нас это устраивает.
- В скольких процентах случаях вы так работаете?
— Более чем 2/3 лицевых счетов жителей города Кирова переведены на такую систему. 1/3 осталась. Но это уже ТСЖ и маленькие управляющие компании. Со всеми крупными УК, которые и были генераторами дебиторской задолженности, мы больше не работаем.
- Есть примеры отключения ресурса для тех, кто не платит?
— Все наши абоненты делятся на физических и юридических лиц. С последними проще: требуется лишь небольшой период, чтобы начать вводить процедуру ограничения. А по физическим лицам мы не имеем права сделать это быстро. Людей нужно уведомить несколько раз, подождать, и только после этого прекратить подачу ресурса. Кроме того, наши жилые дома строились и строятся таким образом, что мы не имеем доступа ни к приборам учета, ни к запорной арматуре абонента. Поэтому ввести какие-либо ограничения достаточно сложно. Но у нас распространена практика ограничений по водоотведению для конкретных квартир. После этого физическое лицо, как правило, приходит к нам и погашает задолженность.
- Как сегодня движутся ваши ремонтные работы в городе? В график укладываетесь?
— У нас отсутствует ярко выраженный сезонный характер работ. Мы осуществляем их круглый год. В этом году плановые работы закончены, остался ремонт подсобных помещений, крыш и т.д. На самом деле та часть ремонтов, которую видят жители города, незначительна: у нас есть 27 насосных станций, очистные сооружения водопровода, очистные сооружения канализации. На этих объектах в этом году были проведены огромные работы (например, заменено устаревшее электрооборудование на новое).
- Администрация города высказала вам несколько претензий по поводу того, что вы не успеваете приводить в порядок территории после проведенных ремонтных работ (в частности, речь идет о перекрестке улиц Карла Маркса и Спасской, улицах Урицкого и Володарского). Почему это происходит?
— Может быть, это и хорошо, что нас ругают только за благоустройство. Если вспомнить, что было 15, 10 лет назад, когда целые микрорайоны оставались без воды, дома отключались без предупреждения и очень надолго, то сейчас все кардинально по-другому. Этот кризис мы преодолели, заменив практически четверть тех сетей, которые у нас в аренде. К примеру, до недавнего времени в одном из мест на сетях стояла запорная арматура 37-го года постройки. Мы ее поменяли и теперь в случае аварийной ситуации нам не нужно отключать целый микрорайон - мы обезвоживаем конкретный участок. Жители города в большинстве своем даже не ощущают того, что мы проводим ремонтные работы.
Что касается, например, участка на улице Урицкого. У нас там был ордер на месяц, а мы за неделю все подготовили и сдали. Однако нужно понимать, что работа по приемке объекта проводится не быстро. Если приемной комиссии что-то не понравилось или во время сдачи благоустроенной территории пошел дождь, нам нужно заново что-то переделывать, а это удлиняет сроки. То есть, в данных вопросах мы зависим не только от собственных ресурсов.
- В этом году чиновники впервые озаботились вопросом синхронизации работ ресурсных организаций и дорожных служб. Этот опыт успешен, на ваш взгляд? Вам приходится подстраиваться под неудобный для вас график или все проходит четко?
— Может быть, впервые синхронизация была объявлена в таком формате, но на самом деле она была всегда. Нас уведомляли о плановых работах на конкретных улицах. Сейчас мы работаем в таком же режиме и подстраиваемся под график ремонта тех участков, которые делают. Яркий пример — улица Преображенская. Там нужно было провести большую серьезную работу. Мы все сдали в срок. Конечно, это не касается аварийных ситуаций - мы не можем предсказать, где у нас в очередной раз произойдет авария. Но мы всегда находим общий язык и решаем возникающие вопросы в рабочем порядке.
- «Кировские коммунальные системы» подали заявку в РСТ с просьбой поднять в 2019 году тариф на водоснабжение на 13%, на водоотведение — на 40%. Поясните, пожалуйста, на какие расчеты вы опирались?
— Повышение тарифа у нас происходит раз в год с июля. Но нужно понимать, что это только тарифная заявка. Мы прекрасно осознаем, что у нас есть предельный уровень роста тарифа для граждан, и он не может превысить определенный лимит. Мы же формируем общий список затрат, которые нам необходимо понести в следующем году. То есть то, что мы заявили 40%, не говорит о том, что нам повысят тариф на эту цифру. Скорей всего, нам оставят только 4% (уровень инфляции). И мы понимаем, что в условиях ограниченного роста тарифов нам придется от чего-то отказываться. А граждане эти проценты, скорей всего, даже не заметят.
Если же говорить о конкретных цифрах, то наш тариф на холодную воду и водоотведение сегодня составляет 48,05 рублей с НДС. Когда вы посмотрите в свои квитанции, то, думаю, увидите, что один человек в среднем потребляет сегодня 2-3 кубометра холодной воды. А это 100-150 рублей, ну, максимум, 200. Если эту сумму разделить на 30, получится порядка 6 рублей в день. Именно столько в среднем каждый человек платит за безлимитное пользование холодной водой и канализацией. Это даже дешевле, чем проехаться на автобусе. И это в 20 раз меньше, чем, например, стоит пачка сигарет. Поэтому услуга по холодному водоснабжению и водоотведению недооценена, на наш взгляд. Мы на эти деньги содержим 776 км сетей по водоснабжению и около 700 км - по водоотведению (из них часть не передана нам в аренду и не имеет хозяина), а также 27 насосных станций, очистные сооружения водопровода и канализации.
- От чего вам придется отказаться в случае, если тариф не увеличится намного?
— Сложно сказать. На самом деле, ничего катастрофического не произойдет: мы продолжим работу, все жители будут с водой.
- Но сможете ли вы реализовать новые инвестиционные программы?
— Новые программы обычно разрабатываются нами, согласовываются с городом и утверждаются Региональной службой по тарифам. Последняя инвестиционная программа, которая была нами разработана, пока не согласована с администрацией Кирова. Полагаю, это связано с тем, что мы выходим на заключение нового концессионного соглашения, и все запланированные нами большие работы должны будут войти в его план. Работы в рамках коротких кредитных договоров и краткосрочные инвестиционные программы уже выполнены. Остались большие проекты, например, реконструкция городской станции аэрации (очистные сооружения канализации) — на нее требуется 1,5 млрд рублей.
- Администрация идет вам навстречу по поводу заключения этого соглашения?
— Мы находимся в процессе переговоров. Думаю, через какое-то время мы приступим к обсуждению деталей.
- В апреле глава администрации Кирова Илья Шульгин заявил о том, что сети, принадлежащие ККС, должны быть возвращены городу и сам город должен о них заботиться. К чему это может привести, на ваш взгляд?
— В следующем году у нас заканчивается договор аренды. Поэтому мы в любом случае передадим сети городу, чтобы потом заключить концессионное соглашение (договор аренды по закону сегодня заключать нельзя). Почему такие новости появляются в СМИ, мне не известно. Мы готовы на новых условиях строить новые взаимоотношения с администрацией города.
- С 2008 года вами было реализовано три инвестпрограммы. Расскажите еще раз о них кратко.
— Одна программа осуществлялась через надбавку к тарифам: мы планировали ремонт запорной арматуры, камер, реконструкцию насосных станций. Однако рост тарифа был небольшим, поэтому была реализована только часть плана. Мы получили 15,8 млн рублей вместо запланированных 200 миллионов, потому что нам существенно снизили надбавку по тарифу. На эти средства мы реконструировали 20 камер.
Вторая инвестиционная программа — строительство сетей водоотведения и водоснабжения в рамках подключения новых объектов. Мы построили одну новую насосную станцию и две погружных рядом со старыми. Кроме того, было создано много новых сетей. Эта программа была закрыта в 2017 году, потому что суд признал ее недействующей. Мы с ним не согласились, конечно, но были вынуждены изменить порядок работы. В целом благодаря этой программе были реконструированы объекты, которые не ремонтировались 40 лет, а также она позволила развивать город на юг, потому что имеющаяся старая насосная станция не позволила бы подключить к водоснабжению микрорайоны «Солнечный берег» и «Чистые пруды».
Третья программа осуществлялась по федеральной целевой программе «Жилище», в которой мы участвовали совместно с муниципалитетом и областью. Благодаря нашему общему финансированию был построен шестой водовод, что снизило аварийность и позволило в бесперебойном порядке подавать воду в город.
- Каков сегодня процент износа сетей?
— Он не изменился и по-прежнему высок, но не все так плохо, как было раньше. Из арендуемых нами сетей мы переложили около 130 км - самые плохие участки. Это почти четверть. Кроме того, мы поменяли запорную арматуру, отрегулировали давление, чтобы не было перепадов. Цель по перекладке сетей не является главной. Нам важно снизить количество аварий. Если посмотреть динамику аварийности, то еще в 2010 году показатель количества дефектов на километр сети в год составлял примерно 1,6 или 1,9. Сегодня мы вышли на показатель меньший, чем 0,6. И мы все это видим в нашей реальности: утечек на улицах стало меньше, люди не жалуются на долгое отсутствие воды в домах. Работа проведена большая, динамику и темп мы взяли хорошие. И в ближайшие годы останавливаться не собираемся.
Досье
Роман Вячеславович Лобанов, главный управляющий компании «Кировские коммунальные системы»
Дата и место рождения:
20 февраля1978 года, г. Киров.
Образование:
Московский гуманитарно-экономический институт (2001), Российский институт государственных регистраторов (2001), МВА (мастер делового администрирования), Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК (2009), MBA, European School of Management and Technology (Berlin 2013).
Семейное положение: женат, три дочери.
Карьера:
1999-2005 - Управление Федеральной регистрационной службы по Кировской области (прошел путь от специалиста 2 категории до заместителя начальника отдела правового обеспечения и судебной защиты);
с 2005 года - «Кировские коммунальные системы» (от начальника правового управления до генерального директора).
Увлечения:
Восточные единоборства: кендо 2 дан, иайдо 1 дан.
Любимые книги:
Владимир Набоков, Джон Фаулз.
Любимая музыка:
Чиж
Любимая кухня:
Паназиатская.
Девиз:
Быть, а не казаться.
От автора:
Роман Вячеславович встретился с нами сразу после отпуска. При этом, казалось, он был в курсе каждой мелочи в работе своей организации, будто и вовсе не выпадал из рабочего процесса. И противопоставить ему было нечего — в рамках своих возможностей ККС действительно делают много. И вода лично у меня дома пропадает теперь гораздо реже.