А завтра были выборы
Участники «Круглого стола»:
Николай Голиков, главный редактор «Вятской особой газеты»,
Михаил Курашин, депутат Законодательного собрания Кировской области («Справедливая Россия»),
Дмитрий Русских, депутат Законодательного собрания Кировской области (КПРФ),
Вячеслав Тимченко, депутат Госдумы, секретарь политсовета КРО партии «Единая Россия»,
Кирилл Черкасов, депутат Госдумы (ЛДПР).
Лето. Период отпусков. На первый взгляд, в Кирове и области – затишье. А до декабрьских выборов в Госдуму – как до Китая пешком. Но бригады политтехнологов уже прибыли в наш город и начали вербовать студентов и журналистов, предлагая им заработать «копеечку», потрудившись копирайтерами на ту или иную партию. Обывателю снова стоит ожидать море «черного» пиара? Как рядовому избирателю разобраться во всех этих фронтах и ополчениях? Предвыборную ситуацию в регионе обсудили эксперты «круглого стола».
Война «повторюшек»
Николай Голиков:
- Предвыборная борьба уже идет вовсю. Но партии вынуждены играть по правилам, предложенным «Единой Россией». Путин назвал все альтернативные Народному фронту коалиции «повторюшками». Я, безусловно, с ним не согласен. Если копнуть глубже, сам Народный фронт - уже повторение. Идея снята с оппозиции. А Народное ополчение и иже с ними - это не повторение, а симметричный ответ оппозиции. Раз «Единая Россия» пошла на поляризацию общества, оппозиционеры подхватили тему. Партия власти начинает терять эту самую власть, но расставаться с ней, конечно, не хочется. Поэтому и начинается ребрендинг: придумывают новое название - Народный фронт, пытаются в приказном порядке привлечь к сотрудничеству с собой людей из общественных организаций. По-видимому, других способов работать на выборах «Единая Россия» не знает.
Вячеслав Тимченко:
- Ваша позиция понятна. Хочу сказать, что копия всегда хуже оригинала. И Народное ополчение коммунистов это показало. Как говорили классики, «узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». «Единая Россия» не стремится кого-то копировать. Мы занимаемся реальными делами. А если кому-то хочется превратить это в политический фарс - их право. На самом деле жители города, области, страны прекрасно понимают, где популизм, а где - реальная работа в интересах каждого конкретного гражданина.
Дмитрий Русских:
- А давайте посмотрим, кто вошел в Народный фронт? Те, кто всегда поддерживал «Единую Россию»: «Молодая Гвардия», Союз пенсионеров, «Опора России», некоторые искусственно созданные организации. Никаких новых лиц я там не увидел. Путин сказал, что 150 человек беспартийных прошли праймериз от Народного фронта. Но 4 декабря мы все увидим, сколько беспартийных граждан от Народного фронта получат мандаты в Госдуму.
Михаил Курашин:
- Полностью с вами согласен. В Народный фронт вошли, в первую очередь те, кто поддерживал «Единую Россию» и раньше.
Попробуем сравнить Народное ополчение и Народный фронт. Разные по названиям и партийной принадлежности, оба движения являются одинаковыми по сути, хотя, если честно, идеологии ни того, ни другого движения я не видел.
Все они хотят «развития России», разница в стратегиях. Это верно, но это же является основной партийной дискуссии между «Единой Россией» и КПРФ. Тогда возникает вопрос – причем здесь народные движения, если речь идет о партийной борьбе? Ответ для многих очевиден – народные движения являются технологией проведения избирательной кампании и одной и другой партии.
Кирилл Черкасов:
- На мой взгляд, Общероссийский народный фронт является такой же «повторюшкой». Это всего-навсего попытка спрятать дискредитирующий себя бренд «Единой России» за маркой Народного фронта.
Темные краски пиара
Николай Голиков:
- Меня особенно забавляют все эти соглашения «За честные выборы». Это, безусловно, пиар-ход. Выборы честные, если они проходят в соответствии с законом. Зачем какие-то соглашения? Те, кто подписывает подобные документы, получается, признают, что есть варианты незаконного ведения предвыборной агитации. На самом деле, это совершенно ничего не значащая бумага. Вообще следить за честностью выборов должны не партии, а соответствующие структуры: избирком, прокуратура.
«Черный пиар» - это не российское изобретение. Это есть и в Америке, и во Франции, и в других странах. На выборах работают деньги и административный ресурс. Противостоять административному ресурсу очень сложно. И единственный способ - «чернуха», война компроматов. Не думаю, что декабрьские выборы в Госдуму обойдутся без «черного пиара». Насколько я знаю, уже идет активнейшая подготовка в этом направлении.
Михаил Курашин:
- Мое мнение, что никакого «джентльменского соглашения» по поводу использования «черных» технологий быть не может. Почему? Борьба идет не между партиями, а между элитами, и не за высокий рейтинг, а за конкретные места и доступы к финансовым и иным ресурсам. А в этих условиях, как говорится, «все средства хороши».
Это очень неприятно, неэтично и неправильно. Но это факт, как и то, что с каждой кампанией количество таких «черных» технологий растет и совершенствуется. И никакие «джентльменские соглашения» пока не могут их остановить, а правоохранительные структуры особо не стремятся вмешиваться в избирательные кампании.
Дмитрий Русских:
- На самом деле, у нас сегодня единственная партия, которая занимается «черным пиаром», - это «Единая Россия». Самое печальное, что от всей этой «грязи» люди устали и перестали верить в честные выборы. Мы знаем, кто эту «чернуху» пишет и оплачивает. Это известные в городе люди, которые сегодня, как лошадь, объездили «Единую Россию» в своих интересах. Они хотят сделать монополию не партии, а именно своего коммерческого участия в Гордуме и Заксобрании. Партия «Единая Россия» сегодня у большинства населения ассоциируются как «партия воров и жуликов». Все нормальные люди, которые еще хотят бороться и говорить, то, что думают, в открытую, собираются сегодня на площадке оппозиционных партий. А в «Единой России», к сожалению, ничего говорить нельзя. Те, кто бывал на заседаниях Законодательного собрания Кировской области, знает, кто отстаивает свою точку зрения, а кто - молча за все голосует. Я считаю большим успехом, что сегодня в Заксобрании есть оппозиционные партии, которые не просто нажимают кнопки, а каждый вопрос обсуждают. Благодаря СМИ, которые выносят эти заседания на экраны и газетные полосы, народ узнает, кто и как голосует. Что касается соглашений «За честные выборы», - я за подобные соглашения, но не верю, что «Единая Россия» может вести честную игру. К примеру, уже сегодня некоторые известные в городе личности объезжают кандидатов, которые могут пойти от оппозиционных партий в Гордуму, и ведут против них своеобразную психическую атаку, угрожают им.
Кирилл Черкасов:
- Все эти соглашения «За честные выборы», на мой взгляд, - одна из политтехнологий, позволяющая привлечь к определенной политической силе дополнительное внимание. Пока партия власти не покажет, что действительно проводит честные выборы, я не стану подписываться под подобными соглашениями. Думаю, что основная проблема любых выборов сегодня в России - это не «черный пиар», не оскорбления кандидатами друг друга, не война компроматов, а честный подсчет голосов, отражающий реальное волеизъявление наших граждан. Чего сегодня, к сожалению, нет.
Вячеслав Тимченко:
- Соглашения «За честные выборы» накладывают определенные обязательства. Причем, обязательства не только в отношении «черных» предвыборных технологий, но и в объективности той информации, которую преподносит политическая партия. Просто критиковать - это всегда легко, даже если критика объективна. А вот что-то сделать для того, чтобы исправить ситуацию - сложнее. Сегодня Киров наполнили баннеры с изображением лидера «Справедливой России» Сергея Доронина. Какие там слоганы? «Город устал от плохих дорог», «Город устал от отсутствия мест в детсадах». А дальше-то что? Это констатация факта, согласен. Если он может предложить, как решить эти проблемы, пусть предложит. Мы, «Единая Россия», предлагаем решения. Мы вышли с инициативой о выделении дополнительных средств на ремонт дорог. И эти деньги приходят и направляются на ремонт дорог, на обустройство дворов. И дороги и дворы становятся лучше, это все видят. Если «Справедливая Россия» готова найти инвесторов, - пожалуйста, мы только поаплодируем ей, «спасибо» скажем. А констатировать, что город устал, - самое простое дело.
Не кочегары мы – технологи
Михаил Курашин:
- Выборы последних 20-ти лет превратились из волеизъявления народа в технологическую шоу-программу. Предпосылок этому много, и появление профессиональных политтехнологов является одной из таких причин. Но, отмечу, что не основной.
Мне кажется, что главной причиной является отсутствие веры у избирателей, которая «убита» годами игнорирования их потребностей теми, кого они избирали. А технологи лишь сформировали из этого процесса своеобразный рынок услуг – услуга по продвижению во власть. И сегодня активно на этом зарабатывают.
Да, сегодня технологи четко работают на «затачивание» граждан на отдачу голоса тому, на кого работают эти специалисты. И заметьте, в этих технологиях все реже встречается такой этап, как встречи с избирателями. Но даже, несмотря на отсутствие подобных встреч, нередко побеждают «технологичные» кандидаты, что говорит о том, что избиратели голосуют «вслепую». Естественно, технологичность избирательной кампании приводит к тому, что стоимость такой кампании является немаленькой, а 100% гарантий технологи не дают никогда (чаще всего, многие технологи вообще покидают регион в день голосования, получив авансы и расчеты).
Дмитрий Русских:
- Политтехнологов, в основном, привлекает только «Единая Россия». Причем, именно «черных» технологов. Не знаю почему. Может быть, единороссы считают, что у местных не хватает ума или креатива. Может быть, вообще это способ некоторых представителей «Единой России» отмывать деньги. Все мы знаем, что на предвыборную кампанию единороссов с бизнеса и промышленников собираются десятки миллионов рублей. К радости или сожалению, я как участвующий в предвыборной кампании КПРФ, могу сказать, что у нас нет таких средств, чтобы нанимать бригады политтехнологов. В моем понимании, большинство из этих приезжих пиарщиков - прохиндеи. В сегодняшних условиях результат партии на выборах определяют не политтехнологи. Мартовские выборы в Заксобрание доказали это. В пяти из восьми округов города Кирова победили оппозиционные кандидаты, у которых бюджет был минимальным. И считать, что победит тот, у кого больше денег, - сегодня неправильно. Я понимаю, что «Единой России» сегодня набрать 53%, которые ей «спустили» сверху, невозможно. Наверное, единороссы скоро с небес попросят кого-нибудь прилететь, чтобы им помогли. При реальном уровне доверия к партии власти 20%, что показывают различные опросы, 53% «Единой России» не набрать. Как говорит Алексей Навальный, даже «высшая математика» тут помочь не может. Он имеет в виду фальсификацию.
Вячеслав Тимченко:
- Надо еще разобраться, кто тратит большие деньги. «Правое дело», которое пол-Кирова завешало баннерами с изображением своего лидера, и считает, что оно своими большими деньгами на политтехнологии победит? «Единая Россия» на политтехнологии огромные финансовые ресурсы тратить не собирается. Да, мы должны проводить социологические исследования, чтобы понимать, что сегодня наиболее актуально для населения. С другой стороны, мы должны доносить до населения информацию о том, что сделано и что предстоит сделать. И уже на конкретном разъяснении выполненных обещаний и планов мы будем строить свою предвыборную кампанию.
Кирилл Черкасов:
- Я считаю, что все эти политтехнологи могут лишь реально фальсифицировать итоги выборов, не более того. Протестные настроения в Кировской области назрели давно. Они имеют под собой очень серьезную почву. Поэтому неудивительно, что побеждают представители оппозиционных партий. Надо заниматься экономикой и развитием региона, а не говорильней. Тогда за вас будут голосовать.
Николай Голиков:
- Безусловно, эффект от приглашения в регион на предвыборный период политтехнологов есть. Другое дело, что существуют объективные вещи, которые нельзя преодолеть даже посредством пиарщиков. Это наш с вами уровень жизни. За счет политтехнологов «Единая Россия», к примеру, на мартовских выборах, я считаю, просто спаслась от еще более громкого поражения. Грубо говоря, процентов 7-8 партия власти подтянула именно за счет использования политтехнологий. Но в целом переломить картину за их счет уже невозможно.
Подготовил
Александр Грислис
grislis@mail.ru