Антикризисное настроение
22.02.2016 18:18:00
3309
0
Киров жаждет хлеба и зрелищ. В кризисный 2015-й в городе открылось сразу несколько новых баров и кафе, которые готовы развлекать кировчан и живой музыкой, и танцами, и шоу-программой и заморскими коктейлями. Или это стечение обстоятельств и нет никакого ресторанно-клубного бума?
Что происходит на рынке — выясняли гости программы «Разворот на бизнес» в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове».
В нужный момент
Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»:
У нас сегодня очень милая и приятная, на первый взгляд, тема. В Кирове витает антикризисное настроение. Мы наблюдаем ресторанно-клубный бум. За 2015 год открылось большое количество развлекательных заведений, где сочетается все — кухня, танцы, музыка...
Олег Прохоренко, ведущий «Эхо Москвы в Кирове»:
А между тем, федеральная статистика (за 2016 год) говорит об обратных тенденциях: наибольшее количество предприятий общепита находится в Центральном федеральном округе, в остальных регионах компаниям пришлось прекратить свою деятельность, поскольку посещаемость снизилась в среднем на 13%, что привело к катастрофическим последствиям. В Кирове же, что интересно, заведения, наоборот, открываются. В связи с кризисом, люди, видимо, решили удариться во все тяжкие... И у нас сегодня в гостях представители клубно-ресторанного бизнеса. Это Денис Елшин, владелец бара Don't Worry Papa, Андрей Несветаев, директор по развитию и совладелец кафе-бара FABRIKA, и Виктор Огородников, менеджер по спецпроектам клуба GAUDI.
Виктор Огородников, менеджер по спецпроектам клуба GAUDI:
Хотелось бы сразу уточнить, что и в Кирове немало заведений закрывается. Вот недавно закрылись ваши соседи - клуб LED.
Олег Прохоренко:
Зато открылся «Станок».
Светлана Занько:
Виктор, а зачем клуб GAUDI (достаточно известный и стабильно работающий) в кризисный год провел ребрендинг? Как я понимаю, вложены серьезные средства?
Виктор Огородников:
Это скорее рестайлинг. Изменилась стилистическая составляющая, фасад. Появился ресторан. GAUDI - это уже не дискотека, это некий джаз-бурлеск-клуб, где играет живая музыка. Преимущественные направления - джаз и соул.
Олег Прохоренко:
То есть вы перехватили инициативу у джаз-кафе?
Виктор Огородников:
Я прекрасно отношусь к кафе «12», «Milk» - это уютные, красивые, «вкусные» площадки. Но это формат «квартирников». У нас же другой уровень - сцена, звук, аппарат...
Светлана Занько:
А между тем, Виктор не ответил на мой вопрос: почему так мощно вложились деньгами в рестайлинг в кризисный год? Но давайте на этот счет еще Андрея Несветаева послушаем. FABRIKA открылась в разгар кризиса. Почему?
Андрей Несветаев, директор по развитию кафе-бара FABRIKA:
Мы четко следим за трендами. Главное в нужный момент привести новый формат в город. Фабрика — это проект, который долго просчитывался, планировался, и вышел на рынок в нужный момент.
Светлана Занько:
А как вы определили этот «нужный момент»?
Андрей Несветаев:
Есть понятная статистика по движению моды, трендов, стилей в стране: Москва — города-миллионники — другие областные центры. Не все форматы в принципе доходят до Кирова, но популярные форматы, в основном, появляются в Кирове через 2-3 года. Проект FABRIKA мы делали при поддержке партнеров из Нижнего Новгорода. В свое время мы увидели в Нижнем кафе FABRIKA, когда оно только открылось. Концепция заведения четко продумана - это кафе-бар, место, где можно поесть, отдохнуть, выпить качественные коктейли, в пятницу и субботу — потанцевать, послушать живую музыку. Было понятно, что рано или поздно FABRIKA появится в Кирове, так что диалог с будущими партнерами мы начали почти сразу, а с декабря прошлого года плотно приступили к реализации проекта.
Светлана Занько:
Денис, когда открылся Don't Worry Papa?
Денис Елшин, владелец бара Don't Worry Papa:
Полтора месяца назад.
Светлана Занько:
Совсем свежачок. Каков формат заведения?
Олег Прохоренко:
И откуда такое название? Это франшиза?
Денис Елшин:
Название мы придумали. Don't Worry Papa - это рок-бар. Подобного заведения в Кирове до сих пор не было, мы решили, что будет достаточно интересно открыть такой бар. У нас играют кировские кавер-группы.
Светлана Занько:
Интересно, что одновременно с открытием новых баров возвращаются кировские музыканты... Наверное, это не случайно происходит и это направление становится востребованным? И народ идет зачастую именно на музыкантов?
Андрей Несветаев:
В том числе.
Светлана Занько:
Я правильно понимаю, что музыкальная программа в Кирове в целом стала плотнее, чем раньше? Групп, которые приезжают, стало больше?
Виктор Огородников:
Их больше. Но людей, которые на них ходят, меньше. Аудитория сегментируется. Если раньше, приезжая в Киров, рок-группа собирала 700-800 человек, потому что шли все (и панки, и металлисты, и байкеры), то сейчас на определенную группу идет только сегментированная аудитория. Концертов стало больше, и люди могут выбирать.
В нужном месте
Олег Прохоренко:
Интересен вот какой вопрос — как вы выбирали место для ваших заведений? Есть клуб GAUDI, который работает на одном месте 20 лет. И это одна история. А есть Don't Worry Papa: на Северном кольце... Денис, вы по какому принципу место выбирали?
Денис Елшин:
Я не выбирал. У меня было здание в собственности.
Светлана Занько:
Не страшно было открываться? Северное кольцо — это не жилой микрорайон.
Денис Елшин:
Не страшно. Заведение рассчитано на всех, кто живет в Кирове. Такси по городу - 100 рублей, доехать до любого клуба — не проблема. Конечно, если бы заведение располагалось в центре, было бы проще в плане рекламы, например. Но и в удаленном расположении есть свои плюсы — мы находимся на территории заводов, звук не мешает людям.
Светлана Занько:
Андрей, у вас другая сложность — вы находитесь рядом с собором. И были публикации о том, что вы мешаете верующим.
Андрей Несветаев:
У нас конкретно с церковью проблем нет. Есть проблемы с определенными личностями, которым спокойно не живется, и которым хочется славы.
Виктор Огородников:
Андрей, а я вчера прочитал новость, что есть недовольство со стороны министерства культуры области...
Андрей Несветаев:
Дело в том, что мы провели декоративный ремонт первого этажа, положили брусчатку, начали приводить здание в человеческий вид. И, как выяснилось, нарушили регламент работ. Мы должны были уведомить министерство культуры, что мы хотим провести ремонт, а мы этого не сделали.
Светлана Занько:
У нас сложное законодательство. С одной стороны, Ирина Рубцова, архитектор города, заявляет, что нет желающих реконструировать исторические здания. С другой стороны, как только находятся желающие, им сразу предъявляют претензии.
Виктор Огородников:
Мы столкнулись с похожей ситуацией, когда делали реконструкцию фасада здания кинотеатра «Победа». Пришлось много попотеть, чтобы получить разрешение.
Андрей Несветаев:
И как раз в министерстве культуры люди понимающие. Но у них есть регламенты. Когда в прокуратуру поступают письма от определенных людей, которые просят нас проверить, прокуратура обязана отреагировать, и министерство культуры обязано проверить.
Олег Прохоренко:
У вас здание в собственности?
Андрей Несветаев:
Нет, в аренде.
Олег Прохоренко:
Так как «Фабрика» - это не только ночной бар, но и кафе, это большая ресторанная зона, поэтому местоположение для нас было очень важно. Фактически идея была очень давно, но не было места. В какой-то момент мы решили, что это здание подходит.
За чей счет?
Светлана Занько:
У вас очень хорошо получилось. Пешеходная зона получила красивое завершение. Эта часть города наполняется жизнью и это здорово. Но мы сейчас вернемся к тому, с чего я начинала. В кризис вы все вложились в бизнес. Если возможно, озвучьте, о каких суммах идет речь? Не пожалели ли вы, что именно в 2015 году вложились в такой бизнес?
Андрей Несветаев:
Конкретные суммы — коммерческая тайна. Начинали мы уже в кризис. Уже прошло повышение курсов.
Светлана Занько:
Но никто же не знал, что будет так страшно.
Андрей Несветаев:
Безусловно, рентабельность сильно уменьшилась и сроки окупаемости значительно вырастут. Но надеемся, это будет рабочий проект. Сейчас в пятницу и субботу у нас хорошая заполняемость, в рабочие дни еще есть куда расти.
Светлана Занько:
Денис, а вы не пожалели, что открылись? И сильно ли вы вложились?
Денис Елшин:
Думаю, вложились мы даже больше, чем коллеги. Нам надо было достраивать второй этаж, плюс ремонт. Но у нас здание в собственности, и земля вокруг выкуплена.
Светлана Занько:
Виктор, а у вас как дела?
Виктор Огородников:
Вложения большие. Очень. Но это игра на долгие годы. Пока ресторан оправдывает ожидания. Можно сказать, что это удачный проект — ресторан открыт в нужное время в нужном месте. Что касается большой концертной площадки, то есть вопрос с наполнением. Есть еще пространства и локации, где будут открываться новые проекты. Если мы посмотрим на демографические графики, то сейчас много лиц с годом рождения 2000-2004. Это люди, которым через 2-6 лет будет уже 18+. Возможно, большие площадки опять будут наполняться молодежью и через пару лет проекты нужно будет готовить на эту аудиторию. Пока же есть ощущение, что так называемый рейв (большие дискотеки) умирает. Я вспоминаю свою студенческую бурную молодость, большие кировские дискотеки в ДК «Родина», где за ночь проходило больше 1000 человек. Все клубы — «Победа», «Алые паруса» - были полными. Люди приходили танцевать. Тогда их вопросы кухни, качественного обслуживания, сервиса абсолютно не беспокоили. А если взять 2008 — 2010 годы (это как раз расцвет клубного бизнеса в Кирове в плане величины чека и величины прибыли собственников заведений), то в пятницу-субботу трендовые заведения того времени в Кирове посещало 4,5-5 тысяч человек. Сегодня — 3 — 3,5 тысячи.
Светлана Занько:
То есть, сегодняшняя молодежь — это как раз те люди, которые родились в кризис 98 года. Демографическое дно. И, соответственно, появились маленькие заведения, бары, клубы, которые собирают эту аудиторию. Большие площадки ушли. Вырастет количество молодых людей — снова появятся большие площадки. Так или иначе и сейчас, как мы выяснили, бары и клубы, несмотря на кризис, наполняются.
Олег Прохоренко:
Если подвести итог... Я для себя выписал три вещи, которые составляют тренд сегодняшнего дня: это уменьшение площадей заведений, четкое понимание аудитории и «фишка» в виде атмосферы, интерьера, кухни, живой музыки определенного формата.
Виктор Огородников:
Хотелось бы резюмировать сегодняшнюю тему по поводу клубного бума. Почему открывается так много разных заведений? Просто в какой-то момент на стыке 2010 — 2011 года у определенных людей сложилось мнение, что клубный бизнес — это очень просто. Поставил 4 колонки, привел людей - и зарабатываешь космические деньги. Но я считаю, что это не так, это очень сложная работа.
Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru