Авангардные и знаменитые
Наверняка немного в Кирове специалистов по авангардному течению в искусстве Вьетнама и Японии. Еще меньше тех, кто вообще знает о том, что авангард добрался и до Азии тоже. «Галерея Прогресса» вновь берет на себя ответственность за устранение этого пробела и предлагает нам насладиться, а кому-то и познакомиться с самым передовым искусством XX века.
Только за последний год «Галерея прогресса» привезла в наш город Марка Шагала и Рене Магритта. Сегодня у нас в гостях вся компания художников-авангардистов, в том числе из Японии, Вьетнама и Америки. Выставку литографий знаменитых (и не очень) мастеров, не безвозмездно, конечно, предоставил «Галерее» санкт-петербургский арт-центр «Перинные ряды».
Открывается выставка, конечно, французами. В начале зала представлены два меланхоличных натюрморта Бернара Бюффе. Ощутивший на себе все тяготы Второй мировой войны, он видел мир далеко не в радужных красках. Впрочем, как и многие. Далее Германию представили абстракции Макса Эрнста. Интереснее всего было лицезреть японского художника Шоичи Хасегаву. Он, кстати, не так широко известен миру. Его работа на этой выставке - «Опаловый» - кажется неким переплетением космических форм. Вьетнам одной из своих абстрактных литографий без названия представил Лебаданг. Оба художника, несмотря на то, что они — аванградисты, еще и очень традиционны в своих работах: в их картинах есть что-то восточное, какая-то неспешность и созерцательность.
Рене Магритт (Бельгия) прибыл к нам снова. И снова в самых известных своих работах: «Карт-бланш», «Декалькомания», «Великая война» и «Большое семейство». Любителям магических загадок от художника будет чем заняться на выставке. Снова приехал и Сальвадор Дали (его работы уже были в Кирове, правда в другом выставочном зале). Но его красно-абстрактную «Сикстинскую деву» мы еще не видели. Испанию, кстати, наравне с ним, представляет на выставке и Хуан Миро. Еще один наш постоянный гость — Марк Шагал (Россия) вновь был представлен своими знаменитыми библейскими сюжетами. Однонациональную компанию ему составили Василий Кандинский и Андрей Ланской. Самыми веселыми и яркими из всех, пожалуй, оказались созданный из разноцветных квадратиков «Клоун с мячом» французского художника Виктора Вазарели и цветные «Попугаи» голландца Кархела Аппеля. Удивил Лейф Лейдж из Дании: его работа с мрачной зеленой «рожей» (иначе не назовешь) с еле-еле прослеживающимися двумя зубами называется неожиданно - «Улыбайся». Да это почти гимн всего авангарда — быть всегда на грани.
Аннотации к каждому отдельному художнику оформлены так, будто это статьи в газетах разных стран: «The Japan times», например, или «Ведомости», а вьетнамская газета называется так: «Nong nghiep». На этот раз в галерее не было никаких музыкантов, театральных сцен, видеоряда или перформанса. Лишь играла спокойная музыка. И это совершенно оправданно, ибо эти художники совершенно самодостаточны. Общение с ними тет-а-тет не требует никакого сопровождения. Они сами все расскажут.